План-конспект урока по химии на тему Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура


Урок № 27 Химия, 10 класс
Тема: Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура
Цели урока: установить основные признаки строения класса спиртов, рассмотреть многообразие веществ данного класса, научиться называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатурам.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания о строении спиртов на основе понятия «функциональная группа»;
- на основе многообразия данного класса соединений, выяснить принципы классификации спиртов;
- используя знания учащихся о видах изомерии, выяснить какие её виды существуют у класса спиртов;
- научиться называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатурам;
Развивающие:
- развивать аналитическое логическое мышление обучающихся, умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученной новой информации;
- побуждать учащихся к самостоятельному выдвижению личных умозаключений, предположений, поддерживать их стремление находить правильные пути в решении проблемных ситуаций;      
  - развивать практические умения и навыки учащихся;
- развивать способности обучающихся к осмысленному чтению и умению делать выводы на основе научной информации, полученной при работе с учебной и дополнительной литературой;
- развивать умение учащихся выделять наиболее важные значимые сведения в изучаемом учебном материале;
- развивать коммуникативные способности обучающихся.
Воспитательные:
- способствовать формированию в сознании учащихся активной гражданской позиции в потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- способствовать формированию толерантного поведения в коллективе;
- формировать основы научного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся научатся:
- определять принадлежность веществ к классу спиртов;
- составлять формулы изомеров и гомологов одноатомных предельных спиртов;
- называть вещества класса спиртов по «тривиальной» и международной номенклатуре.
Структура урока
Организационный момент
Определение темы урока, целеполагание, мотивация
Выход на тему урока:
- Чему вы научились, изучая углеводороды? (Мы учились составлять структурные формулы этих веществ, называть углеводороды по международной номенклатуре, составлять формулы различных изомеров и называть их, писать уравнения химических реакций и т.д.)
Осуществите цепь превращений:
CH4→C2H2 →C2H4 →C2H5OH
Беседа:
- как называется вещество C2H5OH?
- какой класс органических веществ мы начинаем изучать?
-давайте сформулируем, что вы можете узнать о спиртах как химических соединениях? ( Какие вещества относятся к спиртам? Строение спиртов. Как получают спирты? Свойства спиртов. Представители класса спиртов. Влияние спиртов на организм человека и др)
-зачем вам нужны эти знания?
3. Изучение нового материала
Вводное слово учителя:
На данную тему отводится пять часов. Тема сегодняшнего урока «Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура». Чему вы должны сегодня научиться? ( Составлять структурные формулы предельных одноатомных спиртов, называть их по международной номенклатуре, составлять формулы изомеров и называть их)
Ребята, для более полного понимания изучаемого учебного материала по любому предмету, для приобретения прочных знаний очень важно научиться выделять наиболее важную и значимую научную информацию, делать обобщающие выводы.3.1. Строение спиртов.
Отвечаем на вопрос: «Какие вещества относятся к спиртам?» Учитель предлагает учащимся провести анализ молекулярной формулы этанола С2Н6О.    
   (На основе качественного и количественного анализа молекулярной формулы этанола учащиеся делают вывод:  СПИРТЫ – КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
3.2. Учитель предлагает учащимся выполнить в тетради задание: на основе имеющихся навыков и знаний теории строения органических соединений А.М. Бутлерова составить возможные структурные формулы этанола.      Учащиеся выполняют задание в тетради самостоятельно, при этом возможна совместная работа в парах.      Учитель следит за ходом работы, может оказывать некоторую помощь отдельным учащимся.   
CH3―O―CH3 C2H5―OH   
Формулы записываются на доске.
3.3.Создание проблемной ситуации.
Какая из составленных учащимися структурных формул этанола отражает истинное строение спирта? Учащиеся проводят анализ структурных формул. Устанавливают их различия. В первой формуле: два углеводородных радикала метила связаны атомом кислорода, весь водород в молекуле имеет равное положение. Во второй формуле: радикал этил связан группой атомов – ОН. Водород в группе – ОН занимает особое положение.
3.4.Решение проблемной ситуации.  
 Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать и осмыслить текст в учебнике Рудзитиса на стр. 88-89 о лабораторном эксперименте, позволяющем найти правильный ответ об установлении истинной структурной формулы этанола.     
Учащиеся работают с текстом учебного пособия. Делают выводы. Один из учащихся сообщает о своих выводах классу.      (Структурная формула этанола № 2 является истинной).
3.5. Введение понятие «функциональной группы».
Наличие в молекулах спиртов функциональной группы  - ОН. Определение понятия функциональной группы.
3.6. Установление общих формул предельных одноатомных спиртов. Определение данного класса соединений.
Учитель: зная формулу этилового спирта, а также то, что спирты можно рассматривать как производные алканов, в молекулах которых один атом водорода замещается на группу ОН, выведите общую формулу предельных одноатомных спиртовCnH2n+1OH
3.7.Многообразие класса спиртов, их классификация:     
1).По характеру углеводородного радикала спирты бывают: предельные – углеводородный радикал содержит только одинарные связи (например, СН3ОН метанол, С4Н9ОН бутанол); непредельные – содержат ненасыщенный углеводородный радикал (например, СН2=СН-СН2ОН аллиловый спирт); ароматические – содержат ароматический углеводородный радикал (например, С6Н5-СН2ОН бензиловый спирт). 
2). По количеству гидроксильных групп различают спирты: одноатомные – содержат одну ОН-группу (например, СН3-СН2-ОН этанол); двухатомные – содержат две ОН-группы (например, НО-СН2-СН2-ОН этиленгликоль или этандиол-1,2); трехатомные – содержат три ОН-группы в молекуле (например, НО-СН2-СНОН-СН2-ОН глицерин или пропантриол-1,2,3).
3). По характеру атома углерода. В зависимости от валентности спиртовой группировки спирты бывают: первичные – содержат одновалентную спиртовую группировку –СН2ОН (например, СН3-СН2ОН этанол); вторичные – содержат двухвалентную спиртовую группировку =СНОН (например, СН3-СНОН-СН3 пропанол-2); третичные – содержат трехвалентную спиртовую группировку =С-ОН (например, 2-метилбутанол-2:
3.8.Номенклатура спиртов Учитель: Ребята, кто из вас был внимательным и заметил какую-то закономерность, когда мы произносили или вы читали названия спиртов ?       (В названиях спиртов присутствует суффикс –ОЛ, цифры в конце названия указывают положение функциональной группы).
Задание на доске: назвать спирты по международной номенклатуре.
3.9.Изомерия спиртов.
Учитель: вспомните, что такое изомеры? (вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение)
Задание: составьте структурные формулы возможных изомеров состава C4H10O. (работа в парах с последующей самопроверкой по учебнику – таблица 7 стр.91)
На основе имеющихся знаний учащиеся и информации из текста учебника (стр.92), учащиеся устанавливают виды изомерии спиртов:  
  - структурная (углеродного скелета)     
  - положение функциональной группы   
  - межклассовая
3.10. Водородная связь, физические свойства предельных одноатомных спиртовСамостоятельное изучение по тексту учебника (стр.92)
4.Закрепление и обобщение изученного материала
Работа в парах с последующей самопроверкой
1) Составьте структурные формулы спиртов:
А) 2,3-диметилбутанол-1
Б) 2-метилпентанол -2
В) 2,4-диметил-3-этилпентанол-1
2) укажите, какие из них являются первичными, вторичными или третичными
3)Есть ли среди этих веществ изомеры?
5. Домашнее задание:
1) §19, упр. 5, тестовые задания – стр.93
2) Творческие задания:
Подготовить презентацию по одной из тем:
― Физиологическое действии этанола
―Применение спиртов
6. Рефлексия
Я знаю…………..
Я могу………………
Я умею…………………
Я пока затрудняюсь………………..