Годовой план работы социального педагога


Согласовано
Методист МБУ ДПО «ИМЦ»
____________ И.Б. Ангелэльф"___" ______________ 2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №13
_________________И.В. Рулла"___" _______________ 2016 г.

Годовой план работы
социального педагога
МБОУ СОШ №13
Леготиной А.И.
на 2016 / 2017 учебный год
г. Симферополь, 2016-2017
Цель работы школы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития, самореализации личности участников учебно-воспитательного процесса в соответствии с системно-деятельностным подходом в обучении и требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Воспитательная цель школы: создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой; воспитание настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей Родины, всестороннее развитие личности, адаптированной к условиям современного мира; формирование опыта достижения успеха в процессе совместной деятельности, сотрудничества с окружающими.
Цель работы социального педагога: организация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования и создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов, предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и в школе.
Задачи:
Выявлять обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
Оказывать социально – психологическую помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
Выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и оказывать им помощь в рамках своей компетенции в воспитании и обучении детей.
Осуществлять меры, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся, воспитание здорового образа жизни.
Выявлять интересы и потребности обучающихся, трудности и проблемы, уровни социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Осуществлять посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
Формировать у обучающихся и их родителей чувства ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей.
Осуществлять работу, направленную на профилактику правонарушений среди подростков.
Вести психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.
№ Вид деятельности
Цели и задачи Содержание мероприятий Контин-
гентСроки Ответственный
1. Аналитико-диагностическая деятельность 1. Выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих особого социального внимания и поддержки Сбор и анализ данных о социальной характеристике семей учащихся; составление банка данных по учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, требующим особого социального внимания и поддержки 1-11 классы Сентябрь Классные руководители, социальный педагог
2. Изучение образовательной среды на предмет комфортности для учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих особого социального внимания и поддержки Беседы с педагогами; анкетирование учащихся; 1-11 классы Сентябрь-октябрь Классные руководители, социальный педагог
3. Изучение особенностей личности и условий жизни обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, СОП, требующих особого социального внимания и поддержки Посещение уроков; посещение на дому; беседы с учащимися, родителями, педагогами; проведение психологических тестирований совместно с педагогом-психологом школы 1-11 классы В течение года Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, социальные службы и ведомства системы профилактики
4. Изучение особенностей деятельности и обучения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, в СОП, требующих особого социального внимания и поддержки Посещение уроков; наблюдение и анализ учебной деятельности учащихся (посещаемость, успеваемость); беседы с педагогами 1-11 классы В течение года Классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог
5. Сбор и анализ информации по улучшению трудных жизненных ситуаций несовершеннолетних Взаимодействие с органами социальной защиты города Социальные службы города Сентябрь Администрация школы, социальный педагог
6. Сбор и анализ информации по наличию одаренных детей Взаимодействие с классными руководителями 1-11 классы Сентябрь Классные руководители, социальный педагог
2. Просветительская и организационно-методическая деятельность 1. Изучение нормативной базы работы социального педагога Ознакомление с деятельностью социального педагога, его правами и обязанностями; ознакомление с законодательными документами, регламентирующими деятельность социального педагога Сентябрь Социальный педагог
2. Составление годового плана работы Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем учащихся Сентябрь Социальный педагог
3. Составление социального паспорта школы Сбор данных по классам, инструктаж классных руководителей по представлению данных Сентябрь Классные руководители, социальный педагог
4. Подготовка к семинарам, консультациям Подготовка соответствующих материалов и отчетов В течение года по необходимости Социальный педагог
5. Участие в работе педагогических, методических советов и др. формах методической работы Подготовка соответствующих материалов В течение года по необходимости Социальный педагог
6. Участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий школы Подготовка выступлений, отчетов, анкет, наглядного материала В течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог
7. Правовое просвещение родителей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении Профилактические беседы; консультации; семинары; встречи с сотрудниками ОДН, КДН и ЗП, с представителями социальных служб и органов соцзащиты учащиеся, родители В течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог
8. Пропаганда здорового образа жизни Беседы; дискуссии; тематические мероприятия с учащимися; оформление стенда; приглашение нарколога, представителя КВД города 1-11 классы В течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог
9. Пропаганда активной жизненной позиции Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность: акция «Помоги пойти учиться» - оказание посильной материальной помощи детям-инвалидам; акция «Подарок ветерану», приуроченная к празднованию годовщины победы в ВОВ, и др.; мероприятия по внедрению системы ученического соуправления в школе; участие в районных мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию учащихся
1-11 классы В течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог
3. Коррекционно-профилактическая деятельность 1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних Выявление учащихся, не приступивших к занятиям; осуществление контроля посещения уроков учащимися;
сбор сведений о занятости учащихся во внеурочное время; вовлечение несовершеннолетних (в том числе детей «группы риска») в культурную, спортивную жизнь школы; 1-11 классы до 05.09
В течение года
Сентябрь
В течение года Администрация школы, классные руководители;
Классные руководители;
Классные руководители, руководители кружков и секций
2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий Беседы с учащимися и их родителями; консультации родителей по вопросам воспитания; рейды; посещение на дому; Дни профилактики; Совет профилактики; посещение уроков, школьных массовых мероприятий; тестирование учащихся и их родителей; создание методической «копилки» по вопросам воспитания «трудных» детей; акции. Учащиеся, родители, педагоги В течение года Администрация школы, классные руководители, представители родительских комитетов, социальный педагог
3. Профилактика употребления алкоголя, ПАВ и курения Беседы с учащимися и их родителями; Дни профилактики; организация встреч с наркологами Учащиеся 1-11 классов и их родители Ежеквар-тальноАдминистрация школы, классные руководители, социальный педагог
4. Обеспечение сопровождения и поддержки учащихся, склонных к проявлениям рискованного поведения Беседы с учащимися; вовлечение в культурную и спортивную жизнь школы; организация индивидуальных и групповых видов деятельности, позволяющих детям реализовать свои возрастные мотивы и потребности (потребность в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.) Учащиеся «группы риска» В течение года Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, руководители кружков и секций
5. Организация тематических встреч с сотрудниками Департамента по делам детей Взаимодействие с Департаментом по делам детей Учащиеся, родители По плану Администрация школы
6. Коррекция негативного влияния, оказываемого на детей и подростков со стороны семьи Посещение семей «группы риска» на дому; беседы с родителями Родители В течение года Социальный педагог, социальные службы и ведомства профилактики
7. Коррекция негативного влияния, оказываемого на детей и подростков со стороны социальной среды Рейды; профилактические беседы с детьми Неформальные объединения детей В течение года Социальный педагог, классные руководители, представители родительских комитетов, социальные службы и ведомства профилактики
8. Профилактика девиантного поведения посредством обучения учащихся «группы риска» навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания и т.п.) Индивидуальная и групповая работа с учащимися «группы риска» Учащиеся «группы риска» В течение года Социальный педагог, педагог-психолог
9. Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних в каникулярное время Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха учащихся, их возможного трудоустройства Учащиеся, службы занятости города, органы соцзащиты Канику-лярное время Администрация школы, классные руководители, социальный педагог
4. Посредническая деятельность 1. Организация помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении со стороны школы Организация семейного досуга (клубы по интересам, семейные праздники, конкурсы и пр.); организация выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов и др. Семьи учащихся, администрация школы В течение года Администрация школы
2. Организация помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении со стороны органов соцзащиты Обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты населения; взаимодействие с органами соцзащиты в вопросах помощи семьям Семьи учащихся, органы соцзащиты В течение года Администрация школы, органы соцзащиты, социальный педагог
3. Активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка Взаимодействие с соответствующими ведомствами; участие в работе Совета профилактики школы Семьи учащихся, соответствующие службы и ведомства В течение года Администрация школы, социальные службы и ведомства профилактики, органы соцзащиты, правоохрани-тельные органы
4. Создание гуманных нравственно здоровых отношений в социальной среде школы Беседы и консультации с классными руководителями, родителями, детьми; проведение диагностики уровня развития нравственных качеств обучающихся; организация тематических мероприятий; Учащиеся, родители, педагогический состав В течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог
5. Защитно-охранная деятельность
1. Осуществление контроля соблюдения законодательства в сфере защиты прав и интересов детей Изучение и анализ социального статуса семей учащихся; составление банка данных семей, находящихся на особом контроле; социально-педагогическая и консультационная помощь таким семьям; контроль социально-бытовых условий проживания детей Классные руководители, родители, учащиеся Постоян-
но в течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог
2. Обеспечение прав детей на получение полноценного современного образования, предотвращение неуспеваемости и отсева из школы Контроль посещаемости и успеваемости учащихся; диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими низкую успеваемость и плохую посещаемость Учащиеся 1-11 классов Постоян-
но в течение года Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог
3. Представление интересов детей на заседаниях школьных советов, КДН и ЗП и других инстанциях Подготовка соответствующих материалов, отчетов Соответствующие инстанции По мере необхо-
димостиСоциальный педагог, классные руководители
4. Взаимодействие с педагогами по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с обучающимися Беседы; консультации Педагоги, обучающиеся По мере необхо-
димостиСоциальный педагог, педагог-психолог
Социальный педагог А.И. Леготина