Урок – праздник в 5 классе.«Что за прелесть эти сказки!»

МОУ « Гимназия » поселка Богатые Сабы







«Что за прелесть эти сказки!»
Урок – праздник в 5 классе.




















2009
«Что за прелесть эти сказки!»
Урок-праздник в 5 классе
Подготовка к уроку.

Подготовка начинается за две недели вперед. Ребята шьют костюмы, подбирают сценки для инсценировки.
В классе вывешивается красочно оформленная викторина, дети ищут ответы на вопросы.
Готовятся выставки книг и рисунков.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставки книг и рисунков.
На доске запись: «Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок».
Картины Васнецова к народным сказкам.
Вопросы викторины.
Уголок с «лесом».
Запись музыки И.И.Чайковского к балету «Щелкунчик».

Цель: подведение итогов, систематизация полученных знаний, развитие творческих способностей детей.

Задачи: -- в игровой форме обобщить особенности народных и литературных сказок,
-- путем создания атмосферы праздника вырабатывать у учащихся чувство удовлетворенности от своей игры, знания материала,
-- учить добиваться поставленной цели,
-- прививать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! На уроках литературы, на уроках внеклассного чтения мы прочитали с вами множество сказок. Сказок народных, литературных, сказок бытовых, сказок с животными, сказок волшебных и героических. И теперь пришла пора попрощаться со сказками. Мы решили устроить с вами праздник.
Каждый из вас постарался прийти на праздник с каким-нибудь «сюрпризом». Я вижу среди вас и сказочных героев, и шутов, и скоморохов. Ну что ж, даю слово вам.


1 ученик. Я приготовил рассказ о народных сказках.
2 ученик. А я хочу рассказать о том, чем отличаются литературные сказки от народных.
Учитель. А теперь слово дадим гостям - героям сказок. Пусть представятся нам, расскажут о себе.
- Я Красная шапочка из сказки Ш.Перро. Я иду к бабушке, несу ей в корзиночке пироги. Бабушка у меня заболела, лежит в постели. Живёт она у меня вот за этим лесом. Ой, кто это там идёт? Волк!!!
- Здравствуй, Красная шапочка! Куда путь держишь?
- Иду к бабушке, пироги несу.
- Умница, Красная шапочка. Я покажу тебе самую короткую дорогу к ней. Ты вмиг окажешься у дверей бабушки. Вот иди по этой тропинке.
- Спасибо, дядя Волк. До свидания, дядя Волк.
- Иди-иди, Краснушечка – шапочка. Может до вечера и дойдешь. А я намного раньше тебя приду и твою бабуленьку съем: ням-ням. А потом придешь ты, и тебя ням-ням.
Учитель. Спасибо, ребята. Теперь представьтесь вы, пожалуйста.
- Я принцесса из сказки Андерсена «Снежная Королева». Хочу вам рассказать, как я выбирала себе принца. Много пришло ко мне молодых людей, но как только они заходили в мой дворец, так сразу теряли дар речи, не могли слово вымолвить. А принц мне нужен был такой, чтобы он мог со мной спокойно общаться, чтобы он был умнее меня. И такой принц нашёлся
А теперь мне надо встретить Герду.
Здравствуй, Герда. Знаю, Герда, знаю, зачем ты идешь к нам. Ты думаешь, что мой принц – это твой Кай. Нет, это не так. Мы не знаем, где Кай. Но мы поможем тебе. Дадим тебе лошадей, кучера, лакеев и золотую карету. Вот тебе сапоги, теплая одежда, ищи Кая дальше.
- Спасибо, принцесса, большое спасибо. Я уже знаю, где мой Кай. Я во сне видела. Он у Снежной Королевы. Дорогу к её королевству мне покажет северный олень, который живёт в лесу у маленькой разбойницы. Я сяду ему на спину, и он повезёт меня сперва к финке, потом к лапландке, и я в конце концов найду Кая. Вот увидишь, принцесса, на обратном пути мы с Каем ещё заглянем к тебе. А сейчас пора нам прощаться. Мне надо торопиться.
- Желаю тебе удачи, Герда.
Учитель. А это кто? Не Василиса ли Премудрая?
- Да, я Василиса Премудрая из народной сказки. Я три года жила в лягушачьей коже. Так повелел мой отец, Кащей Бессмертный. Он наказал меня за то, что я оказалась умнее его. Я могу за ночь соткать ковер, испечь вкусный и красивый хлеб, умею петь и танцевать так, что все вокруг удивятся. Я могу превратиться в голубя. А теперь я жду своего жениха Ивана Царевича. Он уже исходил три пары железных сапог, изглодал три железных хлеба. Сейчас он очень голодный. Но все равно не выстрелит, пожалеет медведя, зайца, селезня, щуку, и эти животные помогут достать кащееву смерть.
Учитель. Спасибо, Василиса Премудрая, за рассказ о себе. Будь у нас гостем. Я вижу, у нас еще есть гости.
- Я черт из «Сказки о попе и его работнике Балде». Жили мы с чертями в море, не знали никакого горя. А поп выдумал, будто мы, черти, платить ему должны оброк до смерти. А вон и Балда идёт. Что это он делает? Зачем ты, Балда, к нам залез?
- Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить.
- Ой, ой, ой! Скажи за что такая немилость?
- Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока,
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха.
- Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука.
- Этого провести не штука!
- Здравствуй, Балда мужичок
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
- Пойдем в сказку, мой дружок,
Расскажу, какой оброк.
Учитель. Спасибо, ребята. Слово просит .
Девочка. А я хочу сделать вам подарок. Я дарю вам рисунок к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» и хочу рассказать, как ядовитое яблоко попало к царевне.
«Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.»
......
Учитель. Спасибо, милая А это кто?
Ребята /вдвоем или втроём/
Мы любимцы маскарадов,
Маскарад без нас пустой.
Можем жить в народных сказках,
Можем жить и во дворцах.
Иногда бывает так,
Что король без нас никак.
Знать же мы про всё должны.
Отгадайте, кто же мы?......
Мы шуты, мы скоморохи!
Мы весёленький народ.
А теперь мы вас попросим,
Отгадайте же вопросы:
Что это такое? /Шарманка/
Посмотрим сценку. Как зовут этих героев? Из какой они сказки? /На столе самовар, угощения/
- Ты невеста-то богатая? Платьев то у тебя много нашито?
- А ещё бы не много! Я ведь царская дочь. Вот утром встану, новое платье надену, - да к зеркалу. Погляжусь на себя, полюбуюсь – да к другому, в другом платье. Да потом третье надену – да к третьему. Вот так целый день до вечера наряжаюсь да в зеркала смотрюсь.
- До вечера? Всё наряжаешься? А когда же ты работаешь-то?
- Работать? Ой, дорогой, какое ты слово скучное сказал. Я ничего делать
не умею. У меня всё слуги делают
Учитель. Как зовут героев? Из какой они сказки? /Ванюша и царевна/
- Молодцы, ребята. Спасибо вам. А теперь мы чуть-чуть поиграем. Слушайте. Вспомните сказку «Золушка». Родные дочери золушкиной мачехи собираются на бал. Золушка должна их одеть, причесать. Дочери хотят опередить друг друга. Но Золушки нет. Сёстры бросаются её искать. Кто раньше найдёт, тот и оденется раньше. Дочерями будут ___________ и _________. Ищите, называйте координаты.
1 2 3 4 5




















х




















А


Б

В


Г


Д

Учитель. Ну а теперь приступим к вопросам викторины.
Что такое сказка?
Назовите известных вам сказочников на буквы:
А
Ж
О
Ф

Б
З
П
Х

В
К
Р
Ч

Г
Л
С
Э

Д
М
Т
Ю

Е
Н
У
Я


Каких вы знаете художников и композиторов, создавших величайшие
произведения /балеты, картины/ по сюжетам сказок?
Сколько вы знаете присказок и концовок сказок?
Сколько сказок написал Андерсен?
Какая сказка Пушкина начинается словами:
«Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон»?
«В ком добра нет, в том и правды мало». Назовите сказочных героев,
соответствующих этой пословице.
Кто такой Уолд Дисней?


Ну что ж, молодцы, ребята. итак, мы прощаемся со сказками. Нас на уроках литературы дальше ждут другие не менее интересные произведения, стихи, рассказы. А вы, ребята, помните:
«Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.»
Читайте, ребята, сказки. Читайте их вашим младшим братьям и сёстрам.
Сказки могут научить нас очень многому. Вот и постарайтесь сделать так, чтобы и они полюбили сказки точно так же, как и вы.
А теперь самых активных ждут призы.
























п.г.т. Богатые Сабы



















«Что за прелесть эти сказки!»


Учитель:
Усманова Ш.Г.















2008 год
15