Конспект к уроку химии в 10 классе на тему Изомерия.Строение молекул органических веществ


Конспект урока
Тема: «Изомерия. Виды изомерии. Строение молекул органических веществ»
Класс 10
Цель: познакомить учащихся с явлением изомерии, рассмотреть все виды изомерии.
Задачи урока:
образовательные: сформировать представления об основных видах изомерии и о самом явлении.
развивающие:  совершенствовать умения в мыслительной и исследовательской деятельности;
воспитательные:  способствовать развитию навыков самостоятельного поиска знаний, формированию и становлению коммуникативной культуры.Оборудование: набор для построения моделей молекул
УМК: Органическая химия 10 кл.: Учебник. Базовый уровень для общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: Словесный: эвристическая беседа, практический (создание моделей органических веществ)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Проверка домашнего задания . (фронтальный опрос)
На прошлом уроке мы изучали основные положения теории А.М.Бутлерова, назовите эти положения
-Какова валентность углерода в органических соединениях? Ответы учащихся:
1.Атомы в молекулах органических веществ, связаны друг с другом согласно их валентности.
2.Свойства веществ зависят не только от состава их молекул, но и от их строения
3.Свойства веществ зависят от взаимного влияния атомов и групп атомов.
4. По строению веществ можно определить свойства, а по свойствам строение веществ.
- IV
Актуализация знаний (постановка проблемы)
Мы говорим об органической химии, как о химии углерода.
Если посмотреть на периодическую систему, то мы увидим, что количество элементов в ней – более 100, а количество веществ, образованных этими всеми элементами насчитывается не более, чем 500 тыс.(неорганических веществ), а в органической химии - один единственный элемент - УГЛЕРОД, и более 27 миллионов соединений!!!
ПОЧЕМУ? Учащиеся высказывают свои предположения.
Объяснение новой темы
Углерод обладает рядом особенных свойств, об одном из них вы уже сказали – атом углерода всегда IV-х валентен. Атомы углерода способны соединяться между собой, образуя цепочки, циклы, а также, между атомами могут образовываться одинарные, двойные и тройные связи.
Сейчас, я предлагаю Вам игру «Конструктор». У каждого из вас на парте лежит комплект шаростержневых моделей. Откройте и внимательно рассмотрите их. Чёрные шарики – это атомы углерода, белые шарики – атомы водорода. Обратите внимание на число связей.
А теперь, попробуйте составить модель, которая содержит 2 атома углерода и 6 атомов водорода. (С2Н6).
А почему у вас не получилось соединить С-Н-С? (Постановка проблемы)
- Молодцы! Очень хорошо. А теперь, попробуйте собрать модель, состоящую из С5Н12.
- Что можете сказать на это?
- Будут ли это одинаковые вещества? Будут ли они иметь одинаковые свойства? Ели да, то почему? Если нет, то ответ обоснуйте?
- Что произошло с углеродным скелетом?
Дается определение изомерии. Говорим о структурной изомерии.
Следующее задание. Составьте модели молекул: С2Н4 , С2Н2 и сравните с С2Н6.
Соберите модель состава: С5Н10

Будут ли эти вещества относиться к одному классу?
Органические вещества в своем составе содержат не только С и Н, но могут встречаться и другие атомы, например: О,S,P,N…
Теперь попробуйте составить модель веществ(а) состава С2Н6О Учащиеся записывают особенности углерода в тетрадь.
Работают с шаростержневыми моделями. Отмечают, что атомы углерода IV-х валентные, а водород – I-валентен.
Демонстрируют результат:
у всех получается один вариант.
Ограничение в валентной возможности =>
Сами формулируют вывод, подтверждающий теорию А.М.Бутлерова, что атомы в молекулах органических веществ, связаны друг с другом в строго определенной последовательности, согласно их валентности.
Работают в группах по 2 человека. У всех получаются разные результаты. Демонстрируют их:
С
1) С-С-С-С-С 2) С-С-С-С 3) С-С-С
С С
Качество и количество одинаковое, но строение разное!
Высказывают свои умозаключения.
На этом этапе учащиеся осознают, что такое изомерия, понимают смысл структурной изомерии, и подтверждают особенность углерода – способность образовывать цепочки линейного и разветвленного строения.
На этом этапе у многих возникает проблема: не хватает атомов водорода, и не все сразу могут догадаться, что атомы углерода способны соединяться между собой двойными и тройными связями. И для многих - это открытие!

Сравнивают, анализируют и делают выводы о наличие «--», «=» и «3-х» связей, отмечают закономерность в уменьшении длины связей
(Этот блок урока - работа на перспективу: учащиеся понимают, что есть непредельные УВ, и свойства веществ будут зависеть от природы связи и ее длины).
На этом этапе учащиеся понимают, что возможны варианты изменения не только углеродного скелета, но и может меняться положение «=» связи.
1) С=С-С-С-С 2)С-С=С-С-С
3) С=С-С-С
С 4) С=С-С-С 5)
С
Вывод: углеродный скелет способен замыкаться в кольцо (циклические УВ) – существует межклассовая изомерия, и изомерия положения кратной связи.
Еще один важный момент: формула одна С5Н10, а веществ много – в этом причина многообразия.
У учащихся получаются модели:

Они самостоятельно делают вывод, что это разные вещества, относящиеся к разным классам, т.к. имеют разное строение. И это пример межклассовой изомерии.
Обобщение и подведение итогов
Сегодня на уроке вы хорошо поработали, никто не остался безучастным. Ваши глаза горели, руки собирали модели, вы делали правильные, научные выводы.
Давайте еще раз обобщим знания, полученные на уроке, и ответим на вопрос: Какова же причина многообразия органических веществ?
Общие выводы:
1.Атом углерода в органических соединениях IV-х валентен.
2. Молекулы орг.в-в состоят не только из ат. С,Н, но и других атомов.
3.Атомы в молекулах соединяются в строго определенной последовательности, согласно их валентности.
4.атомы углерода способны соединяться между собой образуя цепочки линейного и разветвленного строения, а также способны замыкаться в циклы.
5. между атомами углерода могут образовываться «--», «=» и «=» связи.
6. Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав называются изомерами.
7. Существует изомерия углеродного скелета, изомерия положения кратных связей и межклассовая изомерия.
8. Все вышеперечисленное и есть причина многообразия органических веществ.
Рефлексия, анализ и оценки за урок
На мой взгляд, вы сегодня действительно все хорошо поработали, и каждый из вас заслуживает оценку «5».
А вы как оцениваете свою работу на уроке? Давайте кратко, по цепочке, в формате одного слова, охарактеризуйте урок.
Теперь, еще один очень важный момент- давайте приведем в порядок свое рабочее место, аккуратно разберем и сложим наши шаростержневые модели Дети высказывают свое отношение к уроку.
Приводят в порядок рабочее место, сдают модели.
Домашнее задание: параграф № 2, конспект.
Спасибо за работу на уроке, мне было приятно с вами работать. Записывают ДЗ в дневник.
Прощание
Краткий анализ урока: Данный урок действительно продуктивный, проходит на одном дыхании. Все дети вовлечены в работу, психологический климат на уроке доброжелательный. Учащиеся 10 класса «впадают в детство», но при этом решаются важные проблемы. Когда ребенок сам конструирует модель, развивается логическое мышление, невольно приходится анализировать, сравнивать, формулировать выводы. С каждым новым заданием, у ребят растет «азарт», у них все получается, повышается их самооценка, а самое главное – им интересно.
Отдельные блоки урока работают на перспективу: когда начнем изучать непредельные УВ или циклические УВ, то они вспомнят как выглядят модели этих веществ, им будет понятен смысл структурной изомерии, изомерии положения кратных связей и межклассовая изомерия.