Интегрированный урок в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа». Интеграция предметов: окружающий мир, технология, математика.


Интегрированный урок в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа». Интеграция предметов: окружающий мир, технология, математика.
Тема: как помочь птицам зимой.
Цель: формирование у учащихся целостного представления о зимующих птицах посредством интеграции знаний в области естествознания, технологии и математики.
Задачи:
Образовательные: обобщить жизненный опыт учащихся о зимующих птицах; сформировать представление о взаимосвязи между природой и человеком; познакомить с многообразием видов зимующих птиц; рассмотреть виды корма для зимующих птиц.
Развивающие: активизировать развитие внимания, памяти, воображения; стимулировать развитие коммуникативной и кооперативной компетенций.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к природе посредством посильной помощи людей зимующим птицам; содействовать воспитанию любознательности, творческой активности, стремления познавать новое, расширению кругозора и сознания связи обучения с жизнью; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: рисунки с изображениями зимующих птиц; аудиозапись голоса птиц; корм для зимующих птиц; костюмы птиц для сценки; бросовый материал - пустые коробки (из под сока, молока), длинный шнурок, ножницы; образец кормушки, изготовленный учителем.Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап (слайд 1 и 2).
– Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму (слайд 3).
– Как называют таких птиц? (Зимующие птицы)
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений)
2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического и учебного материала.
2.1. Работа по учебнику (с. 38–39) и слайду 3 на доске.
– Кто такие «братья наши меньшие» и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы и другие животные. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые»)– Рассмотрите центральный рисунок.
- Назовите птиц, которые здесь изображены, сравните со слайдом на доске.
-Обсудите в парах: какие птицы живут в нашем крае постоянно?
- Какие птицы прилетают на зимовку? Подготовьте согласованный ответ (слайд 3).
– Где ночуют птицы? Как ведут себя во время морозов? (Птицы нахохливаются). (Слайд 4).
– Почему же это происходит? Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
-Если бы у вас были перья, покажите, как бы вы нахохлились.
«Можно долго идти зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» – это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть...теть...теть…»
– Многие зимующие птицы не доживают до весны. Как вы думаете почему?
Рефлексия: Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.
2.2. Сценка «Репортаж с лесной опушки».
– Сейчас мы услышим «репортаж с лесной опушки», где собрались ее обитатели(слайд 5).
«Птицы» сидят кружком. Звучит запись «Голоса птиц».
– Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.
Дятел встает и проходит перед ребятами, давая им возможность полюбоваться разнообразием красок своего костюма.
Дятел.Хоть я не молоток – по дереву стучу;
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
Учитель. Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)
Дятел. Правильно, ребята.
Учитель. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «Дятел – лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник»…(слайд 6)
Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо «нанизываются» на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.
Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Учитель. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. (слайд 7). За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.
Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.)Дятел. А как можно найти эти «кузницы» в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша «кузница», очень много пустых шишек.)
Звучит запись «Голоса птиц».
Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «синь-синь-синь»? Прислушайтесь...
Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда!
Учитель. Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица). (Слайд 8).
Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Учитель. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.
Учитель. Ребята, а как зовут эту птицу?
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют(слайд 9).
Дети. Снегирь.
Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий – «жи-ши», но вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).
Учитель. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»? (слайд 10).
Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники-сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?
Рефлексия: Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.
Физкультминутка «Ворона».
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную –
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
А кто она?
Ворона.
2.3. Игра «перелетные и зимующие птицы».
Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, то вы должны присесть. Учитель называет птиц - скворец, синица, сорока, журавль, дятел, ворона, ласточка, сорока, дикая утка, снегирь.
2.4.Птичьи задачи.
- А теперь, ребята, решите наши птичьи задачки:
1)Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте, быстро, смело,
Сколько всех их прилетело,
На кормушку нашу село? (7) (Слайд 11).
Работа в тетрадях по математике.
1)Сколько граммов сала потребуется синичке на 5 дней, если в день она съедает 2 г сала? (записать в тетради 2+2+2+2+2=10)
2)За один день снегирь съедает 10 ягод рябины. Сколько ягод нужно 5 снегирям на день? (10+10+10+10+10=50)
3)Из геометрических фигур выложите на партах птицу. (составляют птицу, называя при этом каждую часть).
Работа в парах. (Какую? По желанию учащегося. Геометрические фигуры лежат в конвертах на партах). Какие фигуры использовали в работе? Расскажите соседу по парте какие использовали фигуры.
Рефлексия:
– Что нового вы узнали о зимующих птицах?
- В каких областях жизни вы столкнулись со знаниями о зимующих птицах?
Физкультминутка «Сороки и воробьи».
2.5.. Работа по слайду 12 на доске «Корм для птиц».
– Рассмотрите рисунок на слайде. Какой корм едят зимующие птицы? (Ответы детей.)
– Для различных видов птиц нужны различные корма. ( слайд 12).
Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами.
Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Семена полсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни.
Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.
Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
Рефлексия:
-Чем питаются птицы в зимнее время?
3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
3.1. Игра «Определи корм» (слайд 12).
– Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.
Рефлексия:
– Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.
3.2.Изготовление кормушек для птиц.
-А сейчас мы изготовим простейшую кормушку из бросового материала для наших пернатых друзей. (Показ образца).
-Какие материалы и инструменты нам потребуются? (пустая коробка из-под сока или молока, длинный шнурок, ножницы). (Повторение правила техники безопасности при работе с ножницами) (слайд 13).
- Острым концом ножниц проделайте отверстие в одной стенке коробки. Вырежьте почти всю стенку в виде прямоугольника, оставляя небольшой порожек внизу, чтобы корм не выдувало ветром. Проделайте в верхней части четыре отверстия острым концом ножниц. В отверстия проденьте шнурок и завяжите его в единый пучок (показ учителя), так, чтобы кормушку можно было подвесить.
Рефлексия:
Повесьте кормушку около дома и не забывайте периодически наполнять ее!
4.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков ( применение в собственной деятельности).
4.1.Проектное задание:
1)Придумайте разные формы кормушек для птиц, обитающих в лесу.
2)Проведите наблюдение за кормушкой:
а) Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
б) Выясните, какие птицы какой корм поедают.
в) Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
3)Придумайте загадки о зимующих птицах.
4)Составьте меню для птиц.
(Памятку с заданием выдать каждому учащемуся).
5. Итог урока. Рефлексивно – оценочная часть.
Тест:1.Какое дерево кормит зимой белку, клеста и лесных мышей?а) клен б) береза в) липа г) ель
2.Какое дерево кормит зимой снегирей и свиристелей?а) ель б) сосна в) рябина г) дуб
3.Какая птица любит кусочки сала?а) ворона б) сорока в) синица4.Какой корм могут найти птицы зимой?а) ягоды рябины б) семена подсолнечника в) хлебные крошки г ) желуди
- Какой этап урока вам больше запомнился и почему?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите зимующих птиц. Какой корм им необходим?
– Какую помощь зимой люди могут оказать птицам?
Литература:
Учебник: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов: «Окружающий мир 1 класс.» (Текст): / Москва, Академкнига/Учебник. 2011. – 80с.
Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе (Текст): / Р. Г. Чуракова.- 3-е изд.. – М. :Академкнига/Учебник, 2011. – 112с.
Сергеева, Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика (Текст): / Т. Ф. Сергеева, Н. А. Пронина, Е. В. Сечкарева. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 284с.
Электронное пособие "Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Перспективная начальная школа"",разработанное в соответствии с учебниками:1. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл. : учебник / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2010.