Воспитательная работа Анализ воспитательной работы


АНАЛИЗ воспитательной работы МБОУ СОШ №12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкариназа2015 – 2016 учебного года
Бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Н. Машкарина  ориентирована на обучение и воспитание обучающихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность.
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.
Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.
Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
 Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.
Цель воспитательной работы является создание системы работы по воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой, трудовой, деятельности и нравственному поведению, социализация личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, через развитие системы советов ученического самоуправления, формирование правовой культуры учащихся, толерантного отношения к окружающим, внедрению навыков здорового образа жизни и реализация программ по профилактике асоциального поведения.
Задачи воспитательной работы:
создать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешности обучения;
создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса;
сформировать потребность в здоровом образе жизни;
предоставить возможность для удовлетворения национально-культурных запросов личности;
воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины;
выработать готовность к самостоятельной жизни и труду, подготовить к трудовой деятельности.
Основные направления воспитательной работы:
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Социально-правовое воспитание
Развитие школьного коллектива (организация ученического самоуправления)
Интеллектуальное развитие учащихся
Профилактическая работа по профилактике асоциальных явлений
Спортивно-оздоровительная работа;
Художественно – эстетическое направление
 Обозначенные направления реализуются следующими средствами:
1.Спортивно–оздоровительное направление.
Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни обучающихся. Работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни проводилась через реализацию школьной программы «Здоровье», которая включает в себя: - рациональную организацию учебного процесса (учебный план, расписание учебных занятий и внеурочной деятельности); - организация физкультурно – оздоровительной работы: «День здоровья», Школьные соревнования по волейболу, л/атлетический кросс (уч. физической культуры и ОБЖ ).- просветительско – воспитательную работу с обучающимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: тематические классные часы: 1-3 кл. - «Азбука Мойдодыра»; 4-5 кл.- «Советы Айболита»; 6-11 кл. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»; 1-4 кл. -«Вредные привычки»; 5-8 кл. -«Предупреждение употребления ПАВ»; 9-11 «Можно ли победить СПИД» - организацию питания обучающихся за счёт средств родителей.
Хочется отметить хорошую работу классных руководителей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. На протяжении нескольких лет нарушений ПДД обучающимися школы не зарегистрировано. В соответствии с годовым планом работы школы проводятся следующие мероприятия этого воспитательного блока: Дни здоровья, Недели безопасности на дорогах, оформляется  «Уголок здоровья», где с
Активное участию по привитию и распространению ЗОЖ ведет кружок, социальный педагог, Рыбкина Е.В. «Будущее для всех».   Курение – одна из сильнейших зависимостей, подстерегающих человечество. Руководитель кружка «Будущее для всех»провела тематические уроки, посвященные СПИДу и курению.
Эти тематические уроки призывали подростков отказаться от пагубной привычки – курить.  Примечательно то, что о вреде курения собравшимся рассказывали не врачи и сотрудники милиции, а их сверстники. Школьники призвали всех позаботиться о своём здоровье и отказаться от пагубной привычки.
Деятельность всего педагогического коллектива   направлена на организацию здоровьесберегающего процесса по следующим направлениям:
Обеспечение соблюдения санитарно - гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности (инструктажи при проведении массовых мероприятий).
Обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы (расписание занятий, проветривание помещений, влажная уборка, дежурство по школе учащихся).
Обновление банка данных о заболеваемости учеников, анализ заболеваний и их динамика.
Учёт посещаемости учащихся школы.
Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе и проведение эвакуаций.
Беседа «Правила улиц и дорог», беседы «История возникновения гриппа», «Как уберечься от гриппа», «Курение, наркотики, алкоголизм и развивающие организм»
Оформление листков здоровья в классных журналах.
Озеленение классных комнат и территории школы.
Классные часы по правилам дорожного движения.
Соблюдение правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах.
Проведение месячника по очистке и благоустройству школьной территории.
Вывод: продолжить работу в данном направлении, опираясь на современные требования к образовательной программе, т.к. проблема физической подготовленности детей, недостаточном количестве знаний о сохранении и укреплении здоровья, а также двигательной активности современных школьников по-прежнему актуальна. 2. Нравственно-эстетическое направление.
Основной целью нравственного воспитания является формирование личности, устремлённой к добру. Для этого в школе решается комплекс задач:
формирование нравственного сознания;
поддержание процесса формирования нравственных убеждений, ценностей, определяющих стойкое позитивное отношение к добру и негативное отношение к злу через классные часы и беседы
создание условий для формирования нравственных привычек и нравственных черт характера - честности, мужества, трудолюбия, и т.д. (Беседа «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»)
Для решения этих задач использовались следующие средства:
изучение Конвенции о правах человека и правах ребёнка, изучение истории и культуры России, (уроки истории, литературы);
изучение государственной, символики и атрибутики (тематические классные часы); ««Государственные символы России)», «Россия – все, чем я живу»
изготовление поздравительных открыток к Дню пожилого человека,
Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является нравственно - эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся основных нравственных правил и идеалов норм общения, развитие толерантности и интернационализма, культурных потребностей, раскрытие творческих способностей детей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности. В рамках данного направления прошли следующие мероприятия:  Включает следующие мероприятия:
«День самоуправления» для обучающихся 5-11 классов (отв. Совет старшеклассников, зам. дир. по ВР, педагог - организатор;
«Посвящение в первоклассники» для обучающихся 1-х классов (отв. кл. рук. И педагог – организатор)
Праздничный концерт, посвящённый Дню Учителя, проведённый учащимися 1-11 классов
Конкурс чтецов, презентаций, посвящённый Дню Матери.
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы
Организация выставок рисунков, стенгазет, поделок, творческих работ учащихся;
Проведение праздников «Новый Год», «День защитника отечества», «8 марта», «Концерт к юбилею города Орла»;
Прощание с 1 классом;
Последний звонок.
4. Гражданско-патриотическое направление.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является гражданско-патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.
В целях воспитания патриотического сознания, привития любви к своему Отечеству в школе прошел цикл мероприятий военно-патриотической направленности.
Началось с торжественной линейки. Силами ученического актива была организованна выставка, посвященная защитникам Отечества «Они защищали Родину» и организован конкурс рисунков «Слава тебе, победитель – солдат!». В рамках месячника оборонно-массовой и военно-спортивной работы, в целях воспитания у обучающихся патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому родного края, формирования нравственных ценностей школьников.
Во время Воинской Славы с целью формирования чувства бережного отношения к памяти о защитниках Отечества предыдущих поколений, воспитания гражданина с активной позицией патриота своей Родины, учащиеся школы приняли участие в параде ко Дню Победы и в шествии «Бессмертный полк». Была организована Вахта памяти, возложение венков к Обелиску и акция «Георгиевская ленточка».
Среди обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов членами Ученического совета был проведен школьный конкурс на лучший рисунок, посвященный подвигам солдат и офицеров в локальных войнах. На конкурс были представлены 17 работ обучающихся.
  Для 1-4 классов было подготовлено и качественно проведено общешкольное мероприятие «Детство, опаленное войной», а для 5-11 классов «Я помню! Я горжусь!».
 Весомый вклад вносят члены школьного совета и ученического актива в оформление и подготовку к разным тематическим конкурсам и общешкольным мероприятиям. Активисты помогают в оформлении тематических выставок рисунков, принимают участие в разных конкурсах.
По данному направлению   проводились следующие мероприятия:
Были проведены торжественные линейки, посвящённые Дню Неизвестного солдата и Дню Героев Отечества, а также оформлены стенды в фойе школы.
Все мероприятия    направлены на осознание учащимися как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, её историческому прошлому, настоящему и будущему;
сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов.
В целях гражданско-патриотического воспитания, нравственно-эстетического воспитания группа учащихся 8-9 классов в составе 17 человек под руководством заместителя директора по ВР, Дороховой Р.Н., совершили экскурсионную поездку в военно- исторический музей.
5. Экологическое направление.
Формированию экологической культуры способствовали мероприятия, направленные на воспитание любви и бережного отношения к природе, применение в повседневной жизни полученных необходимых знаний и навыков по охране окружающей среды. Ежегодно в 1четверти проходили акции «Чистый двор», «Чистая школа» добросовестно и активно трудился каждый классный коллектив. В нашей школе созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры и трудового воспитания.
Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми в сфере экологического воспитания являются следующие:
 Практическая деятельность по охране природы: участие в её благоустройстве.
Операция «Листопад»
Большую роль играет комнатное растениеводство.
Учитель биологии и географии Сорина О.А., и Жданова С.В. с учащимися 8-х классов занималась благоустройством и озеленением школьного двора.. 6.Трудовое направление.
Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, творческий, социально значимый труд. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, уборка пришкольной территории и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.
Классные часы : «Мы славим труд»,  « Мой труд каждый день дома» , « Мы труд воспеваем и славим работу»
 7. Развитие самоуправления.
Значительное внимание в школе уделяется проектной деятельности и коллективным творческим делам, в процессе подготовки, к которым формируются навыки творческого общения, построенного на принципе толерантности и доброжелательности, воспитывается ответственность и обязательность. Воспитанники школы не только принимают участие в мероприятиях, но и сами   являются ведущими многих праздников.
Важное место в воспитательной системе школы занимает внеурочная деятельность. В школе проводиться 25 кружков по разным направлениям, что позволяет ребенку выбрать тот кружок, который он посчитает интересным. Она направлена на разностороннее развитие и самореализацию личности, освоение ею различных сторон культуры общества, формирование двигательной системы и укрепление здоровья обучающихся.
Основными целями и задачами школьного самоуправления являются:
* становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
* приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личность социальных норм через участие в общественной жизни школы;
* создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
* развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразованной гражданской позиции школьников;
* создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
Заседания ученического совета проходили один раз в месяц. На заседаниях обсуждался план подготовки и проведения, анализ общешкольных ключевых дел, подводились итоги дежурства старшеклассников по школе, рейтинг классов по четвертям. На заседаниях совета также заслушивались учащиеся «группы риска».
 Первым крупным делом, проведенным ученическим советом, стал день самоуправления, который проводился - 25декабря 2015 года. Были подобраны кандидатуры учителей – дублеров из состава учащихся 9,10,11 классов, утвержден состав дублеров администрации. В заключение дня прошел праздничный концерт «Карнавальная ночь!..», подготовленный силами учащихся. Были подготовлены поздравительные газеты 5,6, 7, 9, 10 ,11 классами. Оформление зала осуществляли учащиеся 10-11 классов. В целом мероприятиедостигло своей цели. 
 В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий, организации школьных праздников, «огоньков». Однако их деятельность не всегда эффективна. Необходимо организовать учебу актива и ввести систему планерок актива в следующем полугодии. Требует доработки система дежурства классов по школе. Необходимо особое поощрение лучшему классу по итогам дежурства по школе.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость и целостность личности. Анализируя работу с родителями учащихся, следует отметить организацию проведение родительских собраний, внеклассных мероприятий с участием родителей.
Таким образом, образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей должна максимально использовать культурно-образовательный потенциал социальной среды.
 Целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия, и направлена на реализацию следующих задач: 
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления, создание условий для развития общешкольного коллектива.
Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
В течение года ученики нашей школы принимали участие в конкурсах
Ф.И.О. педагога, подготовившего учащегося
Всероссийский фестиваль – конкурс «Провинциальные танцы»
3 место 7 класс «Чикаго»
2 место 8 класс «Кукушка»
Подготовила: Дорохова Регина Николаевна
Городской конкурс «Бумажная вселенная»
3 место Леонова Мария 1 «В» класс
Подготовила: Сухорукова Надежда Павловна
Конкурс «Я – исследователь»
3 место Леонова Мария 1 «В» класс
Подготовила: Сухорукова Надежда Павловна
Олимпиада по немецкому языку 4 класс
2 место
Подготовила: Кирилловская Татьяна Владимировна
Межрегиональный конкурс по танцевальному спорту
1 место – Зыкова Елизавета 7 класс
1 место – 7 класс «Сон на яву»
1 место – 5,7,8 классы «Хип-хоп»
Всероссийский фестиваль – конкурс вокального искусства
1 место – Ноздрачева Кира 3 «Б» и Клиндухова Ульяна 3 «Б»
2 место – Носкова Ирина 7 «А»
3 место – Егорова Анастасия 8 «Б»
Подготовила: Каменева Елена Владимировна
Городской этап конкурса «Живая классика»
Платонова Кристина 8 «А» класс
Подготовил: Шевяков Андрей Викторович
Муниципальный этап конкурса «Живое слово»
Власенко Александра 4 «А» класс
Подготовила: Пьянова Татьяна Владимировна
Художественный смотр «Планета талантов»
Подготовила: Каменева Елена Владимировна
Городской конкурс «Зарница»
Подготовил: Бузмаков Борис Александрович
Конкурс знаний у младших школьников
Приняло участие 3 человека
Всероссийский конкурс сочинений
2 место – Жиляева Алина 6 «А» класс
Подготовила: Ступина Лидия Петровна
Городской конкурс «Дорожный калейдоскоп»
Прияло участие 45 человек
Подготовила: Рыбкина Екатерина Валерьевна

Воспитание детей в МБОУ СОШ №12 строится на гуманистических и гуманитарных традициях. Создание соответствующей атмосферы – основная задача школьного психолога, социального педагога и классного руководителя. В течение года они составляют перспективные планы воспитательной работы с классными коллективами и планы индивидуальной работы с детьми, сотрудничают с учащимися и родителями, организациями дополнительного образования города. Особое звено их деятельности – педагогическая поддержка позитивного развития «трудных» детей, и тех учащихся, которые находятся в психологически сложных ситуациях. Классные руководители организуют посещение таких детей на дому, педагогическую поддержку родителям и воспитанникам. Школьные педагоги-психологи, социальный педагог проводят (согласно плану) индивидуальные психолого-педагогические консультации для родителей и обучающихся школы.
Анализ работы за 2015-2016 учебный год заставляет задуматься над решением следующих проблем в 2016-2017 учебном году:
продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания;
усилить методическую работу с молодыми классными руководителями, активизировать работу по изучению и применению новых технологий в воспитательном процессе, по обмену опытом;
продолжать развитие и активизацию деятельности классного и школьного ученического самоуправления;
привлекать родителей к активному участию в жизни классных коллективов через организацию совместной деятельности.
Зам. директора по ВР, Дорохова Р.Н.