РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС ПО ПРОГРАММА 2100


INCLUDEPICTURE "F:\\олег тит листы\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINET

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Наша Земля» 5 класс.Образовательная система «Школа 2100»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
I. Пояснительная записка
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»* каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.
Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.
2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.
3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.
4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
II. Общая характеристика учебного предмета «География»
Настоящая программа по географии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами (биологией, химией, физикой, историей, обществознанием, экономикой) непрерывный школьный курс естествознания и обществознания.
Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.
Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты:
культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;
экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;
толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;
Идея системного единства обеспечивает возможность:
проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;
взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;
объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;
актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;
объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;
формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;
усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.
Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь:
образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;
различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;
традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;
дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;
этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;
диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.
В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.
Особенности изучения географии в 5-м классе
В первой части курса географии у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
В 5-м классе в курсе под названием «Наша Земля» школьники знакомятся с основами астрономии, которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной, более значительный акцент делается на географические системы – географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.
Большое внимание обращается на развитие географической культуры – географическому языку, знанию важнейших географических объектов и их положения на карте, картографическим умениям и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческую основу географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов школьников. Повышенное внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников, подготовить их к освоению учебного курса ОБЖ.
В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей и географических открытий ведётся от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.
Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звёздное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый раздел вынесены сведения о твёрдой (кристаллической) воде.
III. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю в 5-м классе составляет 1 ч.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития (ЛР) – Осознание роли географии в познании окружающего мира.
2-я ЛР – Освоение системы географических знаний как основы географического мышления.
3-я ЛР – Использование географических умений.
4-я ЛР – Использование карт.
5-я ЛР – Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств
(тексты и задания).
Предметная методика
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе
Личностные результаты
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
V. Содержание учебного предмета «География»
Перечень основных понятий: География, природные и антропогенные объекты, Солнечная система, пояса освещенности, земная кора, литосфера, рельеф, равнины, горы, выветривание, атмосфера, амплитуда температур, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, гидросфера, океан, море, река, бассейн реки, режим реки, озеро, биосфера, почва, географическая оболочка, географические системы, географическая среда, природные и антропогенные системы, городская среда обитания, ноосфера.
Раздел 1. Развитие представления человека о мире (9 ч.)
Понятие о географии, причины возникновения и развития науки. Путешествия и описания как самые древние и надёжные способы познания мира Земли. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия, Великие географические открытия.
Вклад отечественных землепроходцев и исследователей в развитие географии. Географические открытия ХХ в.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.
Понятие о глобусе и карте. Легенда общегеографической карты. Шкала глубин и высот. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе и карте. Компас и ориентирование с его помощью. Определение местоположения географических объектов. План местности. Условные знаки. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение расстояний на местности и на плане. Составление простейшего плана местности. Решение практических задач по плану.
Практическая работа. 1. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом. 2. Ориентирование на местности с помощью компаса
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы (3 ч.)
Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия: смена времён года, смена дня и ночи. Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь её поверхности.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Линии тропиков и полярных кругов.
Раздел 3. МИР ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ (4 ч.) Место и роль мира камня для людей. Горные породы и минералы. Внутреннее строение Земли. Понятие «рельеф», формы рельефа. Планетарные формы рельефа: выступы материков и впадины океанов. Равнинный и горный рельеф. Различия гор и равнин по высоте и внешнему виду. Примеры крупных форм рельефа и их местоположение. 3емлетрясения и вулканизм. Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Практические работы. 1. Нахождение на физической карте объектов литосферы, в том числе упомянутых в тексте учебника. 2. Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Раздел 4. МИР ЗЕМНЫХ ВОД (6 ч.)
Наличие воды – планетарная особенность Земли. Роль жидкой воды в природе и жизни людей. Мировой океан и его части. Соотношение суши и Мирового океана. Виды движения вод океана: волны и течения.
Свойства морской воды: температура и солёность. Движение воды в океане. Волны, течения, приливы. Льды в океане. Методы изучения морских глубин. Источники пресной воды на Земле. Реки, озёра, водохранилища, болота. Речная система. Питание рек. Использование карт для определения частей речных систем, направления течения рек. Подземные воды, их использование человеком. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники. Опасные явления в гидросфере.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту основных географических объектов Мирового океана. 2. Анализ физической карты с целью определения глубин океанов и морей. 3. Воображаемое путешествие по рекам, озёрам, морям и океанам. Описание особенностей вод своей местности. 4. Анализ результатов наблюдений за изменениями состояния водоёмов своей местности.
Раздел 5. МИР ВОЗДУХА ЗЕМЛИ (6 ч.)
Состав воздуха и свойства земных газов. Значение атмосферы для жизни на Земле. Температура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветер, его направление и сила, осадки, их виды. Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Влажность воздуха. Облака.
Практические работы. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Наблюдения за погодой. Опасные погодные явления.
Раздел 6. МИР ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (4 ч.)
Понятие о живом веществе. Приспособления живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Жизнь на суше. Жизнь в экстремальных условиях. Проблемы выживания людей в тундрах, жарких и холодных пустынях. Представление о стихийных явлениях и процессах в мире живой природы.
Практические работы. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Часы по выбору учителя: 3 ч.
VI. Календарно-тематическое планирование
уроков географии в 5 классе на 2014-2015 учебный год.
Дата
№ п/п №п/т Тема Тип урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Форма контроля Домашнее задание
Предметные
Личностные Метапредметные Раздел I Источники географической информации.
1 1 Почему нужно изучать географию Систе-матиза-ция ЗУН Приводят примеры использования географических знаний в жизни и деятельности человека, формулируют ответ на вопрос «Для чего мы изучаем географию?». Называют основные источники географических знаний, оценивают их. Ориентироваться по карте и плану; определять координаты географического объекта, находить объект по географическим координатам; находить и показывать на карте важнейшие географические объекты; использовать масштаб для определения расстояния по карте; использовать географические методы исследования в учебной деятельности и в реальной жизни; объяснять смысл географических терминов; описывать важнейшие путешествия и объяснять их значение для человечества. Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества Р: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения
П: передают содержание в сжатом и развернутом виде
К: оформляют мысли в устной и письменной речи Мини-размышления, ответы на вопросы § 1
2 2 Рождение географии Изуче-ние нового матери-ала Построение шкалы времени Осознаёт себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; уважение к истории, культурным и историческим памятникам Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Фронтальный опрос § 2
3 3 Путешествие европейцев в Индию и Китай. Великие географические открытия. Комби-ниро-ванный (далее К) Работа с картами. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос Работа с картами атласа
§ 3
4 4 Географические открытия XVII – XIX веков К Изучение вклада русских географов в изучении мира и своей страны. Работа с картами атласа
§ 4
5 5 Форма и размеры Земли. Изуче-ние нового матери-ала Приводят доказательства шарообразности Земли. Вычисляют разницу между полярным и экваториальным радиусами. Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
К: строит небольшие монологические высказывания. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 5
6 6 Глобус, параллели и меридианы. К Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети, сравнивают их. Осваивает новые виды деятельности. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Фронтальный опрос Работа с картами атласа
§ 6
7 7 Географические координаты К Определяют направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Работа с картами атласа
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 7
8 8 Географические координаты Практи-ческая работа Выполнение практической работы по определению географических координат точек и точек по заданным географическим координатам. Осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий. Работа с картами атласа
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 7
9 9 Географические планы и карты Изуче-ние нового матери-ала Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба. Осваивает новые виды деятельности. Работа с картами атласа
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 8
10 10 Ориентирование. К Определяют направления по компасу, азимут на объекты, составляют описание маршрута. Работа с картами атласа
§ 9
11 11 Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки. К Систематизируют карты атласа по содержанию и масштабу. Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся. Топографичес-кий диктант § 10
12 12 Обобщение и закрепление знаний по разделу. Объясняют значение понятий, показывают на карте географические объекты. Анализируют географическую информацию для выполнения географического проекта. уважение к личности и её достоинству, доброжела-тельное отношение к окружающим Р: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.
П: осознаёт познавательную задачу, извлекает нужную информацию из карт атласа.
К: вступает в диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе. Тестирование Раздел II. Природа Земли и человек.
13 1 Земля – часть Вселенной. Систе-матиза-ция ЗУН Определяют уникальные свойства Земли и важные географические следствия. Определять взаимосвязь строения земной коры, слагающих её горных пород и минералов, а также рельефа; находить на картах наиболее крупные водные объекты и объекты рельефа, составлять их краткие характеристики; определять элементы погоды и способы их измерения; определять особенности жизни в различных климатических условиях. Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Вводная беседа
§ 11
14 2 Движение Земли и её ритмы. К Объясняют смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 12
15 3 Мир земной тверди.
Этажи подземного царства. Изуче-ние нового матери-ала Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Беседа § 13
16 4 Горные породы и минералы. К Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Осваивает новые виды деятельности, осознаёт трудности и стремится к их преодолению; осознаёт себя гражданином своего Отечества, испытывает чувство гордости за богатства недр России. Фронтальный опрос
Работа с образцами горных пород. § 14
17 5 Рельеф Земли. Горы и равнины. К Составлять характеристику разных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов – от строения земной коры. Работа с картами атласа
§ 15
18 6 Человек и земная твердь. К Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди. Номенклатур-ный диктант
§ 16
19 7 Мир земных вод.
Самое обычное и необычное вещество Земли. Изуче-ние нового матери-ала Выделять и характеризовать исключительные свойства воды. Анализировать схему «Круговорот воды в природе». Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
Осваивает новые виды деятельности. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Беседа § 17
20 8 Твёрдые воды Земли. К Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Фронтальный опрос § 18
21 9 Мировой океан. К Определять черты сходства и различия океанов Земли. Работа с картами атласа § 19
22 10 Реки и подземные воды. К Определять по карте истоки, устья, притоки рек. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. Работа с картами атласа
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 20
23 11 Озёра и болота. Человек и мир земных вод. К Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира. Выявлять особенности воздействия мира земных вод на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Номенклатур-ный диктант
Работа с картами атласа
§ 21, 22
24 12 Мир земного воздуха.
Состав и свойства газов воздуха. К Выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов. Беседа § 23
25 13 Солнечная энергия и температура воздуха. К Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 24
26 14 Атмосферное давление и ветер. К Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Определять причины образования ветров. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос § 25
27 15 Влага в атмосфере. Туманы, облака и осадки. К Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос
Работа с приборами § 26, 27
28 16 Погода.
Человек и мир воздуха. К Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.
Выявлять особенности воздействия воздуха на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос
§ 28, 29
29 17 Мир земной жизни.
Живое вещество. Почва. К Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Эвристическая беседа § 30, 33
30
18 Жизнь в воде. Жизнь на суше, в воздухе и под землёй. К Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос
§ 31, 32
31 19 Обобщение и закрепление знаний по разделу. Обоб-щение знаний и умений Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта. Адекватно оценивают свою учебную деятельность Р: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
П: понимает информацию, выполняет учебно-познавательные действия;
К: оформляют мысли в письменной речи. Тестирование Резерв – 3 часа
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География»
1. Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 5-го класса. М. : Баласс, 2011.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
Критерии оценивания достижений учащихся
правильность ответа/ правильность и точность выполнения задания;
количество правильно названных объектов;
грамотность обращения с моделями, картами;
точность и полнота использования естественнонаучных понятий;
грамотность и связность речи.
Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету
Отметка Параметры
5 Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
4 Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
3 Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но  испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
2 Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
1 Учащийся не приступил к выполнению задания.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
1. Сайт географического общества - http://www.geografia.ru/Географический образовательный портал - http://mygeog.ru/Единая Коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/Образовательная система «Школа 2100» - http://www.school2100.ru