нализ работы социального педагога за 2014 / 2015 учебный год


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Светлолобовская средняя общеобразовательная школа
Анализ работы социального педагога
за 2014 / 2015 учебный год
Выполнила:
Социальный педагог Копырина Л. Г.

«Социальный педагог – соратник ребёнка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать всё за ребёнка, а вовлечь его в деятельность.
Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир….»
Ю. В. Василькова
Работа по социально – педагогическому направлению велась по утвержденному плану работы на 2014 / 2015 учебный год.
В течение 2014 / 2015 учебного года основной задачей социально – педагогической деятельности являлось социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в данном направлении:
Руководствовались Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Поддерживается связь с родителями обучающихся.
Изучались социальные проблемы обучающихся.
Ведется учет и профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Осуществляется социальная защита детей из семей группы риска; многодетных; малоимущих, опекаемых; неполных.
Осуществляются меры по трудоустройству обучающихся в период летних каникул.
Систематически проводится патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
Информационно – статистические данные.
Контингент обучающихся школы составляет 96 человек в 11 – ти классах.
Из них:
Опекаемые дети (в семьях) 5 человек. (5%)
Дети – инвалиды 3 человека ( 3 %)
Обучающиеся с девиантным (ассоциальным) поведением:
- на школьном учете (на конец учебного года) 4 человека. (4%). С прошлым 2013 / 2014 учебным годом произошло увеличение на 1%, т. е. на одного человека.
- на учете в ИДН (на конец учебного года) 0 человек (1%) (Зорин Юра учащийся 8 – ого класса снят). По сравнению с 2013 / 2014 учебным годом наблюдается положительная динамика.
Диагностическое направление
Социально – педагогическая деятельность была направлена на реализацию воспитательной системы школы. Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:
Обеспечить обучающимся социально – педагогическую поддержку, содействовать детям группы социального риска в формировании и развитии нравственных качеств, социально – значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении.
Взаимодействовать с семьями обучающихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка.
Для реализации поставленных задач социально – педагогическая работа велась в следующих направлениях:
Работа с семьями обучающихся.
Работа по охране прав детства.
Педагогическая работа по предупреждению правонарушений.
Работа с семьями обучающихся.
Совместно с классными руководителями в начале учебного года была проведена диагностика семей по количественному и качественному составу, нравственно – психологической атмосфере. Был составлен социальный паспорт каждого класса – 11 паспортов, в которых отразили состояние социальной жизни обучающихся школы – характеристику семей. Проведено изучение условий семейного воспитания обучающихся; выявление факторов риска в семье. На основании данных были составлены следующие социальные паспорта:
- социальный паспорт детей из многодетных семей;
- социальный паспорт семей вдов, вдовцов;
- социальный паспорт семей одиноких матерей;
- социальный паспорт семей разведенных.
В начале учебного года были поставлены на внутришкольный контроль следующие социально неблагополучных семьи (семья Евдокимова Николая Васильевича – вдовец, имеет на содержании четверых детей, семья Уваровой Надежды Петровны – работает вахтовым методом – село Игжей, семья Несмеяновы Светлана Семеновна, семья Свечниковой Лидии Анатольевны, семья Матузиной Татьяны – вдова, имеет троих детей). Семьи посещались, составлялись соответствующие акты по результатам посещения семей. С родителями проводилась индивидуально - профилактическая работа.
За учебный год социальным педагогом с профилактической целью и по решению проблем обучающихся и их семей совместно с администрацией проведено 25 посещения семей. Подобные формы работы чаще дают положительный результат, родители временно включаются в воспитательный процесс. В том числе были посещены семьи опекаемых детей, с целью обследования социально – бытовых условий проживания.
«Социальный статус семей обучающихся на конец 2014 / 2015 учебного года»
Приложение № 1.
Выводы: данный социально – педагогический анализ показывает, что социальный статус семей постоянен. Число опекаемых детей уменьшилось на два человека (за прошлый год выбили: Печугов Денис 6 класс, Кульпина Аня 3 класс, Кульпин Сережа 3 класс. Иванова Таня 5 класс принята в семью Заикиной Татьяны, где уже проживает опекаемая девочка Собенникова Аня ученица 6 – ого класса). Количество опекаемых связано с усилением социальной поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.

Работа по охране прав детства.
На школьном учете состоит – 5 опекаемых детей. Из них в возрасте:
от 6 до 14 лет – 5 человек.
Причины установления опеки:
Родители умерли – 4 человек.
Лишены родительских прав – 1 человека.
Приняты на учет – нет.
Количество опекаемых, получающих:
Пособие по опеке и пенсию по потере кормильца – 4 человека.
В осенний период 2014 года опекаемые дети прошли медицинский осмотр. Ребята были обследованы следующими специалистами: ЛОР, окулист, хирург, детский врач.
Информация
о результатах медицинского обследования опекаемых
2014 / 2015 учебный год
№ Ф. И. О. опекаемого дата рождения класс диагноз / результат медицинского обследования дата обследования рекомендации
1 Иванова Татьяна Романовна 22. 07. 2002 3 класс здоров / физкультурная группа основная / группа здоровья I медицинский осмотр сентябрь
2014 2 Овчинников
Иван
Андреевич 01. 03. 2000 8 класс здоров / физкультурная группа основная 3 Сабенникова Анна Ивановна 05. 09. 2002 6 класс нарушение осанки / физкультурная группа основная / группа здоровья II 4 Мишурова Татьяна Анатольевна 29. 04. 2001 7 класс нарушение осанки / физкультурная группа основная / группа здоровья | наблюдение у педиатра
5 Мишурова Елизавета Анатольевна 21. 02. 2007 1 класс физкультурная группа основная Информация
о посещаемости кружковых и факультативных занятий опекаемых
2014 / 2015 учебный год
№ Ф. И. О.
опекаемого дата рождения класс кружки факультативы
1 Иванова Татьяна Романовна 22. 07. 2002 5 класс Театральный кружок «Религии и мифы народов мира»,
«Первый раз в пятый класс»
2 Овчинников Иван Андреевич 01. 03. 2000 8 класс «Общая физическая подготовка» «Красота и здоровье»,
«Азбука экономики»,
«Мир права»,
«Мультимедийные технологии»
3 Сабенникова Анна Ивановна 05. 09. 2002 6 класс «Общая физическая подготовка» Нет в учебном плане
4 Мишурова Татьяна Анатольевна 29. 04. 2001 7 класс Театральный кружок;
Танцевальный кружок «У пятерке шаг за шагом»,
«Химия вокруг нас»
5 Мишурова Елизавета Анатольевна
21. 02. 2007 1 класс Театральный кружок Профилактическая работа по предупреждению правонарушений и безнадзорности обучающихся школы.
Работа по социально – профилактической работе с обучающимися велась в следующих направлениях: выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих отклоняющееся поведение у подростков.
К работе с трудными подростками были привлечены специалисты для оказания правовой и педагогической помощи.
В рамках утвержденного плана профилактической работы проводилась следующая работа:
Сбор и обмен информацией с КДН о детях, совершающих правонарушения, их законных представителей (посещение семей, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями).
Постановка на внутришкольный учет обучающихся с девиантным поведением.
Проведение в школе воспитательно – профилактических мероприятий (тематические классные часы по формированию правовой культуры и толерантного поведения обучающихся; коррекция отклоняющегося поведения обучающихся).
На учёте в ПДН состоял Зорин Юра (8 класс), но на конец учебного года подросток снят с учета.
С детьми проводится работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Классными руководителями вёлся ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий. На каждого ученика заведена психолого - педагогическая карта развития, где запланированы профилактические мероприятия, которые проводят классный руководитель, социальный педагог по оказанию социально – психологической поддержки, устранению причин отклонения в поведении. Также сотрудничество с родителями обучающихся, администрацией школы. Психолого – педагогические карты заведены и на детей, чьи семьи посещались совместно социальным педагогом, классным руководителем и администрацией школы. Такая работа в системе ведется в 3 – м классе – классный руководитель Пушмина Елена Алексеевна, в 4 – м классе классный руководитель Несмеянова Тамара Петровна, в 9 – м классе – классный руководитель Бейгаразова Галина Анатольевна, в 8 – м классе – классный руководитель Панзырева Елена Юрьевна, в 7 – м классе классный руководитель Минибаев Ринат Талгатович.
Проводится работа по повышению правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
С целью реализации плана профилактической работы были проведены следующие мероприятия:
Сентябрь –
- выполнение Федерального закона № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о посещаемости обучающихся учебных занятий;
- утверждение социальных паспортов классов и школы;
- профилактическая работа с обучающимися и родителями.
Октябрь –
- вовлечение обучающихся, стоящих на различном уровне учета, в кружки по интересам и спортивные секции и анализ посещения обучающимися кружков и секций;
- анализ состояния посещаемости и успеваемости детей, стоящих на различном уровне учета (на особом контроле у классного руководителя);
- результаты по оценке адаптации обучающихся 5 – ого класса;
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями;
- обновление стенда «Права и обязанности школьников».
Ноябрь –
- анализ работы социального педагога с опекаемыми;
- работа классных руководителей по профилактике табакокурения в 5 – 7 – х классах (анкетирование);
- работа с семьями (посещение семей в течение всего учебного года).
Декабрь –
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта;
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями.
Январь –
- анализ положения в семьях, стоящих на различных уровнях контроля (семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта;
- оформление стенда «Правила школьной жизни».
Февраль –
- проведена беседа в 9 – м классе по теме «Проступок. Правонарушение. преступление», где обучающиеся узнали о различии понятия проступок, правонарушение, преступление. Также ребята узнали, что правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей и подобное действие может караться законом;
- анализ положения в семьях, стоящих на различных уровнях контроля (семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Март –
- анализ работы социального педагога о работе с опекаемыми (контроль состояния здоровья; итоги обследования жилищно – бытовых условий, учебная и внеурочная деятельность);
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Апрель –
- индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и родителями (посещение семей);
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Май –
- анализ работы Совета профилактики;
- анализ правонарушений и преступности;
- анализ состояния успеваемости и посещаемости обучающихся, стоящих на различных уровнях учёта.
Преступность, правонарушения
учебный год общее количество обучающихся на внутришкольном контроле
КДН
начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного года
начало учебного года конец учебного года
2014 / 2015 учебный год 96 96 4 3
(Панов Антон 9 класс выбыл в связи с окончанием школы)
1
Зорин Юра,
8 класс 0
(снят с учета Зорин Юра)
(Приложение № 2 Сведения о детях «группы риска»)
Выводы: на основании проведенного мониторинга, количество обучающихся, состоящих на различных формах учёта автоматически убывает в связи с окончанием школы.
По – прежнему остается проблемой тяжёлое материальное положение ряда семей, алкоголизм и не готовность родителей заниматься полноценным воспитанием детей.
Анализируя работу по социально – педагогическому направлению за 2014 / 2015 учебный год определились и повторяются следующие проблемы:
Проблемы связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией подростков в социальной среде.
Проблемы, связанные с неблагополучием семьи.
Проблемы подростков, которые не находят себе места в социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе, это дети, имеющие криминальный контакт.
Проблемы, связанные с дефицитом воспитательного потенциала семьи.
Критерии оценки работы по социально – педагогическому направлению является готовность к созданию условий:
Для становления личности как субъекта социальной жизни;
Для разрешения проблем социальной жизни ребёнка – между ребёнком и его социальным окружением;
Для соблюдения прав и обязанностей обучающихся в социуме – к представлению его интересов в государственных и общественных организациях.
Цель работы по социально – педагогическому направлению – социальная адаптация личности обучающихся в обществе.
Задачи работы по социально – педагогическому направлению на 2015 / 2016 учебный год:
Формирование у обучающихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек.
Социальная защита детей, находящихся под опекой.
Профилактика правонарушений среди подростков.
Для реализации поставленных задач на 2015 / 2016 учебный год предполагается выполнение следующих функций в социально – педагогическом направлении:
Профилактическая функция
Выявление проблемных детей.
Изучение условий развития ребенка в семье, в общеобразовательном учреждении, социального статуса семьи;
Правовое просвещение родителей, педагогов, обучающихся.
Совместно с классными руководителями провести обследование жилищно – бытовых условий детей, находящихся под опекой.
Вовлекать обучающихся «группы риска» в кружки и секции по интересам, спортивные секции.
Защитно – охранная функция
Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
Индивидуальные и групповые беседы с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.
Подготовка документации для представления интересов обучающихся в государственных и правоохранительных учреждениях.
Организационная функция
Организация групповых тематических бесед с приглашением специалистов.
Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и обучающимися.
Взаимосвязь с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
Нерешённых проблем остаётся ещё достаточно много. Работу по социально – педагогическому направлению необходимо продолжать. Ведь детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд и опытов, смятения и сомнений. Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, педагогов и родителей. И только когда с ребёнком происходит что – нибудь необыкновенное – нервный срыв, кража, побег из дома, плохая успеваемость в школе, мы, взрослые, начинаем догадываться, что у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его недостатками, помочь найти правильный путь в жизнь?