Практическая работа. Основные классы неорганических соединений.


Урок №46. Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений»
Цели и задачи: 
Закрепить знания, полученные по теме: «Важнейшие классы неорганической химии» на практической деятельности. Повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности при ее выполнении. Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе.
Продолжать развивать умение строить логические связи, на основании алгоритма: простое вещество- оксид- основание- соль. развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии как к науке, имеющей огромное прикладное значение.
Тип урока: практическая работа.
Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, азотная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, сульфат натрия, универсальный индикатор, цинк, оксид железа, на доске список вещества.
Ход урока:
Организационный этап. Приветствие, отметка отсутствующих.
Постановка цели:
Мы – жители непростые,
Нас очень много на Земле!
Особым даром обладая,
Мы растворяемся в воде.
А как на кожу попадём,
Мы тут же сильно обожжем.
Окрасим лакмус в синий цвет,
Без нас нейтрализации нет.
Без нас не обойдётесь тут!
Скажите, как же нас зовут?
(щёлочи)
Хоть мы разные на цвет,
Но важней нас в мире нет!
И нитраты, и сульфаты,
Карбонаты и фосфаты!
Все важны и все нужны!
Догадались, кто же мы? (Соли)
Все моря и океаны,
Реки все и водопады!
Их питаю я, друзья,
Назовите же меня!
(Вода, класс - оксиды)
Мы состоим из двух частей:
Во-первых, водород, о’кей!
Во-вторых, остаток наш.
Ну, вот и весь наш экипаж!
Окрасим лакмус в красный цвет,
Без нас и удобрений нет. (кислоты)
Сегодня мы с вами проводим 6 практическую работу, которой мы практически завершаем знакомство с основными важнейшими классами неорганической химии. Вам впервые предоставляется возможность решать химические задачи экспериментально.Сначала мы с вами откроем тетради для практических работ. Запишем сегодняшнее число, тему практической работы.
Посмотрите еще раз тему практической работы и решите какова будет ваша цель. (Учащиеся предполагают цель практической работы).
Учащиеся предполагают цель работы: (работа по опорной карте).
Цель: повторить свойства оксидов, кислот, оснований и солей, повторить правила техники безопасности, применить эти знания при экспериментальном решении задач; научиться распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток, осуществлять на практике химические реакции с веществам изученных классов.
Запишите пожалуйста цель практической работы. Самостоятельно запишите выданное вам оборудование.
Домашнее задание: подготовиться к к/р, для этого повторить параграф 40-47, выполнить задание 5 на стр. 164 (письм.). Какая реакция лежит в основе лечения изжоги? Почему для перевозки кислот используют металлические цистерны?
Основная часть (теоретическая).
Для начала работы, давайте еще раз вдумаемся в тему нашей практической работы и вспомним:
- Какие классы неорганических соединений мы прошли? (учащиеся называют классы неорганических соединений)
- Кто хорошо запомнил классы неорганических соединений и может назвать каждый класс?
- А кто затрудняется с ответом?
- (на доске) Выберите из списка оксиды, основания, кислоты, соли. (8 учащихся выходят к доске, один выписывает оксиды, другой основания, третий кислоты, четвертый соли и объясняют другим 4-ым учащимся как они это делают, затем 4-ро учащихся, плохо знающих неорганические соединения, проговаривают что такое оксиды, основания, кислоты и соли, по выбору учителя называют некоторые из них).
Зная написание формулы соединения, мы можем безошибочно определить к какому классу относиться вещество. Это теоретическая часть химии. Что бы перейти к практической части давайте вспомним технику безопасности.
4. Основная часть (практическая).
Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя. 
В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. 
Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя. 
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ. 
Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками. 
Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания. 
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. 
Не пробуйте вещества на вкус. 
При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу. 
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа. 
Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются. 
Опыты производите только над столом. 
В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю. 
Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием. 
Закончив работу, приведите рабочее место в порядок. 
Запишите фразу в лабораторных тетрадях: с правилами техники безопасности ознакомлен(а) и поставьте подпись.
Опыт 1. В трех пробирках без этикеток находятся растворы: в одной – азотная кислота, во второй – гидроксид натрия, в третий- сульфат натрия. Как опытным путем доказать, в какой пробирке находится каждое из веществ?
Для выполнения первого опыта на ваших толах стоят пронумерованные три пробирки. Визуально видно, что вещества совершенно одинаковые на вид. Даже зная формулу мы практически не можем отличить эти вещества друг от друга, помочь нам в этом могут вещества, которые изменяют цвет в разных средах. (Учащиеся называют – индикаторы. Называют- фенолфталеин, матилоранж, лакмус.)
Самостоятельная работа учащихся. Работают в парах. Определяют, что находится в пробирках: щелочь – гидроксид натрия, кислота- азотная кислота, раствор соли – сульфат натрия.Записывают наблюдения в тетрадь, анализируют делают выводы.Опыт 2. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входит оксид железа (III).
Для выполнения данного опыта подумайте, к каким оксидам относится оксид железа? (Учащиеся отвечают – к основным).
- Для основных оксидов характерное реакцией будет реакция взаимодействия с чем? (с кислотами)
Учащиеся делают опыт экспериментально, записывая в тетрадь наблюдения и уравнения реакций, расставляют коэффициенты
Опыт 3. Осуществите цепочку превращений.
Zn ZnSO4 Zn(OH)2
Учащиеся сначала записывают уравнения реакции, затем делают опыт экспериментально, записывая в тетрадь наблюдения.
6. Итог урока:
Пишут общий вывод к проделанной работе.
Вывод: Повторили химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, научились определять с помощью индикаторов соединения и определять к какому классу неорганических соединений оно относится, очищать гвоздь от ржавчины химическим способом, экспериментальным путем осуществлять цепочки превращений.
Учитель: Сдаем тетради.
Дежурные помогают мне отнести оборудование в лаборантскую.
Урок окончен! До свидания!