Формирование творческих способностей детей 5-7 лет средствами игрового моделирования


Формирование творческих способностей детей методом игрового моделирования.
Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкального, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью – игровой.
В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако, мною предполагается множество методов косвенного руководства самостоятельной творческой деятельностью. Становление творческой личности ребёнка особенно эффективно происходит в условиях реализации метода игрового моделирования, в котором формируется способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности.
Содержание работы включает в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
отдельные упражнения по этике;
упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Игровое моделирование выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Его задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данной совместной деятельности преследуют одновременное выполнение трёх основных целей:
развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности;
создание атмосферы творчества;
социально- эмоциональное развитие детей.
Содержание совместной деятельности в рамках игрового моделирования является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой т.д., то есть со «знаком», играющими роль выразительного языка.
Огромная роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, не только выразительно читать рассказывать что-либо , умело осмотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовой к любому «превращению», то есть владеть основными актёрского мастерства, а также основными режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться проявить внутреннюю активность. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Совместная театрализованная деятельность моет включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
- овладение импровизационными умениями;
-развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
- совершенствование познавательных процессов.
Совместная театрализованная деятельность в основном строится по диной схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, нужно использовать разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж), проигрывание ролей в парах.
Во время совместной деятельности необходимо: выслушивать ответы и предложения детей: если дети не отвечают, не требовать объяснений, а прейти к действию с персонажем, при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними, заключении различными способами вызывать у детей радость.