Развитие художественного восприятия у школьников по средством техники папье-маше




Развитие художественного восприятия у школьников по средством техники папье-маше.

Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. В процессе создания картин и поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения работе с бумагой:

– развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
-развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
-развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
-становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
-получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
-воспитание зрительской культуры;
-возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
-активизация самостоятельности и творческих возможностей детей.

В младшем школьном возрасте этот вид художественного творчества связан с экспериментированием, ребенок знакомится с различными свойствами бумаги: она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой и блестящей, гладкой и шершавой, цветной и белой. Ее можно рвать, сминать, скручивать, складывать, клеить и создавать из нее различные формы.
В старшем возрасте спектр экспериментальных действий с бумагой значительно расширяется: это и работа с мятой бумагой, оригами, поделки из папье-маше, бумажная скульптура и объемная аппликация. Но особое внимание хотелось бы остановить на поделках из папье-маше, как наиболее любимом детьми способе работы с бумагой.
Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.





Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.

Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение. Также папье-маше можно рассматривать как один из естественных методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых.

История, техника, применение папье-маше

Папье-маше (франц. papier mвchй), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением "

С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным




изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий : табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке ( Федоскино Палех, Мстера и Холуй).

К этому же времени относится расцвет производства изделий из папьемаше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода
Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.

Существует три технологии изготовления изделий из папье маше.

- По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

-По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

-По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.




Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.
Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.
В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и моделей для них, в принципе, можно использовать синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это уже совсем другая тема.
Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции. За рубежом есть большое количество людей, увлеченных этим делом. Для тех, кто интересуется этим опытом мы приводим ряд ссылок на зарубежные ресурсы по этой теме:






























Программа мастер-класса

Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук.
Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.

Существует несколько способов техники папье-маше

1. Лепка изделий из массы, состоящей из мягкой бумаги и клея
-Яичные картонные лотки
-Клей ПВА

1.Рвем ячейки от яиц (или лотки) на куски и заливаем кипятком. Делаем это вечером. На следующее утро можно приступать к замешиванию массы для лепки.

2.Хорошенько отжимаем от воды куски лотков, успевшие немного превратиться в кашу. Добавляем немного клея ПВА и начинаем месить. Делать это лучше в резиновых перчатках. Вымесить необходимо до полной однородности. «Тесто» должно получиться крутым/плотным/густым

3.Лепим, сушим, расписываем.

2. Наклеивание рваной бумаги в несколько слоев.

Способ маширование

Наклеивание слоями рваной бумаги
Этот способ делится на внутреннее маширование и внешнее. С применение основы (шаблон) и без шаблона.
- Бумага газетная
- Клей( 0,5 ст. муки+ 1 ст.воды)
- Кисточки
- Акриловые краски
- Салфетки цветные
- Заготовки (деревянные палочки)

Рецепт клейстера: 0,5 стакана муки смешать с 1 стаканом воды, полученную смесь поставьте на огонь, постоянно помешивая, пока не загустеет





Снимайте папье-маше только после полного высыхания. В противном случае вы можете деформировать готовое изделие.
Хорошо просохшие изделия (через 2 - 3суток) необходимо отшлифовать наждачной бумагой.
Не рекомендуется сушить бусинки возле батареи, поскольку они могут потрескаться.

Начать следует с более грубой «наждачки», а завершить полировку самой мелкой. Правда полировка нужна лишь там, где изделие того требует. Иногда мастера специально делают свои работы фактурными. Поскольку бусины сделаны из газетной бумаги, они должны получиться темными. Поэтому можно расписать или нанести слои салфеток. Теперь очередь самого творческого этапа сформируйте из готовых бусинок ожерелье

Ход мастер-класса


15