Разработка урока музыки Что за прелесть эти сказки


«Что за прелесть эти сказки»
( Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Автор:
Саперова Наталия Борисовна
Учитель музыки Дубровская СОШ № 2
Проблема: Музыкальная живопись оперы. В каком регистре звучит инструмент.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра. Задачи:
1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
2.Расширить понятие регистр.
3.Вызвать интерес к классической музыке.
4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке. Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр. Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова,
Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
Организационный момент: Дети входят в класс под музыку «В гостях у сказки»
У: Здравствуйте, ребята, сегодня я приглашаю вас продолжить путешествие в волшебный и чарующий мир музыки. А поведет нас сегодня туда волшебный клубочек….
У.: Глядя на замечательный пейзаж за нашим окном я хочу начать наш урок со стихов:
«Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса…»
Кто автор этих строк?
Ответ:
У.: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине? Какое время года очень любил поэт?
Д.: Осень.
У.: Верно! Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?
(звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского)
У: Как называется это произведение? Д.: Это «Осенняя песня» П.И.Чайковского. Кто его автор?
Ответ:
У.: Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему?
Ответ: Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно.
У: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна.  Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Но не только няня рассказывала поэту сказки, много различных преданий услышал юный Саша от своей бабушки – Марии Александровны, которая очень любила внука и
Многое ему позволяла.
Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…». Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Ребята, кто-то уже понял, о каких произведениях Пушкина пойдет речь, сегодня на уроке?
Д.: О сказках Пушкина.
СЛАЙД
У: А какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответ детей:
У.: Сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновляли композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
«Что за прелесть эти сказки!» - так называется наша встреча.
У. Прелесть пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор, фамилию которого, я предлагаю угадать с помощью волшебных конвертов на ваших столах. К сожалению, все буквы, из которых состоит фамилия этого композитора, перепутались, вам предстоит их собрать, но я дам вам подсказки.
- Этот великий музыкант имел двойную фамилию. Он является самым известным композитором-сказочником и композитором - моренистом. Именно этот композитор написал оперу-былину «Садко», с которой мы знакомились в третьем классе. Теперь откройте конверты в ваших группах и сообща составьте фамилию этого человека.
(работа в группах)
У.: Молодцы, ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
Отгадайте, из какой сказки следующие строки.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
Д.: «Сказка о царе Салтане».
У.: Верно! Это одна из любимых сказок Н.А.Римского - Корсакова, ее сюжет он и взял за основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане».
СЛАЙД
Именно с этим музыкальным произведением мы сегодня познакомимся. Мы отправляемся в театр! Но не простой, а музыкальный, ведь мы на уроке музыки. А в музыкальном театре на сцене соединяются несколько видов искусств: музыка, литература, танец, изобразительное искусство.
СЛАЙД
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
У.: Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров?
Д.: Волшебством.
У.: В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?
Д.: Три.
У.: Верно. В симфонической картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков отразил волшебство этой сказки. Внимание на экран. Перед вами первое чудо.
Видео – «белка»
У: Кто это?
Дети: белка
У.: А как поет Белка?
Д.: Нежно, ласково, высоко.
У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.
РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. Тембр бывает трех видов: высокий, средний и низкий.
(показать на клавиатуре)
У.: В каком регистре поет белочка? Что придает ее характеру, настроению этот регистр?
Д.: Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.
У.:  Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
МУЗ. ФРАГМЕНТ
Д.: Легко, отрывисто, подвижно, напевно, широко.
У.: В каком регистре звучала  тема белки?
Д.: Тема белки звучала в высоком регистре.
СЛАЙД
У.: Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.
Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.
(зарядка речевого аппарата, распевание на стаккато и легато)
У.: Проговорим слова:
Во саду ли, в огороде девица гуляла.
Она ростом невеличка лицом круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит молодой молодчик.
Он и ходит, он и носит дороги подарки.
(поем, добиваемся чистоты пения)
У:Ребята, как вы думаете, это песня авторская или народная
Д.: Народная
У: А если мы захотим саккомпанировать себе, то какие инструменты нам понадобятся?
Д: Русские народные, шумовые.
У: У нас есть такие инструменты, давайте создадим с вами свой небольшой оркестр народных инструментов.
Работа с детскими шумовыми инструментами.
У.: С помощью тембра Римскому-Корсакову удалось показать яркость и непохожесть чудес в сказке Пушкина. У каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
СЛАЙД
А вот и 2-е чудо.
СЛАЙД
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
У: Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете, каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
У:  А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
Музыкальный фрагмент 2
У: На что похожа эта музыка? Конечно же, на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш?
Д: Марш звучал в низком регистре.
У: Какими предстают перед нами богатыри?
Д: Сильными, мужественными, храбрыми…
Физкультминутка
У.: Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра.
У.:  Ребята, а кто это перед нами?
Д.: Царевна-Лебедь.
У.: Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Д.: Красивая, волшебная, таинственная…
У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Ответ детей
У.: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.
Музыкальный фрагмент 3
У.: Совпало ли ваше воображение с композиторским?
Ответ детей
У.:  Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в среднем регистре, в ней слышится привольная русская песня.  Как и душа русского человека, она звучит напевно и широко.
Вот и услышали мы все три чуда сказки в представлении Н.А.Римского-Корсакова.
Ребята, а давайте подумаем: Зачем нам нужны сказки?
Ответ детей
У.: Не смотря на то, что в сказке мы встречаемся с волшебством, она многому может нас научить. Чему же учит нас «Сказка о царе Салтане»?
Ответ детей
У.: Не просто так Николай Андреевич Римский-Корсаков описал и каждое из трех чудес. В них он заключил главные качества русского народа. А какие, вы скажете сами. Давайте вместе подумаем, какие характеристики русского народа он спрятал за этими чудесами.
Белочка- трудолюбивая, умеет и любит веселиться.
33 богатыря – мужественные, смелые, сильные духом.
Царевна – нежная, душевная, добрая.
У.: от видете, в какую замечательную сказку привел нас волщебный клубочек. Давайте проверим, насколько вы были внимательны. Каждый из вас получит листок, на котором вы увидите несколько заданий, я прошу вас взять ручки и ответить на вопросы.
Самоанализ.
Сейчас на доске вы видите волшебный дуб из сказки, давай заполним его нашими впечатлениями.
Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».
А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
Дома нарисуйте рисунок на тему «Три чуда».
Спасибо за работу на уроке!
Организационный момент.
Дети выходят из класса под музыку «В гостях у сказки»