Конспект урока литературного чтения Что за прелесть эти сказки!


Урок литературного чтения в 4 классе.
Учитель: Токарь Ольга Анатольевна
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С. Пушкина
Дата проведения: 14.10.2015 года
Тип урока: урок рефлексии.
Технологии: здоровьесбережения, обучения развитию критического мышления, развития исследовательских навыков, диагностики проблемных зон в изучении материала, самодиагностики, самокоррекции, восполнение проблемных зон в обучении.
Решаемые проблемы: что можно рассказать о сказках А.С. Пушкина?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться узнавать и называть сказки А.С. Пушкина.
Метапредметные УУД:
- Познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться, строить связное высказывание.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, коллективно составлять план урока, контролировать выполнение действий в соответствии с планом.
Личностные УУД:
Формирование чувства гордости при чтении произведений А.С. Пушкина, выражение своих чувств при работе с художественными произведениями поэта.
Организационный момент.
Настрой на урок. Звучит мелодия из песни «Приходи, сказка»
Вопрос:
Вы догадались по музыке, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Как называется эта песня? (« Приходи, сказка»)
Итак, я приглашаю вас сегодня в мир сказок, но не народных, а литературных.
Чем отличается литературная сказка от народной?
( У нее есть автор)
С произведениями какого автора мы знакомимся сейчас на уроках чтения? ( А.С Пушкина)
Итак, я приглашаю вас сегодня в мир Пушкинской сказки. И эпиграфом к нашему уроку я хочу взять слова самого поэта: «Что за прелесть эти сказки! - говорил он. - Каждая есть поэма».
А почему он так говорил? По отношению к каким сказкам он так высказывался?
Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Актуализация знаний.
Прием Инсерт.
Я предлагаю вам сейчас прочитать небольшие статьи по вариантам и отметить в них на полях:
если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Этот прием называется Инсерт.
Далее дети читают и отмечают значками на полях сведения.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов - старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
К. Паустовский
В детстве маленький Саша называл свою няню «мамушка», потому что она вскормила его своим молоком.
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной князя Апраксина и жила в деревне. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так вот в трудах и выросла, не училась, не пришлось. В 23 года ее выдали замуж за крестьянина из деревни Кобрино. Муж был крепостным деда Пушкина Ганнибала, вот и она стала их крепостной. Венчались они в церкви деревни Суйды. В этой церкви через 15 лет венчались родители Саши: маменька Надежда Осиповна и папенька Сергей Львович Пушкин.
У Арины Родионовны родилось две дочки, да два сыночка. Когда родился у нее последний сынок, у родителей Пушкина появилась доченька Оленька — его старшая сестра. Вот они и взяли ее кормилицей к ней. Сразу же переехали в Москву, а там через полтора года родился Сашенька.
Тогда Арина Родионовна и осталась в их доме няней. Бабушка Александра, Мария Алексеевна, дала ей «вольную», но тут родился братик Левушка, и она уходить от них отказалась.
2) Подведение итогов работы с текстом.
Что вы отметили значком ? Прочитайте о том, что вам было известно.
Что для вас было новым?
Что было непонятным?
Прочитаем еще раз статью и выделим интонационно основные мысли.
Составление кластера по ходу изучения темы урока на тему: Пушкинские сказки.
Написаны простым
325691518986524828512636500 русским языком 714375252730
00
Сюжет сказок был взят из народа

3257595237490 Сказки Пушкина
Арина Родионовна –
главная рассказчица сказок Высмеиваются пороки
Продолжение работы по теме урока.
А кто из вас знает, сколько сказок написал А.С. Пушкин? (7) Перечислите их.
Когда я не умел еще читать,Мне довелось от бабушки узнатьКак черта обманул Балда,И как он проучил тогда попа,И как старуху рыбка наказала,Мне бабушка однажды рассказала.2. Про царевну-лебедь и Гвидона,И про жадного царя Дадона,Я из сказок Пушкина узнала,Много их уже я прочитала.3. Узнал про лукоморье я в пять лет,Не ведая, что Пушкина уж нет,Но больше сотни лет его стихи,И взрослым, и ребятам – всем близки!4. Его стихи, поэмы, сказкиМы не устанем повторять.И жизни солнечные краски,В них будем находить опять!
Пушкин написал семь сказок:
Сказку о медведихе;
Сказку о мертвой царевне и семи богатырях;
Сказку о попе и о работнике его Балде;
Сказку о золотом петушке;
Сказку «Жених»;
Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди;
Сказку о рыбаке и рыбке.
Написана Пушкиным была и сказочная поэма. Давайте вернемся к нашему эпиграфу к уроку. Как Пушкин говорит о сказках? (Каждая – поэма) Что такое поэма?
Где мы можем посмотреть лексическое значение слова? ( Один ученик ищет в толковом словаре значение слова поэма)
1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы". 2. перен. О чем-н. возвышенном, прекрасном. Поэма любви. Поэма весны. II прил. поэмный, -ая, -ое (к 1 знач.).
А в это время 1 ученик читает вступление к поэме «Руслан и Людмила
У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём и ночь кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо -песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей. Избушка там на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей. Там лес и дол видений полны, Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой. И тридцать витязей прекрасных, 
Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя. Там в облаках, перед народом, Через леса, через моря, Колдун несёт богатыря. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. Там ступа с бабою Ягой, идёт-бредёт сама собой. Там царь Кащей над златом чахнет. Там Русский дух... Там Русью пахнет! И я там был, и мёд я пил, У моря видел дуб зелёный, Под ним сидел. И кот учёный Свои мне сказки говорил. Одну я помню, - сказку эту Поведаю теперь я свету.....
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление. Пушкинские строки пролога переносят нас в сказочный мир, где «ученый кот» выступает в роли сказочника.
Итак, что такое поэма? (Лексическое значение слова зачитывается)
О поэме «Руслан и Людмила» вы продолжите разговор на уроках литературы в старших классах, а сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете остальные сказки Пушкина.
Физминутка:- Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы встаёте и поднимаете палец вверх. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – приседаете и опускаете большой палец руки вниз.- Шамаханская девица, Чебурашка, Балда, Золотой петушок, Царевна-лягушка, Гвидон, Кот учёный, Иван-царевич, Елисей, Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Хоббит, царь Дадон, Царевна Лебедь, Белоснежка, 33 Богатыря, Бабариха, Золушка. Викторина.
1)Угадайте сказку по её началу. Как называется в сказке начало? (Зачин)
2)

Работа по группам. Составление синквейна к словам.
Каждая группа получает рисунки:
кораблик («Сказка о царе Салтане...»);
яблоко («Сказка о мертвой царевне...»);
зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»);
петушок («Сказка о золотом петушке»)
рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Составьте по этим рисункам синквейн и напишите его.
Инсценирование сказок.
Исполнение песни «Приходи, сказка»
Люблю я Пушкина творенья,И это вовсе не секрет.Его поэм, стихотворенийПрекрасней не было и нет!С мальства его читаем сказки,В них жар души, природы краски.Добро цветёт в них, злоба чахнет.В них русский дух, в них Русью пахнет!За Пушкина Руси спасибоОт имени всего народа!Ведь мы стихи его читаемКак он писал – без перевода.