Авторская воспитательная система класса Профи на конкурс Классный руководитель года


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Воспитательная система класса
«»

Клейман О.А
кл. руководитель 5 «Б».

г. Нижний Новгород,
2014 г.
Паспорт ВСК
Название учреждения, заявившего ВСК Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
Руководитель учреждения Шмелев Степан Викторович
директор МБОУ СОШ № 3
Автор ВСК
5 «Б» класса Клейман О.А.классный руководитель 5«Б» класса,
учитель истории и общественных наук первой категории
педагог-психолог
Полное название ВСК «»
Направленность Социально-педагогическая
Модель Воспитательная система класса
Количество учащихся 23 учащихся
Возраст учащихся 10-11лет
География пространства г. Нижний Новгород, Нижегородский район
Цель ВСК формирование личности, способной к осознанию и реализации своего потенциала,
обладающей гражданской зрелостью,
патриотизмом, духовно-нравственной культурой, устремленной к постоянному самосовершенствованию и готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Задачи 1.Формировать
Способность к самоприятию и развитию
патриотические и гражданские качества личности,
духовно-нравственную культуру и общечеловеческие ценности на основе социального партнерства с семьёй,
ценностное отношение к семье
потребность в здоровом образе жизни
негативное отношение к вредным привычкам
2. Создать условия для успешного личностного роста учащихся, их самоутверждения и самореализации.
3. Готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
Кадровое обеспечение программы - администрация школы
- классный руководитель
- учителя-предметники,
- родители,
- социально-психологическая служба
Содержание
Стр.
Обоснование ………………………………………………………… 4
Аналитическая часть ………………………………………………… 7
Концептуальные основы …………………………………………… 11
3.1 Целеполагание …………………………………………………… 12
3.2 Задачи ………………………………………………………………15
3. 3Модель выпускника……………………………………………… 16
3.4 Модель воспитательной системы …………………………… 17
3.5 Микросоциум класса……………………………………………… 17
4. Механизм реализации воспитательной системы………………. 18
4.1 Направление «Я познаю мир»…………………………………… 22
4.2 Направление «Мы граждане России»…………………………… 23
4.3 Направление «Мы здоровье нации»………………………………. 23
4.4 Направление «Красота вокруг нас»……………………………… .23
4.5 Направление «Неси добро людям»……………………………… 24
4.6 «Семейные ценности»…………………………………………. 24
4.7 Ученическое самоуправление в классе……………………. 25

5. Заключение…………………………………………………………… 28
6. Литература………………………………………………………………29
7. Приложение………………………………………………………………30
Обоснование.
К. Д. Ушинский
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Ни для кого не секрет, что общество, как российское, так и мировое, претерпевает глобальный системный кризис. Кризис – это некое изменение, переломный момент, который закончится, но система уже никогда не будет прежней. На данном этапе кризис касается всех социальных институтов без исключения, и, что самое главное для нас как педагогов и классных руководителей, а так же родителей, - институтов социализации, т.е. институтов, способствующих формированию личности человека и гражданина, его включенности в общественную жизнь, его иерархии мотивов и потребностей, его алгоритмов функционирования в мире людей. Мудрое изречение «чтоб ты жил в эпоху перемен» полностью относимо к идущему в России процессу социализации подрастающих поколений. Традиционный для социально-возрастной когорты подростков «кризис юношеского возраста» или, как его называют психологи, «возраст бури и натиска», усиливается социальным кризисом переходного времени, его неопределенностью и сдвигом ценностей. В ситуации сдвига ценностей возникает и усиливается феномен «негативной идентичности», усиления объединений людей на основе оппозиций «свои-чужие», «мы-они». Рост негативной идентичности находит свое выражение в мобилизации различных ксенофобных установок и националистических настроений, а также в организации различных экстремистских молодежных групп. Особое значение феномен «негативной идентичности» имеет для понимания специфики формирования идентичности как процесса отождествления себя с той или иной социальной группой у подростков.
В настоящее время такой традиционный институт социализации как институт семьи, испытывает глубокий кризис. Более того, институт семьи фактически не выдерживает конкуренции с другими институтами социализации - религией, СМИ, Интернетом. Хочется отметить также, что недоучет стратообразующей функции образования как «социального лифта», обеспечивающего социальную, профессиональную и академическую мобильность личности, нередко приводит к росту сегрегации населения, социального и социально-психологического неравенства между людьми, к превращению образования в своего рода «социальный колодец».
Различные социальные эффекты образования с особой отчетливостью проявляются в дошкольном образовании, общем школьном образовании, дополнительном образовании детей и подростков, а также в специальном компенсирующем образовании детей с физическими и психическими трудностями развития. В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации.
Все обозначенные выше социальные эффекты подкрепляют исторически существующие социальные ожидания к педагогической профессии, особенно профессии Учителя, как ценности для общества, а также неосознанное ожидание, что образование компенсирует социальные дефекты социализации, возникающие в семье, под воздействием СМИ и других институтов социализации. Нашему современному обществу необходимы личности, высокообразованные, инициативные и предприимчивые, обладающие чувством социальной ответственности, способные самостоятельно мыслить, совершать открытия, преумножать духовные и материальные богатства, а значит, приносить максимальную пользу обществу.
Это предъявляет повышенные требования к учащимся общеобразовательной школы, которые должны быть подготовлены:
к конкурентным общественно- рыночным отношениям,
быть нравственно стойкими,
быть здоровыми физически и психически, приверженными здоровому образу жизни.
И главное, ученики должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.
Я – классный руководитель 5 «Б» класса школы № 3 Нижегородского района. Нашей школе 110 лет. За эти годы в ней сложились свои традиции, которые чтят и уважают не одно поколение выпускников. Среди родителей школьников многие - выпускники нашей школы. В воспитательной системе школы активно апробируются разные педагогические технологии. Приоритетными направлениями в воспитательной работе школы являются: семейное воспитание, воспитание культуры здоровья, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Большое внимание уделяется сотрудничеству семьи и школы.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в становлении личности - школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных ценностей (деятельности, профессии, партнёров), открытие своего внутреннего мира.
В Послании Президента особая роль отводится системе образования и прежде всего, общеобразовательной школе, которая образует Личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.
Именно школа, где трудится учитель, призвана содействовать консолидации нации, её сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций.
По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».
Демократическая сущность нового воспитания заключается в предоставлении ребенку свободы выбора в процессе образования, создании благоприятных условий для его самореализации в различных видах деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей.
Подготовка школьников к самоопределению может быть успешной только при следующих условиях:
ему есть из чего выбирать (самостоятельный выбор форм и видов деятельности);
ему предоставлены образцы успешной самореализации (для каждого ученика создана ситуация успеха).
В основе воспитательной работы современной школы сегодня лежит личностный подход, который предполагает помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его индивидуальности, самосознания.
Становление личности человека происходит в период школьной жизни: идет поиск своего места в жизни, формируются идеалы, строятся жизненные планы, особо остро встаёт вопрос о самообразовании, самовоспитании.
Это не просто путь получения знаний, а путь развития личности. Сколько бы определений личности мы не давали, в них во всех есть общее- способность к самопознанию, самосовершенствованию, умение делать выбор и нести ответственность.
Семья и школа – это наиважнейшие институты социализации в жизни ребенка. В семье формируются ценностное отношение к родному дому – источнику жизни и защиты людей, связи с его родом, мораль вкусы манеры, привычки, характер. Там ребёнок получает опыт духовного воспитания. Образование – это сфера, где происходит становление духовно - зрелой, нравственной личности, способной защищать и отстаивать общечеловеческие ценности. Только в содружестве семьи и педагогов возможно формирование духовно- нравственной личности.
К сожалению в настоящее время институт семьи уступает свои позиции как субъект социализации в силу занятости на работе обоих родителей, отсутствия свободного времени, а иногда и желания у родителей принимать полноценное участие в воспитании своих детей. И именно в школе ребенок восполняет этот диффицит.
Школа, а значит, и я, как классный руководитель, должны содействовать благоприятным условиям личностного становления ребёнка путём влияния на семейное воспитание. Вовлекая родителей в совместную практическую деятельность, мы проживаем вместе с детьми определённые ценностно-значимые отношения. При таком подходе ребёнок не видит границы между семьёй и школой, а видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер. Это возможно только во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, именно на это обращено внимание в нормативно-правовой базе системы образования
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Как говорил великий и заслуженный педагог А.С.Макаренко – «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания.»Концептуальное осмысление воспитания как важнейшего педагогического феномена основывается на глубоких научных исследованиях отечественных учёных и педагогов- практиков, предложенные концепции которых имеют гуманистическую направленность и не противоречат ведущим идеям модернизации образования, служат основой для разработки вариативных воспитательных систем в лицейских классах.
Современная теория воспитания предлагает нам, практикам, множество методических подходов и концепций воспитания. В их числе «Системное построение процесса воспитания» (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский); «Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка» (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк), «Формирование образа жизни, достойной Человека» (Н.Е. Щуркова), «Воспитание ребёнка как человека культуры» (Е.В. Бондаревская). На смену идеологической основе воспитания пришли общечеловеческие ценности – ориентиры формирующейся личности юного россиянина. Каждый из нас, классных руководителей, сегодня вправе расставлять собственные акценты на принципах и подходах воспитания. Это, несомненно, достижение современной педагогики.
Но не стоит забывать и классику. Мне понравилось высказывание министра просвещения нач. 20 века А.В. Луначарского, которое перекликается напрямую с концепцией моей воспитательной системы: «Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т. д., - действительно образованный человек. Он действительно идет к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему, он должен иметь свою специальность, он должен знать свое дело, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой круг познаний. Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой.» Это созвучно и с сегодняшними целями и задачами образования. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в частности есть следующие статьи:
увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.Учитывая особенности нашего образовательного учреждения, родительские ожидания и социальный запрос современного российского общества, я строю свою работу на следующих педагогических подходах:
личностный подход в воспитании– «развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих принципов, индивидуальный подход к ребёнку как к личности с пониманием её как системы» (Чуракова О.О.);
гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе – «принцип уважения личности ребёнка и его прав, добрые и внимательные отношения к нему» (Демакова И.Д.);
средовой подход в воспитательной деятельности – различные варианты взаимодействия классного коллектива со средой (семьёй, внеучебными объединениями, в которые включён учащийся и т.д.), при котором в жизнь учащихся включаются заботы и проблемы ближайшего окружения, а школа превращается в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме (Черкасова О.В.);
дифференцированный подход в воспитании – решение педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп учащихся, которые существуют в сообществе класса как его структурные или неформальные объединения; изучение межличностных отношений в коллективе.
Принципы воспитания:
Принцип гуманистического воспитания – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка (Амонашвили Ш.А.);
-  Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку.
-  Принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
-  Принцип создания воспитывающей среды. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей.
-  Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
-Принцип природосообразности – ориентация на научное понимание естественных и социальных процессов, согласование воспитания с общими законами развития природы и человека, формирование у воспитанника ответственности за себя и мир вокруг него; культивирование стремления к здоровому образу жизни (Мудрик А.В.);
-Принцип культуросообразности – соответствие воспитательного процесса общечеловеческим принципам, особенностям этнической и региональной культур, национальным традициям, стилю социализации в данном социуме (Шацкий С.Т.);
-Принцип эстетизации среды жизнедеятельности и развития ребёнка – формирование у детей эстетического отношения к действительности;
-Принцип коллективно-творческой деятельности – совместное планирование, реализация и рефлексия творческих дел и социальных проектов (Иванов И.П.);
-Принцип целостности (обеспечение развития ребёнка как сложной и целостной системы, в которой педагогические действия сосредотачиваются на развитии индивидуальности);
-Принцип обратной связи.
Ребенку сегодня необходимо понять себя, не только узнать, но и проверить на практике свои знания. Отработать навыки. Хочу в этой связи процитировать К. Д. Ушинского: « Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки... Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.»правовые основы воспитательной деятельности.
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребёнка.
Семейный кодекс Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
Закон Российской Федерации « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24 06 1999г. № 1ё20 ФЗ);
Федеральная программа развития образования
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010г (распоряжение правительства РФ от 29ю 12. 2001 г. № 17565-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г.№ 393);.
Закон Российской федерации « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24 07 1998г № 24ФЗ);
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы (постановление Правительства РФ от 11.07. 2005г. №422);
Законодательные акты Нижегородской области;
Устав МОБУ СОШ №3
Главная тревога современных воспитательных систем – это выпадание ребенка из деятельности, предоставленность его самому себе, что зачастую приводит к бездействию и деградации.
Как психолог и человек с определенным жизненным опытом я вижу причину огромного множества проблем современного человека в невозможности самореализации. Причин тут может быть множество, однако важнейшей мне представляется отсутствие адекватной самоидентификации и как следствие этого – самопринятие. Работая в должности в психолога и специалиста по профориентации в различных организациях и проводя диагностику личности по ряду методик, в частности по методике Томаса, я обратила внимание на некий феномен. Испытуемые, описывая портрет своего идеала, человека, который смог бы осуществить их самые смелые мечты, выдавали в итоге, сами того не подозревая, свой психологический портрет. Это натолкнуло меня на мысль, что внутри каждого человека заключен потенциал, способный удовлетворить все его потребности, нужно только осознать, иными словами, идентифицировать или актуализировать его. В этом я вижу свою основную задачу как классного руководителя. И в помощь мне в реализации этой цели должны служить многие механизмы.
Мое знакомство с детьми будущего класса началось с посещения уроков и классных дел еще в начальной школе. Наблюдения за ребятами показали, что это творческие дети, которые увлеченно работают на уроках, а также принимают активное участие в коллективных делах школы и класса.
Пролистывая «Дневник наблюдений», изучая личные дела учащихся, анализируя результаты проведенных мною, как психологом, и учителем начальных классов диагностик, я выявила для себя следующее:
учащиеся обладают определенными навыками в коллективе;
у ребят достаточно высокий уровень мотивации к обучению;
ярко выраженный творческий потенциал;
средний уровень воспитанности;
не всегда уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.
После окончания начальной школы ребята тем же составом перешли ко мне в 5 класс.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Школа №3- общеобразовательная школа. В школе две параллели, общее количество детей 390. Когда в образовательном учреждении практически всех детей «знаешь в лицо»- это вносит определенные черты в процесс воспитания и образования.
В 5 «Б» классе обучается 23 человека: 10 мальчиков и 13девочекУровень успеваемости и качество знаний в 5 «Б» классе

В классе из 23 человек 14 хорошистов, отличников нет, есть небольшой резерв детей, имеющих одну-две оценки «3» по итогам второй четверти.
К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим интересом: с
удовольствием и готовят их, и принимают в них участие. Родители оказывают определенную помощь в подготовке мероприятий, но нельзя сказать, что это носит массовый характер. В общем и целом родители довольно инертны.




Социальный заказ родителей

В целях выявления опыта учащихся была проведена анкета-беседа, акцентирующая внимание на наиболее ярких и фиксируемых сторонах жизненного опыта учащихся.
Занятость детей во внеурочное время

Анализ ответов показал, что большинство учащихся:
имеют богатый опыт занятий в различных кружках, секциях;
учащиеся приводят большой перечень своих побед, достижений (призовые места в соревнованиях, танцевальных и музыкальных конкурсах, олимпиадах);
ученики владеют современной техникой (компьютер, аудио- и видеоаппаратурой);
имеют опыт формального лидерства
таким образом, данные диагностики позволили сделать следующие
Выводы:
ребята стараются оценивать свои возможности,
у учащихся есть стремление к творчеству, самоутверждению
ученики пытаются занять достойное положение в коллективе сверстников.
Оценка психологического климата в классе
по методике полярных профилей А.Н. Лутошкина
По результатам данной методики мы получили 13 баллов, что является границей между средней и высокой степенями благоприятности психологического климата в классе.
Однако, тестирование детей по методике «Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) дало в итоге всего 2 балла, что соответствует уверенным средним показателям, что свидетельствует о необходимости проведения мероприятий в направлении сплачения коллектива.
Мониторинг межличностных отношений в коллективе по методике
«Социометрия педагогических наблюдений» (П.В. Степанов, Дж. Морено)

Поскольку в классе есть ряд учащихся, которые сами не проявляют инициативы, есть дети непринятые и одиночки (15%), то следует продолжать работу по формированию и сплочению классного коллектива; классному руководителю и активу класса необходимо вовлечь в жизнь класса и школы всех учащихся.
Общекультурные мировые ценности

На основании анализа отношения учащихся к мировым ценностям можно сделать вывод, что на первой ступени обучения в гимназии у них было сформировано устойчиво-позитивное отношение к большинству из них: семье, природе, труду, культуре. Более низкими являются показатели отношения к Отечеству и знаниям. Ситуативно-позитивное отношение к миру преобладает в классе. Возможное объяснение — возрастные особенности учащихся 5 класса, т.к. большинство подростков в этом возрасте в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано.
Воспитательная система «Профи»
Сегодня в мире существуют сотни тысяч профессий, и ежегодно появляется несколько сот новых. «Время жизни» профессии составляет от 5 до 15 лет, после чего она либо исчезает, либо меняется до неузнаваемости. Это означает, что человеку в течение его трудовой жизни придется сменить профессию или приспособиться к произошедшим в ней изменениям, сохраняя профессиональную пригодность.
Профессионально пригодным человеком является человек, деятельность которого удовлетворяет двум критериям:1- объективный (если человек способен успешно овладеть данной профессией. 2- субъективный (человек должен быть удовлетворен своим трудом- как самим процессом, так и результатом). И можно с уверенностью сказать, что субъективная составляющая является первичной и тянет за собой объективную составляющую.
Несмотря на то что каждый человек может овладеть любой (или почти любой)профессией, главный вопрос заключается в том, сколько на это понадобиться сил и времени.
Молодые люди искренне полагают, что главное для них- сделать карьеру, имеют завышенные денежные ожидания и совершенно недостаточную для работы квалификацию после окончания вуза.
Почему так происходит?
Многие учащиеся считают, что нужно просто учиться в том вузе, в который удастся поступить, чтобы получить высшее образование, а остальное не имеет значение. Родителям зачастую нужно от ребенка лишь согласие работать по той профессии , которую они для него выбрали, поскольку именно в этой профессиональной сфере они могут помочь его карьерному росту. Школу в основном интересует, какие результаты ее питомцы получат на ЕГЭ, в состав которого готовность к профессиональному выбору не входит.
Отсюда, множество профессий и специальностей, отсутствие необходимых знаний о содержании труда в мире профессий, трудности оценки каждым человеком своих личностных качеств и сопоставление их с требованиями профессий к человеку делают задачу правильного выбора профессии, разумного построения своего трудового пути для подавляющего большинства практически непосильной. Хорошо известны последствия этого – отсутствие интереса к труду, смена профессии, утрата веры в свои силы.
Основные ошибки, которые делают выпускники школ:
Выбор работы или учебного заведения «за компанию» или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;
Поступление по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю», поступление в вуз с целью избежать призыва в армию;
Концентрация всех усилий на выборе вуза, а не специальности, сопровождающаяся, как правило, уверенностью в том, что главное- поступить, а дальше все пойдет само собой и ни о чем больше не надо заботиться;
Ориентацию на внешнюю привлекательность профессии недооценка трудностей выбранной специальности, подсознательный расчет на широкую известность вследствие автоматического переноса престижа профессии на себя;
Ориентация на моду, приводящая у выбору одной из самых популярных и востребованных в данный момент специальностей.
Подготовка к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок. Начинается эта работа с активизирующих методов, призванных привлечь внимание учащихся к проблеме выбора, который им предстоит сделать, познакомить их с различными аспектами этой проблемы. Следует обратить внимание школьников на то, что выбор направления дальнейшего образования – лишь первый этап в цепи многих выборов на их жизненном и профессиональном пути. Причем речь идет не только о возможной смене профессии, но и о карьерном росте (самоуправление в классе)
Цель воспитательной системы: развитие коллектива гармонично взаимодействующих духовно-нравственных личностей, готовых к принятию самостоятельных ответственных решений и выбору будущей профессии
Задачи:
Формировать:
патриотические и гражданские качества личности,
духовно-нравственную культуру и общечеловеческие ценности
ценностное отношение к семье
потребность в здоровом образе жизни
негативное отношение к вредным привычкам
способность к ответственному и осознанному выбору
2. Создать условия для успешного личностного роста учащихся, их самоутверждения и самореализации.
3. Готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению по средством информирования и приобретения прикладного опыта в разных проф. областях.
4. Обеспечить полное информационное сопровождение воспитательного процесса с целью расширения кругозора учащихся и сферы вобора.
Для достижения результата, для постижения какого-либо действия или предмета необходимо пройти несколько стадий. Они и совпадают с этапами реализации моей воспитательной программы.
1 Этап Проектирование. Сначала нужно составить определенное представление о предмете, учесть его характеристики и особенности. Это представление может быть обзорным, поверхностным. Невозможно достаточно глубоко вникнуть в суть всех событий и вещей, окружающих тебя. Тем более возраст 5-ти – 6-ти-классников как раз и соответствует такому уровню включенности в процесс. На этом этапе дети знакомятся с профессиями которыми владеют их родители. Это ознакомление проходит в 5 классе в виде тематических классных часов типа «Лучшая профессия – та, которую любишь», «История семьи в истории страны», «Моя мама - …». Ребятам предлагается самим поучаствовать в подготовке мероприятий по средством написаний мини-сочинений, составлении сообщений, создании презентаций. В 6 классе запланировано проведение мастер-классов, организованных при участии родителей и друзей семьи учеников. Помимо этого изучение учащихся, их семей; формирование традиций класса; формирование ученического самоуправления в классе; помощь в осознании своей индивидуальности в коллективе; создание благоприятных условий для саморазвития.
2 этап - Становления и функционирования ВСК
На втором этапе программы, который носит более глубокий теоретический характер, ученики 7 класса готовят доклады, тематические классные часы, снимают видеоролики на заданную тему. Это могут быть отдельные профессии или ЖЗЛ. Так же запланированы экскурсии на различные предприятия при участии родителей. 8 класс предполагает проектную деятельность, которая будет заключаться в организации дискуссионных клубов и защите своих презентаций различных профессий.
3 этап - Подведение итогов
Заключительный, 3 этап, носит уже конкретную профориентационную направленность. Это многопрофильное тестирование учащихся, составление их психологических портретов и выявление их основных компетенций. Так же запланировано посещение дней открытых дверей в ВУЗах, СУЗах и колледжах.
В итоге ребенок должен осознавать объективно свои силы и возможности и адекватно сопрягать их с желаемым результатом. Либо исходить из имеющегося потенциала, либо развивать необходимые для той или иной деятельности способности.
Формы и методы центрирования внимания подростков на проблеме выбора:
Совместно с классом рассмотрение задач- ситуаций профессионального и личностного сасмоопределения;
Использование личных примеров преподавателя и родителей
Мастер-классы
Экскурсии
Тренинги
Профориентационные игры и упражнения
Проектная деятельность
Индивидуальность каждого ребенка формируется через участие в классном самоуправлении, где он может проявить себя через интересующие его виды деятельности.
Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений.
Этот вид воспитательной деятельности является прекрасным средством формирования у учащихся активной жизненной позиции.
Цель самоуправления: Воспитать личность, выходящую в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.
Схема классного самоуправления
ВСК «Профи»

Данная система самоуправления осуществляется с 5 класса, делая жизнь детей в классе ярче, интереснее. Каждый ребенок стремится достичь поставленной цели, старается творчески реализовать себя, развивая организаторские способности и лидерские качества.
В результате подобной деятельности формируются определенные департаменты, как на настоящем предприятии, разделенные по направлениям в соответствии со своими предпочтениями и способностями. Однако, важно дать каждому ребенку попробовать себя во всех направлениях, если на то будет желание.
Направления:
- достигни. Усилия
в организации работы по развитию познавательных интересов;
в формировании команд к участию в олимпиадах, викторинах, интеллектуальных марафонах
в организации работы над проектами.
- догони. Осуществляют
участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и школы;
подготовку команды к спортивным турнирам, эстафетам.
- дарим радость.
общешкольные и внутриклассные праздники;
оформительскую работу при подготовке к участию в творческих делах школы и класса,
оформление классного уголка или стенда
- познай мир.
проведение экскурсий;
посещение театров, музеев
посещение выставок
- следи за порядком.
Контроль за порядком в классе
Составление графика дежурств
Отслеживание прогульщиков
- дружи.
Посредничесво в конфлитных ситуациях
Отслеживание напряженности в коллективе
Ключевые понятия в реализации программы для меня – самопознание, самоприятие, саморазвитие, самореализация.

Конечно, успешное функционирование системы невозможно при условии приложения усилий одного только классного руководителя или школы. Это целый комплекс мероприятий, в реализации которых должны принимать участие многие образовательные организации и просветительские учреждения. И система эта должна выглядеть циклично, не только от школы должна исходить инициатива, так как все участники образовательного и воспитательного процесса одинаково заинтересованы в сотрудничестве как друг с другом, так и с детьми.

Работа осуществляется по приоритетным направлениям:

Виды деятельности
- тематические классные часы
- Организация мастер-классов по профессиям
- Защита презентаций
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.
- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.
- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
« Я - патриот» ( гражданское – патриотическое направление)
Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись;
Горе тому, кто так думает, двойное - тому, кто
Действительно обходится
И.С.Тургенев
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
№ Тема Форма проведения 5 класс 1 «Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией 2 «У войны — не женское лицо». классный час 3 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа 4Мы составляем наш автопортрет. анкетирование 5«Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) классный час с презентацией 6 "Я ребенок – я гражданин". классный час: ролевая игра 7"Символы государства". классный час 6 класс 1 "Ради жизни на земле" литературно-музыкальная композиция с презентацией 2 «Знаменательные события, известные люди в истории города. беседа 3 «Этих дней не смолкнет слава!» беседа 4 «Символика России». классный час: своя игра 5 «Я и мой класс». диагностический тест 6 "Защитник Отечества — каков он?" открытый урок: ролевая игра 7 "День защитников Отечества". праздник 8 "Живая память" (посвящается погибшим в войнах). классный час с презентацией 7 класс 1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". классный час 2 Игра "Счастливый случай". классный час, посвященный 23 февраля 3 "Горжусь тобой, моя Россия". классный час 4«Поговорим об ответственности». правовая беседа с презентацией 5 «Всему начало - отчий дом». классный час 6«Закон, по которому мы живём». классный час с презентацией 7 «Семейная летопись». классный час 8 «Поле русской славы. Куликово поле». классный час с презентацией 8 класс 1 "Идут по войне девчата". классный час 2 "На войне детей не бывает". историко-литературная композиция 3 "Я ребенок – я гражданин". классный час 4"Я имею право на…” дискуссия 5"Великая Отечественная война классный час с презентацией 6 « Наша память и боль». классный час с презентацией 7 «Конституция – закон жизни». классный час с презентацией 9 класс 1 «О любви и войне». литературно-музыкальная композиция 2 «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков 3 «Знай и люби свой малую Родину». классный час с презентацией 4 «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах. классный час 5 Мы – русские, мы – россияне». классный час 6 "Человек и закон". деловая игра
«Я - знаток» (полиинтеллектуальное направление)
«Отсутствие любознательности кажется нам
дурным моральным качеством, но, скорее всего, мы не нашли, не нащупали поле
интереса, которое само по себе
рождает тысячи вопросов»
С.Соловейчик
Форма проведения:
5 класс
1Шахматный турнир
2Турнир классных поэтов
3»Час разгадывания ребусов»
4Математика - царица всех наук (предметная неделя)
5»Теперь ты пятиклассник» (представление)
6 Классный вернисаж» Иллюстрируем сказки Пушкина»
7»Мой любимый сказочный герой А.С.Пушкина» (сочинение)
6 класс
1Турнир классных поэтов
2Час разгадывания ребусов
3»По дорогам сказки» (КВН)
4Юный программист
5»Хочу все знать» (интеллектуальная игра)
7 класс
1«Остроглаз» ( КВН)
2»Математический бой» ( игра)
3Биологичская викторина
4Самый читающий в классе
5Лингвистический брейн-ринг 8 класс
1»Информания» ( брейн-ринг)
2»Счастливый случай» (игра)
3»Своя игра»
4»Ждать,любить,верить»(литературная гостиная)
5Что? Где? Когда?
9 класс
1»Скорая помощь» (индивидуальная работа)
2 Решение задач на смекалку
3 « Интеллектуальный марафон»
4 КВН
5» Поэзия военных лет» (литературный вечер)
«Мы - здоровье нации» (спортивно - оздоровительное направление)
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Тема Форма проведения 5 класс 1 «Здоровье – бесценное богатство». анкетирование 2 «О вкусной и здоровой пище». беседа 3 «В здоровом теле…». с презентацией 4 «Папа, мама, я – спортивная семья». спортивная игра 5 «Правила дорожные знать каждому положено». цикл бесед 6 Соблюдение правил техники безопасности. цикл бесед 7 «Урок здоровья». классный час 6 класс 1 «Я выбираю здоровье». беседа 2 «Вино вину творит». классный час с презентацией 3 "Урок здоровья". ролевая игра 5 «Формула здоровья». дискуссия 6 «Суд над сигаретой». ролевая игра 7 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией 8 «Большие гонки». соревнование 9 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед 7 класс 1 "Берегите жизнь". спектакль " 2 «Причины суицида среди подростков» беседа 3 «Человек и наркотики». классный час с презентацией 4«Вместе мы сильнее наркомании». диспут 5 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед 6 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника 7«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». театрализованное представление. 8 класс 1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». классный час с презентацией 2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». классный час с презентацией 3 «Не пей, остановись, будь человеком». театрализованное представление. 4 Проблема наркомании. 5 Стресс в нашей жизни. тренинги 6 «СПИД – болезнь 21 века». беседа 7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед Цикл бесед 9 класс 1 День борьбы со СПИДом. классный час с приглашением медработника 2 «Наследственные болезни». классный час с презентацией 3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед 4 «Дорожные приключения». классный час 5 «Быть здоровым – жить в радости». классный час 6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад 7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). классный час
«Красота вокруг нас» (художественно-эстетическое направление)
По земле родной шагая,
Мы идем не в пустоту,
Не длину мы постигаем,
А земную красоту

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
№ Тема Форма проведения 5 класс 1 «Музыка и мы» беседа 2 «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа 3 «Русская басня». ( познавательно-развлекательное занятие с элементами театрализации)
4Театральный Нижний (посещение музыкального спектакля)
5 В мире народных промыслов ( посещение фабрики игрушек)
6 Мастера Нижнего ( посещение выставки и мастерской художника Юркова)
7 Культура чаепития. ролевая игра 8 «Лотерея вежливости». классный час 9«Мы ищем Золушку». конкурсная программа 10 "Культура поведения в школе и школьный этикет" классный час 6 класс 1 «О красоте и мужестве» беседа 2 «Музыкальная семья» классный час с презентацией 3«Широкая масленица» праздник 4«Вдохновенный певец России» (о творчестве музыканта) беседа 5 «Русские посиделки.». праздник 6«Царица Осень». праздник 7"Для чего нужна улыбка?" классный час 7 класс 1 «Золотая хохлома» классный час с презентацией 2 «Птица счастья» классный час 3 "Волк и семеро козлят на новый лад". музыкальная сказка 4 «Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра 5 «Русская басня». (познавательно-развлекательное занятие с элементами театрализации) 6 Русские традиции. Масленица. классный час с презентацией 7 «Отговорила роща золотая» классный час с презентацией 8 "Как стать интересным собеседником" классный час 8 класс 1 «Красота и труд вместе идут» классный час 2 Человек и творчество. Великие творения человечества. классный час с презентацией 3 "Секреты Золушки". конференция идей 4 Русские традиции. Рождество. классный час с презентацией 5 «Осенний бал» вечер 6 "Светский этикет" классный час 7 "Умею ли я слушать" классный час 8 "Язык, мимика, жесты как средства общения" беседа 9 класс 1 «Что такое духовное богатство человека» дискуссия 2 "Музыка и мы" дискуссия 3 "Сервировка праздничного стола" классный час с презентацией, ролевая игра 4 "Этикет и мы" брейн-ринг 5 История развития туристской песни. Лучшие авторы и исполнители города классный час 6 Туристско-экскурсионные возможности области классный час 7 «Наш друг – кино»
«Неси добро людям» ( духовно- нравственное направление)
Главное – делать людям добро,
пусть маленькое, но добро, каждый
день, каждый час.
А.Лихоносов
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Свадковский И.Ф.)
№ Тема Форма проведения 5 класс 1 "По каким правилам мы живём?” 2«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса. 3 "Человек – сам себе враг?” "Уроки нравственности” 4«Наш класс. Законы жизни». беседа 5«Отношение к школе и её имуществу». беседа 6 "Праздник мам". Праздник
7 Муромские святыни(посещение г.Мурома)8 «Семейная летопись». классный час 9«Он первый. День космонавтики. классный час с презентацией 6 класс 1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся. 2 "Нет уз святее товарищества”. "Уроки нравственности 3 "Человек среди людей”. "Уроки нравственности”. 4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа 5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». беседа 6 «Дом без одиночества». классный час с презентацией 7 «Весенний калейдоскоп». праздник, посвящённый 8 марта 8 «Мои права и обязанности». классный час 7 класс 1 "Что такое культурный человек?” "Уроки нравственности” 2 "Что такое интеллигентность?” "Уроки нравственности” 3 "Сам себя воспитать должен”. "Уроки нравственности” 4 "Сладкая жизнь." КВН, посвящённый 8 марта 5 «Как научиться управлять собой». классный час 6 «Я и учитель». диспут 7 «Мы составляем наш автопортрет». беседа 8 День памяти воинской славы. классный час 8 класс 1 "Внешний облик – внутренний мир”. диспут 2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. "Уроки нравственности” 3 "Человек и его судьба”. "Уроки нравственности” 4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». "Уроки нравственности” 5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия 6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра 7 "Весеннее настроение". праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки" 8 «Поощрение и наказание в семье». беседа 9 класс 1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. "Уроки нравственности” 2 "Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. "Уроки нравственности” 3 "В чём смысл жизни?” дискуссия 4 "Как стать счастливым?” дискуссия 5 «И в шутку и всерьез». вечер, посвящённый 8 марта. 6 «Будем милосердны к старости!» "Уроки нравственности” 7 «Карманные деньги» дискуссия 8 «Соборы и храмы Нижнего» классный час
«Я - созидатель»
5 класс
Классный час “Учеба - твой главный труд”. Операция “Учебник”.
Беседа “Труд в жизни человека”.
Трудовой десант. Знакомство с работой дворника.
3. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавец.
Час с психологом: “Познай своё “Я” “(кто я? какой я? самооценка).
Беседа “Трудолюбие: что это значит?”. Демонстрация презентиций на классном часе.
“ССС” (самообслуживание самого себя).
Операция “Мой класс в заботливых руках”
Беседа с соцпедагогом “Право выбора профессии”.
Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус”. Демонстрация презентаций на классном часе.
Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров”
Участи в школьном «Дне бизнеса»
6 класс
Час с психологом: “Темперамент и профессия”.
Заочное путешествие на хлебокомбинат (просмотр д\ф).
Знакомство с профессиями: пекарь, кондитер.
3. Практикум: “ Изготовление изделий из текста” Мастер-класс с участием родителей.
Беседа медработника: “Профессия и здоровье”. Мастер-класс с участием родителей.
“Хранитель культуры и добра”. Знакомство с профессией, работой библиотекаря. Мастер-класс с участием родителей.
Беседа: “Правило поведения в библиотеке”.
Экскурсия в районную и школьную библиотеку.
Операция “Книжкина больница”
Час с психологом: “Чувства и эмоции”.
“Будь осторожен с огнем!” (просмотр д\ф).
Знакомство с профессией пожарный.
Практикум: “Средство тушения пожара”
Заочная экскурсия в ателье “Дом быта”: знакомство с профессией швея. Мастер-класс с участием родителей.
Посещение столовой. Знакомство с работой повара и кухонного работника.
Беседа “Правила поведения в столовой”.
Практикум: Приготовление обеда. Сервировка обеденного стола. Мастер-класс с участием родителей.
Класс
1.Час с психологом: “Интересы, склонности в выборе профессии”.
Беседа-диалог“ Кто построил дом?”.
Знакомство с профессиями каменщик, маляр и др.
3. Игра-соревнование “Дело мастера боится”
Экскурсия в центр занятости.
Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод и др.
3. Игра-викторина “Что я узнал о профессиях”
Классный час: “Мир наших увлечений”. Демонстрация видеороликов «Мое хобби»
“Мой сад и огород” Знакомство с профессиями села (растениеводство).
Час с психологом “ Как готовить себя к выбранной профессии”.
Знакомство с профессиями в животноводстве: “Моя малая ферма”.
8 класс
Устный журнал “Человек и мир профессий”.
Беседа “Моё будущее зависит от меня”.
Викторина “Кем быть?”
Классный час. “Выбор профессии – дело серьёзное”. Дискуссионный клуб
Час с соцпедагогом “Занятие по оказанию услуг по профориентации” (с приглашением работника центра занятости).
“Что? Где? Когда?” (Информация о профессиях)
Классный час “О профессиях “маленьких” и “больших””. Дискуссионный клуб.
“На золотом крыльце сидели …сапожник, портной …”.
Видеофильм “Профессии сферы обслуживания”.
Презентация профессий: “Мастер своего дела” (в форме сказок)
Беседа-рассказ “Я б в рабочие пошел, пусть меня научат” (знакомство с профессиями в строительстве).
Беседа “Красота своими руками”.
Экскурсия на предприятия по производству мебели
Час с психологом: “Как избежать ошибок в выборе профессий?”.
Путешествие “Хвала рукам, что пахнут хлебом”.
9 класс
1 Конкурсная программа “ Марафон профессий”
2. Беседа-диалог “Кем я хочу быть и почему?”.
3. Час с соцпедагогом: “ Современный рынок труда и пути получения профессий”.
4. Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей ребенка по выбору профессии.
5. Беседа “ Дело твоего завтра”.
6. Выставка “Моя профессия”.
7. Экскурсия в центр занятости. “Куда пойти учиться?”
8. Посещение дней открытых дверей в ВУЗах и СУЗах города
9. Анкетирование, тестирование и индивидуальные консультации по профориентации в течение всего года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышение уровня гражданско-правовой компетентности, гражданского самосознания и самосовершенствования.
Приобретение опыта общественно полезной гражданской деятельности.
Овладение учащимися культурой семейных отношений, укрепление взаимосвязей в семье.
Повышение педагогической культуры родителей.
Повышение мотивации к учению, сформированность позитивного отношения к труду.
Приобщение к здоровому образу жизни, понимание его значимости, владение приёмами здоровьесберегающих технологий.
Освоение учащимися общечеловеческих ценностей, понятий нравственности и морали.
Усвоение учащимися способов сосуществования и взаимодействия людей друг с другом, осознание своей роли в коллективе, овладение способностью к толерантности и сотрудничеству.
Раскрытие творческих талантов и способностей учащихся, приобретение опыта коллективно-творческой и проектной деятельности, развитие социальной активности и лидерских качеств.
На данном этапе моя ВСК уже реализуется и приносит первые результаты. Тестирование по методике Филлипса на вывление уровня школьной тревожности показало, что уже к декабрю адаптировались к условиям работы в среднем звене 94% учеников. В октябре этот тест показал адаптацию всего лишь у 67%.
Монитооринг успеваемости за 1 и вторую четверть дал следующие результаты:

У подавляющего большинства учеников уровень успеваемости повысился. В конце учебного года мною будут проведены дополнительные исследования, тестирования и мониторинги с целью выявления уровня успешности данной ВСК. Однако уже сейчас, опираясь на указанные выше показатели и наблюдения, можно сказать, что дети стали более дружными, открытыми, активными, ощущающими ситуацию успеха, что дает им толчок для будущих успехов.
В классе начали складываться традиции, которые, как показывает практика, позволили создать атмосферу действительно активного, доверительного общения.
1. Отношение к Семье.
У 89% учащихся сформировано устойчиво - позитивное отношение к семье как ценности. Дети дорожат семейными ценностями, помнят о своих близких,.
У 11% учащихся отношение к семье потребительское. Родители должны давать деньги на мелкие расходы, прощать шалости. Ребёнок считает, что ничем не обязан родителям.
2. Отношение к Родине.
У 70 % - устойчиво позитивное отношение к Отчизне. Это люди с развитым чувством патриотизма и гражданственности. Для них Родина-то страна, в которой они собираются жить и которой они гордятся.
У 30% учащихся чувство любви к Родине схоже с чувством к родному дому, городу. Патриотические поступки им свойственны, но не по душевному порыву, а по чьей-то просьбе
3. Отношение к миру.
У 13% учеников устойчиво - позитивное отношение к миру. Они отрицательно относятся к проявлениям грубой силы и считают, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других. Не боятся идти на уступки.
87% учеников разделяет идеи мира и ненасилия, но в отдельных случаях оправдывают силу, считая, что в нашем сложном мире нужно быть готовым к противостоянию.
4. Отношение к знаниям.
40% учеников обнаруживает устойчиво-позитивное отношение к знаниям. Это дети, у которых сформировано устойчивое стремление к познанию нового. 60% учеников проявляют ситуативно-позитивное отношение к знаниям. Они неплохо учатся, но вряд ли будут копаться в книгах, что бы объяснить непонятное.
5. Отношение к человеку как Другому.
У 27% подростков устойчиво-позитивное отношение к другим людям. Они альтруисты, всегда готовы помочь другим. В своих действиях бескорыстны, любят дарить подарки « просто так». 73% не прочь помочь нуждающимся. Но предпочитают делать это тогда, когда их об этом попросят. Они осторожны в своих действиях, стараются не подвергать риску собственное благополучие.
6. Отношение к своему Я.
У 87% учащихся устойчиво- позитивное отношение к своему здоровью. Они понимают, что такое здоровый образ жизни, 13% подростков объективно понимают ценность здорового образа жизни, но субъективно ставят его не слишком высоко.
Нравственная воспитанность учащихся изучалась по методике Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»

По результатам, очевидно, что у учащихся отсутствует безнравственная позиция. В различных ситуациях могут менять своё поведение в зависимости от обстоятельств часть учащихся (33%). Остальные участники (67%) имеют устойчивую нравственную позицию (см. Мониторинг).

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели
Модель выпускника

Родительское самоуправление:

Работа с родителями «Один лучший пример
лучше ста слов «
Родительские собрания
5 класс
1Трудности адаптации пятиклассников к школе (круглый стол,встреча с учителями-предметниками)
2 Детское одиночество (семейный клуб,рисунки детей,сочинения)
3»Улицы нашей памяти» (анкетирование,конкурсы стихотворений,фотографии)
4»Спорт в жизни моей семьи» (выход на природу)
6 класс
1 Первые проблемы подросткового возраста( круглый стол)
2 Роль домашнего задания в самообразовании школьника (встреча с учителями-предметниками)
3 Компьютер в жизни школьника
4 Положительные эмоции и их значение в жизни человека (семинар)
7 класс
1 Конфликтные ситуации в семье (лекция)
2 «Контрольная для взрослых» (сочинение своему ребенку)
3 Агрессия, ее причины и последствия (беседа)
4 Поощрение и наказание ребенка в семье (обмен мнениями)
8 класс
1 «Нравственные уроки моей семьи» (форум для детей и родителей)
2 Книга в жизни школьника (круглый стол)
3 Жизненные цели подростка (дискуссия)
4 Проблемы компьютерной зависимости (встреча с психологом)
9 класс
1Ответственность за свои поступки (дискуссия)
2 Роль самооценки в формировании личности (лекция)
3 Как сформировать положительные привычки? (семинар)
4 Выбор профессии (круглый стол)
5 Как подготовиться к экзаменам? (беседа)
Я учитель литературы. Мой предмет открывает дополнительные возможности влияния на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Доброта, Милосердие, Порядочность, Любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать у своих детей. Именно эти качества составляют ценность человеческой культуры.
Каждый ребенок талантлив, но ему нужно помочь раскрыться и реализовать себя. Именно с этой целью и создавалась ВСК, чтобы увидеть, разглядеть, не пропустить лучшее, что есть в каждом ученике и дать импульс к его самосовершенствованию через развитие творчества.
Список лиьературы:
Соловцова Е.   Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность. Что такое одаренность, способность и зачем их надо учитывать при профориентации// Народное образование. - 2006.-№ 8. - С.189-193.
Малиновская Н.В.   Специальность - учитель биологии.// Биология для школьников. - 2007. - № 2. - С. 51-56.
Чистякова С.Н.   Практика профессиональных проб в российских школах. Профориентация.// Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С. 86-92.
Гончаренко Н.Г.   Школьный профориентационный центр в системе работы профильной школы.// Профильная школа. - 2007. - № 3. - С. 31-34.
Пиляй Н.В.   Организация профориентационной работы в школе.// Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19.
Гулевич Л.А.   Предпрофильная подготовка как взаимосвязанность и взаимозависимость процессов образования и профориентации// Профильная школа. - 2007. - № 5. - С. 3-7.
Дробаха О.В.   Профориентация в начальной школе. Классный час "О профессиях нужных и разных".// Справочник классного руководителя. - 2007. - № 11. - С. 26-31.
Малышева М.К.   Профориентационная деятельность образовательного учреждения.// Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.
Боровская Л.Н.   Анкеты по профориентации для старшеклассников.// Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.
1. Белик Н.Н., Сидоркина С.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьмина М.П. «Самый, самый, самый классный» Нижний Новгород,2003 год.
2. Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др. «Осознанное! Ответственное! Родительство! Взгляд в будущее!» Нижний Новгород, 2003 год.
3. Еременко Н.И., Раткевич Н.В. «Воспитательная работа в школе»
Волгоград, 2007
4.Дереклеева Н.И. «Классные часы по теме «Нравственность» 5 класс.»
Москва, 2006 год.
5. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. «Справочник классного
руководителя 5-9классы» Москва, 2005год.
6.Классный руководитель. Журнал. 2005г.