Разработка урока музыки 4 класс Что за прелесть эти сказки


Характеристики урока
Уровень образования:  начальное общее образование
Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)
Класс: 4 класс
Предмет: Музыка
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие регистра.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Музыка 4 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Используемая методическая литература: 
Методика работы с учебником "Музыка" 1-4 классы.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
 
Используемое оборудование: 
Компьютер, мультимедиа, экран.
Используемые ЦОР: 
 
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Сайт Московского музыкального театра Афиша Иллюстрация http://www.stanislavskymusic.ru/tickets.html?did=2374 
2 Портрет А.С.Пушкина (N 109670)   иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg3 Римский-Корсаков Н.А. Биография (N 32514) Гипертекст с иллюстрацией Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e25830e-1280-d99b-8a26-2e6421c332fd/Rimsky-Korsakov.htm4 Фанфары Опера "Сказка о царе Салтане". Действие 4. Интерлюдия (N 21956) АудиофрагментАудиофрагментhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea367841-a519-77c1-655a-1fd573b8bedb/Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp35 Опера "Сказка о царе Салтане". Действие 1. Вступление к первому действию (N 21943) АудиофрагментАудиофрагментhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a62a983-1e93-53ac-b3b4-da42e8d5fc0c/Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.02.Vstuplenie_k_pervomu_deistviu.mp36 Опера "Сказка о царе Салтане". Действие 4. Интерлюдия (N 21956) АудиофрагментАудиофрагментhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea367841-a519-77c1-655a-1fd573b8bedb/Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp37 Сайт Библиотекарь.ruМ. Врубель «Царевна-Лебедь» Иллюстрация http://www.bibliotekar.ru/rusVrubel/28.htm 
Краткое описание: 
 Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», усвоение знаний о регистре, как одном из средств музыкальной выразительности.
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАТема урока: Что за прелесть эти сказки
 
 
Цель  урока: Сформировать у учащихся понятие регистра.
Задачи:
- обучающие: знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», усвоение  знаний о регистре, как одном из средств музыкальной выразительности, умение работать в коллективе и в группах, формирование навыка звуковысотных определений.
-развивающие: развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память, воображение, фантазию.-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
3.Тип урока — формирования новых знаний
4. Вид урока: Урок-путешествие.
5. Формы работы учащихся – коллективная, групповая
6. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.
7. Структура и ход  урока
 
 
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
 
1 2 3 5 6 7
1 Организационный Демонстрация страницы сайта Московского музыкального театра 1 Здравствуйте ребята. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. Сегодня в музыкальном театре мы встретимся с замечательным произведением- «Сказкой о царе Салтане»
     
2 Актуализации знаний Портрет А.С.Пушкина (N 109670) 2 Ребята, а   кто является автором литературного произведения «Сказка о царе  Салтане»?  Ответы детей. Просмотр иллюстрации 1
      В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойнойфамилией. Кто догадался - как зовут композитора?    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Гипертекст с иллюстрацией 3   Просмотр иллюстрации
Ответы детей: Н.А. Римский-Корсаков 1
       «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.    
      « В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.    
    Аудиофрагмент4(Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание) Фанфары начинают каждую картину оперы. Дети слушают музыкальный фрагмент 1
      Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?    
        Дети отвечают: Со вступления.  
      Правильно. Послушайте вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане». Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.  
 
 
 
 
 
   
    Аудиофрагмент  5   Дети слушают музыкальный фрагмент , перечисляют звучавшие инструменты и сравнивают голоса инструментов. 4
3 Создание проблемы
    Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?    
        Дети отвечают: Помогла. Звучали разные инструменты.  
4 Формулировка проблемы   Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. У каждого инструмента свой голос, своя высота звука. Как же называется это средство музыкальной выразительности?
Вы много раз видели это слово на лепестке цветка, изображенного в рабочей тетради. Как оно называется?
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети находят информацию в рабочей тетради.  
5 Поиск решения проблемы   А что такое регистр? Давайте посмотрим в музыкальных словариках. Дети работают с музыкальными словарями.Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.  
      А что такое тембр?
 
 
 Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, словарики и запишите это. Дети отвечают: Тембр - это окраска звука.
 
(дети записывают определение  регистр)  
6 Выражение решения проблемы   Итак, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, первое  чудо. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?    
        Дети читают фрагмент сказки.  
      А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?    
    Аудиофрагмент 6   Дети слушают и отвечают: Музыка звучит легко, отрывисто, подвижно 2
      А в каком регистре звучала  тема белки?    
        Дети отвечают: Тема белки звучала в высоком регистре.  
      Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?    
        Дети отвечают: Флейту  
      Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте, пожалуйста,  удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) Проговорим слова « Не в саду, не в огороде,                              А в Кремле при всем народе                                  Белка песенки поет                                  Да орешки все грызет…»
Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!
     
7 Применение знаний   А сейчас антракт. Играем в оркестр. Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.    
        Слушая музыку, дети изображают игру на инструментах.  
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аудиофрагмент 6 Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо
« В чешуе как жар горя тридцать три богатыря…»
А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
 
Учитель. На что похожа эта музыка? В каком регистре звучал  марш?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети слушают музыкальный фрагмент, определяют регистр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
        Дети отвечают: На марш - торжественный, величественный, в низком регистре.  
      .    
        Дети выполняют задание  
     
 
 
 
 
 
М. Врубель «Царевна-Лебедь» 7 Ну а теперь третье чудо. Посмотрите, как художник Михаил Врубель изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?    
        Дети отвечают: Красивая, волшебная, таинственная…  
      Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?    
        Дети отвечают: скрипками в высоком регитсре.  
      Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков    
    Аудиофрагмент 6   Дети слушают муз. фрагмент 3
      Совпало ли ваше воображение с композиторским ? Какая была музыка? Предполагаемые ответы детей: Музыка звучала в высоком регистре, в исполнении скрипок, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.   
8 Рефлексия   Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего музыкального театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились и кто композитор произведения?    
        Дети отвечают: Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане» композитора Н.А. Римского-Корсакова.  
      Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор  находит особые характерные средства. Какие?    
        Дети отвечают: Мелодия может быть красивой, певучей. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким.  
      Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. Мы ведь не перепутаем  Царевну-Лебедя с богатырями.
А при помощи чего изображались в опере герои?    
        Дети отвечают: При помощи инструментов симфонического оркестра: флейты, скрипок, виолончелей, труб, арфы и др.  
      Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком? Дети отвечают: скрипки, флейта звучали в высоком регистре, виолончели, контрабасы — в низком.  
      Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.    
        Дети выполняют задание  
      Молодцы, ребята! По моему,  вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.) Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета. Дети оценивают результат своей работы.  
        Дети выполняют задание  
9 Домашнее задание   Спасибо вам ребята за работу на уроке.
Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.