Разработка урока по теме Предельные одноосновные карбоновые кислоты



государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики "Чебоксарский электромеханический колледж"
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики




Урок по химии
для 1 курса
«Предельные одноосновные карбоновые кислоты»
(Разработка урока на основе технологии развития критического мышления)







Автор: Л.А. Хлебникова
преподаватель химии
ГАПОУ ЧР ЧЭМК






2015
Введение
На современном этапе развития общества преподаватель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие его умственной активности. Становится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Тема: «Предельные одноосновные карбоновые кислоты».
Цель урока: Формирование общих представлений о карбоновых кислотах, на основе применения ранее полученных знаний в новой ситуации.

Задачи урока: 1. Самостоятельно ознакомиться с определением и классификацией
карбоновых кислот.
2. Вывести общую формулу карбоновых кислот и составить гомологический
ряд карбоновых кислот.
3. Изучить физические и химические свойства карбоновых кислот в ходе
проведения химического эксперимента.
4. Составить сравнительную таблицу химических свойств неорганических
и органических кислот и указать области применения карбоновых кислот.
Предполагаемые результаты:
отработка умений: - работать с новой информацией;
- составлять уравнения реакций с карбоновыми кислотами;
- устанавливать генетические связи между классами
органических веществ.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-исследование (ознакомление с новым материалом).
Материально-техническое обеспечение урока: шаростержневые модели кислот, инструктивные карточки, необходимое лабораторное оборудование и реактивы (уксусная и соляная кислоты, лакмус, магний и цинк, оксид кальция, гидроксид натрия, карбонат натрия).
Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно».
Д.И. Менделеев

Организационный момент.
I этап - Стадия вызова.
Используется прием «Корзина идей, понятий».
Вопросы: 1. Что вам известно о кислотах из учебного и жизненного опыта?
2. Какими словами вы можете охарактеризовать кислоты?
Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2мин.).
Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа), не более 3 мин. При этом учащиеся должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Преподаватель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину.
Какие из этих характеристик можно отнести карбоновым кислотам?
Список идей по теме «Кислоты»
Кислоты – могут быть разными, например, соляная кислота, серная, уксусная.
Кислоты состоят из атомов водорода, способных замещаться металлами и кислотного остатка.
Атомов водорода может быть несколько.
Многие из них растворимы в воде.
Концентрированные кислоты очень опасны и т.д.
Историческая справка (Приложение 1).
II этап - Стадия осмысления.
А. Работа с текстом учебника.
- выписать определение карбоновых кислот, разобрать строение карбоксильной группы
- классификацию кислот;
- изучить номенклатуру кислот, явление изомерии.
Задание: Инструктивная карточка №1.
Составить структурные формулы и дать названия по систематической номенклатуре для валериановой кислоты.
Б. Изучение химических свойств уксусной кислоты. Химический эксперимент.
(Инструктивная карточка №2).
Прием – бортовой журнал

Что мне известно
Что нового я узнал

















Вопрос: чем можно объяснить нехарактерные для кислот новые свойства?
В. Работа с учебником
Вопросы учащихся по тексту.
Как
·ими способами можно получить карбоновые кислоты?
Г. Области применения – составить кластер.
IV. III этап – Рефлексия.
Составить схему превращений получения уксусной кислоты из метана.
Д/З: 1.Творческое задание: в форме презентации предложить несколько способов получения уксусной кислоты.




















Приложение 1
Проблематизация осуществляется через историческую справку.

С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса – карбоновых кислот.

Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку.

Насекомые «прогоняли « ее, выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую кислоту.

Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгельма Шелле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1
«Строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности»
Напишите структурную формулу С2Н4О2. Охарактеризуйте виды связей между атомами (сигма-, пи-).
Напишите и проанализируйте электронную формулу молекулы с точки зрения электронных эффектов (индуктивный, мезомерный). Покажите стрелками распределение электронной плотности в молекуле, обозначьте частичные заряды на атомах и электронные эффекты.
Сравните полярность и поляризуемость связи С=О в молекуле этаналя и данной карбоновой кислоты. Сделайте вывод о способности кислот к реакциям нуклеофильного присоединения в сравнении с карбонильными соединениями.
Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и данной кислоты. Сделайте вывод о кислотных свойствах органических кислот в сравнении со спиртами.
Сформулируйте выводы о взаимном влиянии карбонильной и гидроксильной групп в молекулах органических кислот.
На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных карбоновых кислот.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2
Опыт никогда не ошибается
Леонардо да Винчи
«Химические свойства карбоновых кислот»
Цель опыта: убедиться, обладает ли уксусная кислота свойствами неорганических кислот.
На ваших столах стоят наборы для лабораторной работы. Выполните задания и докажите экспериментально зависимость свойств веществ от электронного строения. Работа в парах. Строго соблюдайте правила техники безопасности. Проведите исследование химических свойств уксусной и соляной кислот. Докажите зависимость их реакционной способности от электронного строения. Используйте индикаторы и реагенты – цинк.
1). Возьмите 4 пробирки и поместите в одну гранулу цинка, в другую - каплю разбавленного раствора щелочи, добавив каплю фенолфталеина, в третью - половину микрошпателя оксида кальция, в четвертую - кусочек (0,5 горошины) мела. Добавьте в каждую из четырех пробирок по 3 капли раствора уксусной кислоты.
Приведенную ниже таблицу сравнения свойств органических и неорганических кислот заполните, и впишите в нее уравнения реакций.

Свойства
Кислоты



уксусная
соляная


Окрашивание индикатора










Взаимодействие с основаниями






Взаимодействие с основными оксидами









Действие на металлы








Взаимодействие с солями




Сравните записи и сделайте следующие выводы:
- что общего и различного в составе кислотных остатков;
-одинакова ли величина зарядов кислотных остатков, и какова их возможная валентность;
-какие ионы обуславливают изменение окраски индикатора;
-какие ионы будут обуславливать общие свойства этих веществ и какими свойствами будут обладать эти вещества.
































Список использованной литературы:
1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.
2. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010
3. Химия в таблицах. АСТ-пресс. 2001
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15