Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Нахождение в природе. Свойства, применение.


Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Нахождение в природе. Свойства, применение.
Урок с использованием технологии развития критического мышления • 11 класс
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока при обучении химии:
1. Вызов. Актуализация знаний.
2. Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма. Первичное закрепление.
3. Рефлексия. Самостоятельная работа - самоконтроль. Собственно рефлексия.
Первая – стадия вызова; она заключается в актуализации и обобщении имеющихся знаний по изучаемой теме, возбуждении интереса к ней, мотивации учащихся к активной учебной деятельности.
На второй стадии – стадии осмысления – задачи другие: получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
Заключительная стадия – стадия размышления и рефлексии, подразумевающая целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного – вопросов и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»), анализ всего процесса изучения материала.
Что дает учащимся эта технология? Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации. В-третьих, формируются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.
Технология развития критического мышления наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст. Возможны несколько форм (стратегий) применения этой технологии: «Чтение текста с пометками», «Заполнение таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)», «Зигзаг», «Продвинутая лекция».
Положительные стороны предлагаемой технологии: самостоятельное добывание знаний, осмысление собственной деятельности в учебном процессе, повышение ответственности обучающихся. Возможна организация практического занятия и изучение нового материала. Сложность заключается в неодинаковом темпе чтения и оформления письменной работы учащимися.
Цели урока: формирование представлений о важнейших полисахаридах: крахмале и целлюлозе - в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.
Задачи: 1) обучающие - закрепить умение писать реакции, характеризующие химические свойства моносахаридов на примере глюкозы; сравнить строение и свойства крахмала и целлюлозы; на основе межпредметных связей органической химии и биологии показать значение полисахаридов в строении и функционировании живой природы;
2) развивающие - развитие познавательного интереса к химии и биологии, выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и делать аргументированные выводы; формирование умения устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельности учащихся по добыванию и применению знаний; развитие практических умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов.
3) воспитательные - способствовать воспитанию коммуникабельности, умению общаться на деловом уровне, адаптации работы в группе, паре; расширение кругозора обучающихся о применении полисахаридов и их роли в природе.
Оборудование: крахмал, йодная настойка, растворы NaOH, CuSO4, H2SO4,пробирки, лупа, демонстрационные образцы: картофель, белый хлеб, мука, макароны, рис, фасоль, вата, хлопчатобумажная ткань, образцы тканей из ацетатного волокна, компьютер.Тип урока: Урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.  Стадия вызова
Вступительное слово учителя
Наливаешь крепкий чай,Хорошенько сахарозуВ чашке ложкой размешай.Виноградную глюкозу,И медовую фруктозу,И молочную лактозуЛюбят взрослый и малыш.Но крахмалом и клетчаткой,Что совсем-совсем несладки,Тоже нас не удивишь.Так устроена природа – Это тоже… УГЛЕВОДЫ (отвечают учащиеся)
- Сегодня на уроке, как вы поняли из стихотворения, мы продолжаем изучать класс органических соединений - углеводы.
(Заставка на экране – крахмал и целлюлоза). С момента своего появления на Земле человек употребляет растительную пищу, богатую крахмалом, использует для своих нужд древесину и другие растительные объекты, содержащие большое количество целлюлозы. В настоящее время человек уже умеет выделять и перерабатывать природные полимеры, получая из них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь. - Таким образом, какова цель урока? (совместно с учащимися)
Целеполагание: рассмотреть важнейшие полисахариды: строение, свойства, применение и значение в природе и для человека.
III. Актуализация опорных знаний.
Тест
Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
I  в а р и а н т – для моносахаридов;
II  в а р и а н т – для полисахаридов.
1. Их представителями являются глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.
2. Их представителями являются крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза, хитин.
3. Молекулы состоят из множества одинаковых повторяющихся групп атомов.
4. Подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы.
5. Имеют общую формулу (С6Н10О5)n.
6. Молярная масса невелика и обычно не превышает нескольких сотен г/моль.
7. Молярная масса велика и может достигать нескольких миллионов г/моль.
8. Не вступают в реакцию гидролиза.
9. Способны подвергаться гидролизу.
10. Остатки молекул некоторых из них входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК.
Ответы. I вариант: 1, 4, 6, 8, 10; II вариант: 2, 3, 5, 7, 9.
Учащиеся выполняют тест, после чего осуществляют взаимную проверку в парах.
IV. Стадия осмысления
Учитель предлагает учащимся проработать текст, используя специальные пометки карандашом:
«V» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«–» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – информация, требующая пояснения;
«!» – это интересно.
Учащиеся работают в группах по 2человека, обмениваются мнениями по изучаемому вопросу, помогают друг другу преодолеть возникающие затруднения, делая необходимые пояснения.
Приложение
Крахмал, его строение, химические свойства, применение.
1. Физические свойства
 Это белый порошок, нерастворимый в холодной воде и образующий коллоидный раствор (крахмальный клейстер) в горячей воде. Существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает.
2. Нахождение в природе
 Крахмал – основной источник резервной энергии в растительных клетках – образуется в растениях в процессе фотосинтеза и накапливается в клубнях, корнях, семенах:
6CO2 + 6H2O     свет, хлорофилл →     C6H12O6 + 6O2
nC6H12O6 → (C6H10O5)n + nH2O
 глюкоза        крахмал
 Содержится в клубнях картофеля, зёрнах пшеницы, риса, кукурузы.
Гликоген (животный крахмал), образуется в печени и мышцах животных. 
 3. Строение
 Состоит из остатков α - глюкозы.
 

 В состав крахмала входят:
·         амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) – 10-20%
·         амилопектин (оболочка крахмального зерна) – 80-90%
 Цепь амилозы включает 200 – 1000 остатков α-глюкозы и имеет неразветвленное строение.

 Амилопектин состоит из разветвленных макромолекул, молекулярная масса которых достигает 1 - 6 млн.

 Амилоза и амилопектин гидролизуются под действием кислот или ферментов до глюкозы, которая служит непосредственным источником энергии для клеточных реакций, входит в состав крови и тканей, участвует в обменных процессах. Поэтому крахмал – необходимый резервный углевод питания.
 Подобно амилопектину построен гликоген (животный крахмал), макромолекулы которого отличаются большей разветвлённостью:

 4. Применение
 Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, бродильной, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).
 ·        Ценный питательный продукт.
·        Для накрахмаливания белья.
·        В качестве декстринового клея.
 5. Химические свойства полисахаридов
 Гидролиз:
(C6H10O5)n + nH2O t,H2SO4 → nC6H12O6
                                                  глюкоза
Гидролиз протекает ступенчато:
(C6H10O5)n → (C6H10O5)m → xC12H22O11 →  n C6H12O6        (Примечание, m<n)
крахмал        декстрины       мальтоза     глюкоза
 Качественная реакция:
 Охлаждённый крахмальный клейстер + I2 (раствор) = синее окрашивание, которое исчезает при нагревании.
 Макромолекула амилозы представляет собой спираль, каждый виток которой состоит из 6 звеньев α-глюкозы.
 
При взаимодействии амилозы с йодом в водном растворе молекулы йода входят во внутренний канал спирали, образуя так называемое соединение включения. Это соединение имеет характерный синий цвет. Данная реакция используется в аналитических целях для обнаружения, как крахмала, так и йода (йодкрахмальная проба).
 
Целлюлоза, ее строение и химические свойства. Применение целлюлозы.
Целлюлоза (клетчатка) – растительный полисахарид, являющийся самым распространенным органическим веществом на Земле.
 1. Физические свойства
 Это вещество белого цвета, без вкуса и запаха, нерастворимое в воде, имеющее волокнистое строение. Растворяется в аммиачном растворе гидроксида меди (II) – реактиве Швейцера.
  2. Нахождение в природе
 Этот биополимер обладает большой механической прочностью и выполняет роль опорного материала растений, образуя стенку растительных клеток. В большом количестве целлюлоза содержится в тканях древесины (40-55%), в волокнах льна (60-85%) и хлопка (95-98%). Основная составная часть оболочки растительных клеток. Образуется в растениях в процессе фотосинтеза.
Древесина состоит на 50% из целлюлозы, а хлопок и лён, конопля практически чистая целлюлоза.
Хитин (аналог целлюлозы) – основной компонент наружного скелета членистоногих и других беспозвоночных, а также в составе клеточных стенок грибов и бактерий.
 3. Строение
 Состоит из остатков β - глюкозы
 

4. Получение
 Получают из древесины
 5. Применение Целлюлоза используется в производстве бумаги, искусственных волокон, пленок, пластмасс, лакокрасочных материалов, бездымного пороха, взрывчатки, твердого ракетного топлива, для получения гидролизного спирта и др.
 ·        Получение ацетатного шёлка – искусственное волокно, оргстекла, негорючей плёнки из ацетилцеллюлозы.
·        Получение бездымного пороха из триацетилцеллюлозы (пироксилин).
·        Получение коллодия (плотная плёнка для медицины) и целлулоида
 ( изготовление киноленты, игрушек) из диацетилцеллюлозы.
·        Изготовление нитей, канатов, бумаги.
·        Получение глюкозы, этилового спирта (для получения каучука)
 К важнейшим производным целлюлозы относятся:- метилцеллюлоза (простые метиловые эфиры целлюлозы) общей формулы
[C6H7O2(OH)3-x(OCH3)x]n   (х = 1, 2 или 3);
- ацетилцеллюлоза (триацетат целлюлозы) – сложный эфир целлюлозы и уксусной кислоты [C6H7O2(OCOCH3)3]n
- нитроцеллюлоза (нитраты целлюлозы) – сложные азотнокислые эфиры целлюлозы:[C6H7O2(OH)3-х(ONO2)х]n   (х = 1, 2 или 3).
 6. Химические свойства
 Гидролиз
 (C6H10O5)n + nH2O t,H2SO4 → nC6H12O6
                                                глюкоза
Гидролиз протекает ступенчато:
(C6H10O5)n → (C6H10O5)m → xC12H22O11 →  n C6H12O6        (Примечание, m<n)
крахмал          декстрины      мальтоза        глюкоза
Реакции этерификации
Целлюлоза – многоатомный спирт, на элементную ячейку полимера приходятся три гидроксильных группы. В связи с этим, для целлюлозы характерны реакции этерификации (образование сложных эфиров). Наибольшее практическое значение имеют реакции с азотной кислотой и уксусным ангидридом. Целлюлоза не дает реакции "серебряного зеркала".
 1. Нитрование:
(C6H7O2(OH)3)n + 3nHNO3 H2SO4(конц.)→ (C6H7O2(ONO2)3)n + 3nH2O
                                                                        пироксилин
  

целлюлоза +3n HNO3 H2SO4→
тринитрат целлюлозы + 3n H2О
 Полностью этерифицированная клетчатка известна под названием пироксилин, который после соответствующей обработки превращается в бездымный порох. В зависимости от условий нитрования можно получить динитрат целлюлозы, который в технике называется коллоксилином. Он так же используется при изготовлении пороха и твердых ракетных топлив. Кроме того, на основе коллоксилина изготавливают целлулоид.
2. Взаимодействие с уксусной кислотой:
(C6H7O2(OH)3)n + 3nCH3COOH H2SO4(конц.)→ (C6H7O2(OCOCH3)3)n + 3nH2O
 При взаимодействии целлюлозы с уксусным ангидридом в присутствии уксусной и серной кислот образуется триацетилцеллюлоза.
 
+ 3n →
триацетилцеллюлоза+ 3n СH3СOOН
 Триацетилцеллюлоза (или ацетилцеллюлоза) является ценным продуктом для изготовления негорючей кинопленки и ацетатного шелка. Для этого ацетилцеллюлозу растворяют в смеси дихлорметана и этанола и этот раствор продавливают через фильеры в поток теплого воздуха.
А сама фильера схематично выглядит так:

1 - прядильный раствор,2 - фильера,3 - волокна.
Растворитель испаряется и струйки раствора превращаются в тончайшие нити ацетатного шелка.
Говоря о применении целлюлозы, нельзя не сказать о том, что большое количество целлюлозы расходуется для изготовления различной бумаги. Бумага – это тонкий слой волокон клетчатки, проклеенный и спрессованный на специальной бумагоделательной машине.
 
V. Стадия размышления и рефлексии
Учащиеся составляют таблицу по характеристике крахмала и целлюлозы (таблица). При этом в каждой паре один учащийся заполняет столбец о крахмале, а второй – о целлюлозе, после чего обмениваются результатами.
Таблица
Характеристика крахмала и целлюлозы
Характеристика Полисахарид
Крахмал Целлюлоза
Молекулярная формула Особенности строения
Структурное звено Степень полимеризации Молярная масса Структура макромолекул Нахождение в природе Биологические функции Физические свойства Химические свойства Получение Применение VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что вам показалось наиболее интересным?
Что больше всего запомнилось?
Что вызвало затруднение?
Что удивило?
Функции углеводов.(Сообщение учащегося)
1. Энергетическая — углеводы служат источником энергии для организма. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж (4,2 ккал) энергии. Следует отметить, что сахара являются главным источником быстро мобилизуемой энергии, так как в процессе пищеварения они легко переводятся в форму, пригодную для удовлетворения энергетических потребностей клеток.
2.Строительная — целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений, хитин обнаруживается в клеточной стенке грибов и в наружном скелете членистоногих, гликопротеиды – соединения углеводов с белками входят в состав хрящевой и костной ткани животных.
3. Запасающая – выражается в том, что крахмал накапливается клетками растений, а гликоген – клетками животных. Эти вещества служат для клеток и организмов источником глюкозы, которая легко высвобождается по мере необходимости.
4. Защитная – гепарин – ингибитор свертывания крови; слизи, выделяемые различными железами и богатые углеводами, предохраняют пищевод, кишечник, желудок, бронхи от механических повреждений, препятствуют проникновению в организм бактерий и вирусов; камеди, выделяющиеся в местах повреждения стволов и ветвей, защищают деревья и кустарники от проникновения инфекций через раны.
5. Составная часть жизненно важных веществ – входят вместе с белками в состав ферментов, ДНК, РНК, АТФ.
Домашнее задание. Дополнить таблицу строками «Получение» и «Применение» используя справочную литературу.
Характеристика крахмала и целлюлозы
Характеристика Полисахарид
Крахмал Целлюлоза
Молекулярная формула (С6Н10O5)n (С6Н10O5)n
Особенности строения Структурное звено – остаток циклической молекулыα-глюкозы. Степень полимеризации от нескольких сотен до нескольких тысяч. Молярная масса достигает нескольких сотен тысяч г/моль. Структура макромолекул: линейная (амилоза) и разветвленная (амилопектин). В крахмале на долю амилозы приходится 10–20 %, а на долю амилопектина – 80–90 % Структурное звено – остаток циклической молекулы β-глюкозы. Степень полимеризации от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч. Молярная масса достигает нескольких миллионов г/моль. Структура макромолекул: линейная
Нахождение в природе и биологические функции В цитоплазме растительных клеток в виде зерен запасного питательного вещества. Содержание (по массе): в рисе – до 80 %, в пшенице и кукурузе – до 70 %, в картофеле – до 20 % Обязательный элемент клеточной оболочки растений, выполняющий строительную, конструкционную функцию. Содержание (по массе): в волокнах хлопка – до 95 %, в волокнах льна и конопли – до 80 %, в древесине – до 50 %
Физические свойства Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей воде разбухает и образует коллоидный раствор – крахмальный клейстер (при этом амилоза, как составная часть крахмала, растворяется в горячей воде, а амилопектин только набухает) Твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде
Химические свойства 1) Образование глюкозы в результате полного гидролиза:
(С6Н10O5)n + nН2О —> nС6Н12O6.
2) Образование сложных эфиров за счет гидроксигрупп (практического значения не имеет).
3) Качественная реакция с йодом – синее окрашивание 1) Образование глюкозы в результате полного гидролиза:
(С6Н10O5)n + nН2О —> nС6Н12O6.
2) Образование сложных эфиров за счет гидроксигрупп: при взаимодействии с азотной кислотой (в присутствии серной кислоты) – мононитратов, динитратов и тринитратов; при взаимодействии с уксусной кислотой (или уксусным ангидридом) – диацетатов и триацетатов. Все сложные эфиры получили широкое применение.
3) Реакции с йодом не дает