Программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме»


Программа внеурочной проектной деятельности "Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме"
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме» составлена на основе методических рекомендаций программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г. Чураковой: Москва, Академкнига/учебник 2012г, в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа внеурочной проектной деятельности ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Одним из таких факторов является внеурочная проектная деятельность. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.
Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе. Проектная внеурочная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
Краеведческая направленность курса, связанная с изучением тюльпанов произрастающих на территории Алтайского края, занесённых в Красную книгу.
Долгосрочный характер познания в области данной темы.
Внеурочная проектная деятельность носит как групповой, так и индивидуальный характер.
Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях, словарях, электронных носителях, в Интернете, из рассказов взрослых.
Тема проекта «Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме» направлена на практическую деятельность, так как на уроках окружающего мира этому уделяется мало внимания. Опыт заключается в посадке и выращивании тюльпана в домашних условиях.
Актуальность темы: предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.
Цель: овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о тюльпанах, освоение норм и способов сотрудничества и общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно - смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Задачи:
Научить способам поиска информации, ее анализа, структурирования.
Формировать навык исследовательской работы.
Вырастить тюльпаны к 8 марта в подарок мамам.
Вызвать интерес детей к проектной деятельности, через разные виды деятельности.
Развивать творческое мышление;
Научить элементам поисковой работы.
Формы организации деятельности
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности:
- практическое изучение строения растений; посадка луковиц и выращивание тюльпанов; конструирование из бумаги; поэтапное рисование по образцу; составление схем строения цветка и луковицы; творческая работа (сочинение стихотворений, сказок); эксперимент; исследование объекта; наблюдение; проектная деятельность; коллективные разработки; проведение фотосессий; репортажи; интервью.Объём и сроки изучения
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, 34 часа в год.
Основные направления коррекционной работы
В рабочую программу внесены основные направления коррекционной работы, так как в классе есть учащийся с ЗПР.
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные достижения ученика, опираясь на поставленные коррекционные задачи:
- формировать интеллектуальные умения;
- развивать личностные компоненты познавательной деятельности;
- развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца.
2. Развитие зрительного восприятия:
- развивать умения в области предметного восприятия;
- развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;
- развивать умения в области символьного восприятия.
3. Развитие пространственной ориентировки:
- развивать умения ориентироваться в схеме;
- развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство);
- формировать представления о временных последовательностях;
- формировать навыки ориентировки во времени.
4. Развитие слухового восприятия:
- совершенствовать умения слухового восприятия неречевых звуков.
5. Развитие памяти:
- развивать объём и темп запоминания наглядного материала;
- развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала;
- формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор.
6. Развитие мышления:
- развивать умения мыслительного анализа и синтеза;
- развивать умение проводить сравнение;
- развивать умение группировать объекты;
- развивать и конкретизировать понятия;
- умения устанавливать отношения;
- развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;
7. Развитие устной речи:
- развивать умения связной речи.
8. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
4.Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебно - тематический план
№ п/пНазвание раздела Всего Теория Практика Другие
1 «Из истории тюльпанов»
3 3 - -
2 «Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» 9 2 7 -
3 «Выгонка тюльпанов» 5 3 2 4 «По страницам Красной книги» 7 4 2 1
5 «Литературная страница»
10 4 2 4
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать/понимать:
- виды и названия некоторых тюльпанов, различать их по характерным признакам;
- особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт;
- особенности посадки тюльпанов для выгонки;
- требования декоративных растений к среде обитания;
- сезонные изменения растений.
Уметь:
- составлять правильно цветочные композиции;
- изготавливать простейшие макеты цветка;
- соблюдать санитарно – гигиенические требования при работе с растениями,
- осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, прополка;
- прогнозировать результат.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- экологическая культура;
- ценностное отношение к природному миру;
- сознание ответственности человека за общее благополучие;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения цветов.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный и письменный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор, обработка и передача информации;
- анализ и синтез, сравнение, сериация, классификация по заданным критериям;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построения рассуждения;
- применение и представление информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- свободно работать с различными источниками информации;
- устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Для реализации программного содержания используются
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г.
Смирнова М.А. Проект «Вырастим цветы сами и подарим маме» // научно – практический журнал «Завуч» - 2010г. № 4.
Стрельникова Т.О, Ирисова Н.Л., Иноземцев А.Г., Перунов Ю.Е., Маслова О.М., Петров Ю.В., Шапетько Е.В. Красная книга Алтайского края. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2005г.
Царь Н. Тюльпанчик с подоконника // газета для всей семьи «Копилка семейных советов» - 2008г. № 5.
Чуракова Р.Г. Программа внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» - М.: Академкнига/учебник, 2012г.
http://dayfun.ru/archives/4875
http://favoriteflowers.ucoz.ru/forum/15-10-1
Основное содержание программы
2 класса (34 часа)
«Из истории тюльпанов» (3 часа)
Выясняем историю появления тюльпанов и их названия. Просматриваем презентации.
«Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» (9 часов)
Изучаем строение, виды и классификацию тюльпанов. Учимся выбирать сорта для посадки.
«Выгонка тюльпанов» (5 часов)
Знакомимся с понятием «выгонка». Весенний цветок зимой – это возможно! Проводим первый эксперимент по выращиванию тюльпана. Определяем сроки для выращивания цветов к 8 марта. Рассматриваем практические советы по выращиванию тюльпанов в разных условиях.
«По страницам Красной книги» 7 часов.
Изучаем Красную книгу Алтайского края. Делаем выводы – тюльпан нуждается в защите. Рассматриваем проблемы охраны природы.
«Литературная страница» 10 часов.
Работаем с различными источниками информации, сочиняем стихи и сказки. Оформляем накопленный материал для защиты проекта.
Тематическое планирование
№ п/пНазвание темы, раздела Коррекционная цель
(Приложение 1) Виды
деятельности Кол-во часов
«Из истории тюльпанов»
(3 часа) 1 Говорящее название цветка
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа 1
2 Побываем в разных странах и эпохах
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа 1
3 Национальная гордость Голландии 1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа «Желтый, черный, голубой - выбирай тюльпан любой» (9часов) 1
4 Рисуем тюльпан 1, 3, 5, 6,8 Просмотр презентации,
Беседа, поэтапное рисование, наблюдение 1
5 Рисуем тюльпан 1, 3, 5, 6, 8 Просмотр презентации,
Беседа, поэтапное рисование, наблюдение 1
6 Строение тюльпана.
1, 3, 5, 6, 8, 10 Просмотр презентации,
беседа, изображение схемы, наблюдение 1
7 Строение тюльпана.
1, 3, 5, 6, 8, 10 Просмотр презентации,
беседа, изображение схемы 1
8 Составление паспорта тюльпана 1, 4, 5, 11, 12, 14 Просмотр презентации,
беседа, наблюдение 1
9 Такие разные и прекрасные.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа 1
10 Конструирование тюльпана из бумаги 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 Просмотр презентации,
беседа, работа по схеме 1
11 Конструирование тюльпана из бумаги 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 Просмотр презентации,
беседа, работа по схеме 1
12 Виды тюльпанов, которые можно вырастить к определённому сроку. 1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа 1
«Выгонка тюльпанов»
(5 часов) 13 Что такое «выгонка».
4, 10, 14, 15 Беседа, ига «Угадай тюльпан», работа со словарём 1
14 Весенний цветок зимой – это возможно!
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 15 Просмотр презентации,
беседа 1
15 “Практические советы по выращиванию тюльпанов”
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа 1
16 Готовим “колыбельку” для будущего цветка. Посадка луковиц тюльпана для выращивания в разных условиях. 2, 4, 5, 8, 14, 15 Беседа, посадка луковиц 1
17 Посадка луковиц тюльпана для выращивания к 8 марта. 1, 2, 4, 5, 8, 14, 15 Беседа, посадка луковиц, наблюдение 1
«По страницам Красной книги» (7 часов) 18 Красный цвет – цвет тревоги.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации,
беседа 1
19 Тюльпаны тоже нуждаются в защите! 1, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 16 Беседа, работа с разными источниками информации (журналы, газеты, энциклопедии и т.д.) 1
20 Красная книга Алтайского края. 1, 4, 5, 7, 8 Беседа, изучение Красной книги 1
21 Земля – наш общий дом.
Беседа, сочинение, просмотр презентации 1
22 “Наша Земля в будущем”
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 11, 14 Беседа, сочинение, просмотр презентации, публичное выступление 1
23 Конкурс плакатов в защиту природы. 1, 3, 5, 6, 8 Рисование плакатов 1
24 Практическая работа: «Наблюдаем, измеряем, сравниваем» 1, 2, 3, 5, 6, 8 Работа с таблицей, линейкой, беседа, наблюдение 1
«Литературная страница» (10 часов) 25 Цветок счастья.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации, беседа 1
26 Народная мудрость.
1, 4, 7, 8, 16 Просмотр презентации, беседа, работа с разными источниками информации 1
27 Стихи о тюльпанах и цветах
1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11 Сочинение стихов, публичное выступление 1
28 Цветочный этикет 1, 4, 7, 8, 9, 12, 16 Просмотр презентации, беседа 1
29 Сочиним сказку о тюльпане Сочинение сказок 1
30 Сочиним сказку о тюльпане 1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11 Сочинение сказок, публичное выступление 1
31 Оформление материалов о тюльпане в «книжку – раскладушку». 1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11 Работа с различными материалами и инструментами 1
32 Оформление материалов о тюльпане в «книжку – раскладушку». 1, 3, 4 5, 6 Работа с различными материалами и инструментами 1
33 Защита проекта. 1, 2, 5, 10, 14, 16 Публичное выступление 1
34. Защита проекта. Выставка подготовленных материалов. 1, 2, 5, 10, 14, 16 Публичное выступление 1
Формы и средства контроля

Конструирование цветов из бумаги – соответствие форме и заданным параметрам, эстетичность оформления; создание книжки - раскладушки - соответствие накопленного материала теме проекта, эстетичность оформления, композиционное размещение материала; сочинение стихов и сказок – соответствие теме, выразительность во время выступления; рисование - правильность изображения, эстетичность оформления; публичное выступление - выразительность речи, соответствие теме, практические работы – правильность посадки, луковиц и уход за растущим растением.
Материально – техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Интерактивная доска.
Слайды, соответствующие тематике программы: «Рисуем тюльпан», «Конструирование тюльпана из бумаги», «Легенды о тюльпанах», «Легенды о цветах», «Проект о тюльпане», «Цветы».
Электронно – программное обеспечение
Компьютер.
Проектор.
Интернет.

Приложение 1
Коррекционные цели:
развивать концентрацию внимания;
развивать аналитическое мышление;
коррекция пространственной ориентации;
коррекция мышления;
развивать умение работать самостоятельно;
развивать мелкую моторику;
развивать произвольное внимание;
развивать зрительную память;
развивать слуховую память;
корригировать зрительное и слуховое восприятие;
коррекция логического мышления;
развивать память
13. развивать оперативную память;
14. развивать долговременную память;
15. коррекция временных представлений;
16. развивать умения связной речи.
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений
Содержание
Реквизиты документа (дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего запись