Конспект урока Тема урока: «Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, получение и свойства кислот» (8 класс).


Тема урока: «Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, получение и свойства кислот» (8 класс).
Цель: повторить и закрепить знания о кислотах.
Задачи: - актуализировать знания учащихся о классификации кислот;
- систематизировать знания о составе, получении и свойствах кислот;
- развивать умения составлять уравнения химических реакций, характеризовать свойства веществ;
- продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об использовании кислот в повседневной жизни человека;
- воспитывать чувство взаимоуважения, создать условия для формирования умений работать в коллективе.
Оборудование и материалы: яблоко, лимон, рябина, щавель, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, лакмус, метилоранж, карточки с формулами кислот.Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент.
Французский писатель Анатолий Франс однажды заметил: « Учится можно только с аппетитом… Чтобы переварить знания, необходимо поглощать их с аппетитом». По этому, давайте же сегодня на уроке будем поглощать знания с большим желанием и аппетитом. Тогда и урок у нас получится очень интересным и познавательным.
Посмотрите внимательно на демонстрационный стол (на столе лежит: яблоко, лимон, рябина и щавель), как вы думаете, что общего между этими предметами и каким образом они относятся к теме нашего урока? (Ответы учеников).
Правильно они кислые на вкус, так как содержат кислоты. В составе яблока содержится яблочная кислота, в лимоне – лимонная и так далее. Таким образом, сегодня мы будем разговаривать о кислотах. И тема нашего урока: «Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, получение и свойства кислот» (запись на доске и в тетради учащихся).
Цель урока: повторить и закрепить знания о составе, классификации, строении и химических свойствах кислот.
Проверка домашнего задания
Перед тем как перейти к новой теме давайте проверим домашнее задание (два учащихся дописывают уравнения на доске):
HNO3+ Cu =HCl + CaO =
H2SO4+ Na2 O =
H3PO4+ KOH =
Фронтальный опрос:
Какие вы знаете классы неорганических соединений?
Что такое оксиды?
На какие классы делятся все оксиды?
Перечислите несолеобразующие кислоты.
На какие классы делятся солеобразующие оксиды?
Дайте определения понятиям « основные оксиды» и «кислотные оксиды».
Приведите по одному примеру оксида: а) твёрдого; б) жидкого; в) газообразного.
Проверка уравнений.
Изучение новой темы
- Состав, классификация и номенклатура кислот:
Учитель демонстрирует карточки с кислотами: HCl. H2SO4, H2S, HNO3.Затем задаёт вопрос:
- Скажите, люди похожи один на одного? (Ответы учащихся). Посмотрите внимательно на приведённые кислоты, что у них общего? ( Все кислоты содержат водород, и он стоит на первом месте).
Учитель: правильно в состав кислот входят атомы водорода и кислотный остаток. Так какое определение мы можем дать кислотам? (Ответы учащихся)
Мы уже сказали, что в яблоке присутствует яблочная кислота, в лимоне – лимонная. Это кислоты органические, а мы с вами в прошлом учебном году изучали неорганические кислоты. Таким образом, все кислоты делятся на органические и неорганические. Запись на доске и в тетради:
Кислоты

органические неорганические
В свою очередь неорганические кислоты тоже делятся на классы. Посмотрите на формулы неорганических кислот (демонстрация кислот), чем они отличаются? (Одни содержат кислород, а другие нет) На какие 2 группы мы можем поделить эти кислоты?
Запись на доске и в тетради:
Неорганические кислоты
кислородсодержащие бескислородныеПо количеству атомов водорода кислоты делятся на кислоты: одноосновные (HCl, HNO3) и многоосновные( H2SO4, H3PO4).
Давайте вспомним, как называются данные кислоты (ответы учащихся). Названия кислот состоят из двух слов – прилагательного, производного от корня кислотообразующего элемента, и слова «кислота»: серная, азотная кислота.
В случае бескислородных кислот к корню от названия кислотообразующего элемента добавляется окончание « водородная»: хлороводородная кислота и т.д.
- Химические свойства.
Ответьте на вопрос. Как мы можем доказать наличие кислоты в лимоне? ( С помощью индикаторов и индикаторной бумаги)
Опыт 1. Определение среды (рН) в лимонном соке.
Опыт 2. Взаимодействие серной кислоты с метилоранжем.
Изменяют окраску индикаторов.
Взаимодействуют с металлами. Допишите уравнения реакций:
Zn + HCl = … ;Fe + H2SO4 = … .Взаимодействуют с основаниями ( реакция нейтрализации): NaOH + H2SO4 = … .Взаимодействуют с основными оксидами: CaO + H2SO4 = … .Взаимодействуют с солями: Na2CO3 + HCl = … . Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело.
Получение кислот. Рассмотрите основные способы получения кислот в учебнике табл.3 с. 16.
Из каких веществ можно получить кислоты? (Ответы учащихся)
IV.Закрепление: № 5, 7 с.17 (учебник).
V. Контроль и самоконтроль: после выполнения теста, учащиеся проверяют ответы по ответам на обратной стороне доски.
Тест
1. Лимонная, яблочная, щавелевая, азотная, серная – это ….
2. Кислоты – это ….
3. По своему происхождению кислоты делятся на …. и …. .4.Кислоты классифицируют по присутствию или отсутствию кислорода на …. и … .5. Кислоты в растворе можно определить с помощью ….. .
6.Лакмус и метилоранж в кислой среде становятся …. цвета.
7.Кислоты взаимодействуют с …, …, …, и … .8.Реакция взаимодействия кислот с основаниями называется реакцией … .9.С перечисленных веществ выберите кислоты:
А) Н2SiO3; Б) CaO; В)H2S; Г) Na2 CO3.
10.С перечисленных веществ выберите бескислородные кислоты:
А) НCl; Б) CaSO3; В)H2S; Г) NaН.
Ответы:1. Кислоты.
2.Сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
3. Органические и неорганические.
4.Кислородсодержащие и бескислородные.
5.Индикаторов.
6. Красного.
7.Металлами, основными оксидами, основаниями и солями.
8.Нейтрализации.
9. А, В.
10. А, В.
VI.Рефлексия и обобщение: Скажите, что на сегодняшнем уроке вы вспомнили? Может, что- то новое узнали? (Ответы учащихся)
Отметьте себе в тетради, на сколько процентов вы освоили сегодняшний материал.
VII. Домашнее задание: §3 з. 6,8 с. 17.