Практическая работа. Решение экспериментальных задач 11 класс

Практическая работа
Решение экспериментальных задач по теме
«Теория электролитической диссоциации»

Базовый уровень
Проделайте реакции между растворами электролитов и напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме: карбонатом натрия и серной кислоты, хлоридом железа (3) и гидроксидом натрия. Что наблюдаете? Укажите признаки реакций.
Испытайте растворы следующих солей индикаторами: нитрат свинца, карбонат натрия. Дайте объяснение полученным результатам. Напишите уравнения реакции гидролиза в ионной и молекулярной формах.

Повышенный уровень
1 вариант

1. И ГАЗ И ОСАДОК.
Существуют ли соли, реакции которых со щелочью, и с кислотой дают газообразные продукты? И можно ли найти такую соль, которая выделяет осадок как при взаимодействии со щелочью, так и при обработке нитратом серебра?
Выберите из предложенных реактивов такие соли и проведите реакции описанные выше. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Что наблюдаете. Укажите признаки реакций.

2. СМУЩЕННЫЙ АЦЕТАТ
К раствору ацетата натрия добавили фенолфталеин, а потом нагрели. Раствор окрасился в малиновый цвет, как будто покраснел от смущения. Однако после охлаждения все признаки «смущения» исчезли, раствор обесцветился. Почему это произошло? Объясните это явление и подтвердите необходимыми уравнениями реакции в молекулярной и ионной формах.


Повышенный уровень
2 вариант
1. ВОТ ТАК «СОСЕДИ»
Налейте в 2 пробирки растворы хлорида алюминия и хлорида магния. Добавьте небольшими порциями раствор гидроксида натрия. Сначала в обоих растворах выпадает белый студенистый осадок, потом в избытке щелочи осадок в пробирке с солью алюминия исчезает, раствор становится бесцветным и прозрачным. А там, где была соль магния, осадок не претерпевает никаких изменений. Алюминий и магний сос
·еди по периоду. Чем же вызвано столь различное поведение солей? Объясните это явление и подтвердите необходимыми уравнениями реакции в молекулярной и ионной формах.

2. ЭТО ТОЖЕ КИСЛОТА
Для школьного опыта срочно понадобилось получить немного водорода. Цинк в виде гранул имелся, но как на грех, не оказалось ни одного миллилитра кислоты. Что делать? Выход был найден, когда ученики обнаружили в шкафу склянку с хлоридом алюминия. Как им удалось получить водород? Проведите указанный опыт. Объясните наблюдаемые явления и напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.


Повышенный уровень
3 вариант

1. НЕУДАЧНЫЙ СИНТЕЗ
Как получить сульфид алюминия? О, это просто: стоит только взять раствор хлорида алюминия и добавить сульфид натрия. Так и сделали. Но в колбе выпал белый студенистый осадок, а еще появился крайне неприятный запах сероводорода. Что же произошло? Объясните наблюдаемое явление и напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

2. В пробирках даны твердые вещества. Определите, в какой пробирке находится каждое вещество: сульфат аммония, сульфат алюминия, нитрат калия. Какой реактив необходим для распознавания этих веществ. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме. Что наблюдаете? Укажите признаки реакций.





Литература.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2008.



15