Урок по казахскому языку на тему : «Досты?. Сын есім.»


План и краткое описание одного урока в рамках серии последовательных уроков
Казахский язык 6 класс
Тема урока: « Достық туралы» О дружбе
Сын есім Имя прилагательное
Бекіту сабақ .Урок -закрепление
Цель урока: 1 Воспитывать в детях умение работать в группах
2 Развивать словарный запас
3.Работа с ИКТ
Методы обучения: словесный, наглядный
Форма организации: коллективная, индивидуальная
Тип урока: комбинированный
1Организационный момент
а )Тренинг
Цель тренинга;повышение работоспособности детей,создание позитивного настроения,повышение сплоченности группы
б) Приветствие
1 Кім бүгін кезекші ?Кто сегодня дежурный?
2 Сыныпта кім жоқ ? Кого нет в классе?
3 Бүгін аптанның қай күні? Какой день недели?
4 Бүгін ауа райы қандай ? Какая сегодня погода?
5 Біз қай ауданында тұрамыз? В каком районе мы живем?
2.Проверка домашнего задания
Сын есім туралы айту.Имя прилагательное.
Диалог құру .Составить диалог.
3.Всесторонняя проверка знаний
а) Сын есімнің қандай шырайлары бар?
ә) Етістік деген не?
Қазақ алфавитінде неше дауыссыз дыбыс бар?(Ск-ко согл звуков в каз алфавите)
б) Зат есім дегеніміз не?(Что такое зат есім?)
г) ҚР Мемлекеттік туының авторы кім? (Шота Уәлиханов,Жандарбек Мәлібеков)
д) Онға қарай оқысаң да, солға қарай оқысаң да сын есім болатын сөздер (ала,көк,қызық)
4 Подготовка к объяснению новой темы
Написать на доске тему урока,цели урока Проблемный вопрос
1.Правильное составление диалога о дружбе на казахском языке
2.Систематизировать знания учащихся о дружбе.
3.Способствовать развитию мышления учащихся
5.Объяснение новой темы « Достық туралы» Мы должны правильно научиться составлять и говорить предложения на казахском языке о друзьях
а)Записать в тетради тему урока
б)Разделить учащихся на группы
в) Записать в тетради план урока
1.Прочитать текст
2.Перевести текст
3.Словарная работа
4.Составление вопросов по тексту
5.Выписать из текста имена прилагательные
Учащиеся читали текст с интерактивной доски
Адал дос
Екі дос көше бойымен жайбарақат әңгімеселеп келе жатты .
Оның біреуі Аблан да , екіншісі- Абыз. Абыздың денсаулығы
нашар, көп жүгіре алмайтын, демікпе сырқаты болатын.
Бір үйдің жанынан өте бергенде, дәу қара төбет арсылдап,
тура алдарынан шыға келді. Абыз:
- Аблан, қаш, әне, ит келіп қалды,- деп қатты қорқып, айқайлып
Жіберді.
Аблан жерден бір шыбық алып, итке қарсы ұмтылды. Ашулы ит Аблан-
ның шалбарынан бірнеше рет жұлқылап та үлгерді. Үлкендер келіп , Абланды құтқарып алды.
Абыз Абланның жанына келіп:
-Мен қаш дегенде неге қашпадың? Қашып кеткенімізде шалбарыңды
бүйтіп ит жыртып тастамас еді, - деп жатыр.
-Мен қашатын болсам, сен тұтылатын едің. Өйткені, сен қатты жүгіре
алмайсың ғой. Сені иттен қорғайын деп әдейі қалып қойдым, - деді Аблан.
- Достар деген осындай болар, - деді олардың сөзін естіген үлкендер сүйсініп.
1 команда читает пол текста
2 команда читает остальное
1 команда читает перевод своего текста
2 команда читает свой текст
г)Команды делают словарную работу на белых листах.У доски с каждой команды по одному уч-ся читают новые слова на казахском и русском языках.
д)Команды составляют вопросы по тексту
Каждая команда задает друг другу вопросы по тексту и отвечают на них.
Каждая команда называет имя прилагательное из текста на казахском и русском языках.
е) Презентация (Ассоциация на тему «Достық» с применением сын есім) на казахском и русском языках.
ж) На интерактивной доске составить СИНКВЕЙН на тему «Достық» с применением
1.Зат есім-имя существительное
2.Сын есім-имя прилагательное
3.Етістік-глагол
4.Сөз тіркесі – словосочетание
5.Синоним
В завершении урока была проведена рефлексия «Знаем,Хотим знать,Узнали.»
Домашнее задание
Учитель казахского языка: Мукатова Ж.Ж.
Директор НСШ № 2 Ильясова А.А.
Зам.директора по уч.части Бекиш Г.О.
Рефлексивный отчет по уроку казахского языка 6 классе
Я провела урок казахского языка в 6 классе на тему «Достық туралы»
Цель урока: 1 Воспитывать в детях умение работать в группах
2 Развивать словарный запас по теме" Достык"
3.Работа с ИКТ
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение.
Количество учащихся в классе: 11 возраст: 11-12 лет.
Состав класса: мальчиков – 5, девочек – 6.
Класс сформировался в 2005 году.
.Степень активности учащихся в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливают и применяют знания в своей практической деятельности, учавствуют в предметных олимпиадах и конкурсах.
Успеваемость: в классе два «отличника», четыре «хорошиста».
Есть два ученика, которые по некоторым предметам имеют лишь удовлетворительную оценку.
Дисциплина: класс принимает на уроке активное участие,при изучении новой темы и обсуждении пройденного материала .
Отношение к учению: Учащиеся при подготовке к урокам относятся добросовестно.Их любимые предметы казахский язык, русский язык,физкультура.
Интересы: ученики имеют разносторонние интересы. Некоторые больше любят слушать музыку ,а некоторые больше любят фильмы. Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов.В свободное от уроков время каждый ученик находит себе занятие – посещает кружки при школе, , готовится к олимпиадам.
Отношение в классе: дружеские, доброжелательные, уважительные. Общение происходит в микрогруппах от двух до четырех человек. Есть дети, которые общаются со всеми, в так называемые, микрогруппы не входят. Отверженных учеников нет.
В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой.
Этот урок проходил в форме групповой работы, как урок закрепление. В процессе урока учащиеся учились вести диалог на тему «Достық туралы». Урок проходил с применением новых педагогических подходов: «Диалоговое обучение», «ИКТ» «Управление и лидерство в обучении»,"Оценивание","Преподавание и обучение с возрастными особенностями","Критическое мышление".
1. В начале урока я применила психологический тренинг "Австралийский дождь"
Учащиеся с интересом отнеслись к этому новшеству. У детей повысилась работоспособность, появилось позитивное настроение.
2.Далее я задавала детям следующие вопросы,ответы на которые они должны знать.
1 Кім бүгін кезекші ?Кто сегодня дежурный?
2 Сыныпта кім жоқ ? Кого нет в классе?
3 Бүгін аптанның қай күні? Какой день недели?
4 Бүгін ауа райы қандай ? Какая сегодня погода?
5 Біз қай ауданында тұрамыз? В каком районе мы живем?
3 .Затем была проверка домашнего задания.Учащиеся выходили к доске и вели диалог друг с другом на тему "Достык"
4 Мною была проведена всесторонняя проверка знаний,были заданы следующие вопросы
а) Сын есімнің қандай шырайлары бар?Степени имен прилагательных
ә) Етістік деген не? Что такое етicтiк?
Қазақ алфавитінде неше дауыссыз дыбыс бар?(Ск-ко согл звуков в каз алфавите)
б) Зат есім дегеніміз не?(Что такое зат есім?)
г) ҚР Мемлекеттік туының авторы кім? (Шота Уәлиханов,Жандарбек Мәлібеков)
д) Онға қарай оқысаң да, солға қарай оқысаң да сын есім болатын сөздер (ала,көк,қызық)
5.Затем я приступила к объяснению новой темы и объяснила цель урока
Разделила учащихся на две группы.Работали в группах по плану который дети записали в тетради .
1.Прочитать текст
2.Перевести текст
3.Словарная работа
4.Составление вопросов по тексту
5.Выписать из текста имена прилагательные
Каждая группа работала над своим текстом,который был на интерактивной доске
Адал дос
Екі дос көше бойымен жайбарақат әңгімеселеп келе жатты .
Оның біреуі Аблан да , екіншісі- Абыз. Абыздың денсаулығы
нашар, көп жүгіре алмайтын, демікпе сырқаты болатын.
Бір үйдің жанынан өте бергенде, дәу қара төбет арсылдап,
тура алдарынан шыға келді. Абыз:
- Аблан, қаш, әне, ит келіп қалды,- деп қатты қорқып, айқайлып
Жіберді.
Аблан жерден бір шыбық алып, итке қарсы ұмтылды. Ашулы ит Аблан-
ның шалбарынан бірнеше рет жұлқылап та үлгерді. Үлкендер келіп , Абланды құтқарып алды.
Абыз Абланның жанына келіп:
-Мен қаш дегенде неге қашпадың? Қашып кеткенімізде шалбарыңды
бүйтіп ит жыртып тастамас еді, - деп жатыр.
-Мен қашатын болсам, сен тұтылатын едің. Өйткені, сен қатты жүгіре
алмайсың ғой. Сені иттен қорғайын деп әдейі қалып қойдым, - деді Аблан.
- Достар деген осындай болар, - деді олардың сөзін естіген үлкендер сүйсініп.
6.Учащиеся по группам делали презентацию на ватманах на тему «Достық туралы»
Какую ассоциацию вызвало у вас слово Достык.?
Все дети приняли активное участие в этом задании .Обсуждали, спорили ,пользовались словарями ,тем самым повышая свой словарный запас. Каждая группа оценивала презентацию друг друга. В этом классе у меня есть ученик Шутов Данил .У него низкая успеваемость и на уроках казахского языка он практически ничего не делал. Я старалась давать ему индивидуальное задание .В групповой работе он начал проявлять себя с другой стороны .Его заинтересовало данное задание , он предлагал свои слова ,которые ассоциируются со словом Дружба.  В целом все учащиеся прекрасно справились с поставленными учителем целями. 7.Следующее задание составить Синквейн на тему «Достық туралы». Синквейн развивает критическое мышление анализ определяет межпредметную связь.
Раньше я не пользовалась этим заданием. Оказалось это очень интересно .Дети с интересом и с удовольствием составляли пятистишие.
8. В конце урока была проведена беседа по вопросам. Группы задавали друг другу вопросы и отвечали на них.
9.В заключении урока была проведена рефлексия «Знаем,Хотим знать ,Узн
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 
1)  Учебник. Составить диалогОсновные заключения:
Диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности обучения.
Совместная работа со сверстниками способствует обучению детей.
Роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей
Ученики легче обучаются когда имеется возможность диалога с одноклассниками и учителем.
Совместная беседа учеников в классе приносит существенную пользу,поскольку:
-позволяет ученикам выражать свое понимание темы
-помогает им осознавать ,что у людей могут быть разные идеи
-содействует аргументированию учениками своих идей
-помогает учителям понять,на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Особенностью большинства обсуждений в классе является то,что учитель управляет темой разговора,уместностью и правильностью того,что говорят ученики и тем,когда и как ученики могут говорить.Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора.К примеру,редкие ученики имеют право сказать учителю: «Это- интересная точка зрения».
Обычный стиль разговора в классе,согласно которому учитель контролирует беседу,задает важные вопросы,повторяет ответы учеников и высказывает похвалу,не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.
Трудности и ограничивающие факторы: Сложность разработки критериев оценки работы в группе.