Технологическая карта урока по обществознанию на тему Семейное хозяйство (5 класс)

Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе
по теме «Семейное хозяйство»
Этапы урока
Задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД

1.Мотивация к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность.
Приветствует учащихся.
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья)!
Правильно, семья!
Демонстрирует презентацию (сл.1).
Вопросы:
Что характеризует семью?
Демонстрация презентации (сл.2)
Акцентирует внимание учащихся на том, что семью характеризуют не только родственные связи и совместное проживание, но и совместное ведение хозяйства.
Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор?

Предлагает сформулировать цель и тему урока.
Как будет звучать тема урока?
Какова цель нашего урока?
На доске предложены варианты тем урока.
«Семейное хозяйство», «Экономика семьи», «Домашнее хозяйство»(сл.3).
Демонстрирует презентацию (сл.4,5)

Смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы.





Семью характеризуют родственные связи, совместное проживание, чувство любви и уважения, совместное воспитание детей, совместное ведении хозяйства.



Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.
Узнать, как: вести домашнее хозяйство, распределить семейные обязанности, стать рачительным хозяином?
Семейное хозяйство.

Личностные УУД
( мотив к познавательной деятельности)
Регулятивные УУД (самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Осознание проблемы
Ребята, давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок».
Воспроизводит аудиозапись (сл.6)
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, почему я привела эти строчки?
Как их можно отнести к нашему уроку?
Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.
Организует обсуждение и выделение проблемного вопроса.
Вопросы:
Каким должен быть труд в семье?
Предложите свои варианты ответов.
(сл.7)




Организует беседу по вопросам:
Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?
Как у вас распределяются домашние обязанности?
Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?
Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?
- Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме?
Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности. (сл.8)
Вопросы:
Что такое потребности?
Какие бывают потребности?
Помогает учащимся дать объяснение понятию «потребности».
Организует работу со словарём учебника с.125




Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы.














Выделяют проблемный вопрос с помощью учителя.
Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности?



Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.












Обсуждают, объясняют понятие потребности с помощью учителя.
Познавательные УУД
(выделение проблемы).
Коммуникативные УУД
(потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания )









3.Выявление места и причины затруднения
Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя.
Организует обсуждение по вопросам:
- Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу?
- Какая сейчас работа мужская, а какая женская?
- Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику?
Демонстрирует презентацию (сл.9)
Организует работу с репродукцией картины А.А.Пластова «Ужин тракториста» (1951г.)(сл.8)
- Почему ужин проходит в поле?
- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?
- Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой – как помощь-обязанность?

Самостоятельно рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают
на поставленные вопросы.
Личностные
УУД: выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению.
Регулятивные
УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

4.Построение проекта выхода из затруднения
«Включение» в целенаправленную деятельность
Организует работу с историческим источником, с текстом поучений из «Домостроя» (приложение 1), проводит комментированное чтение и организует обсуждение по вопросам:
- Кто такой хозяин дома?
- Каким должен быть настоящий хозяин?
- Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»?

-Ребята, давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (сл.9)
- И старуха, и кот Матроскин заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.
-Кого из них можно назвать настоящим хозяином дома? Почему?
-Каким должен быть настоящий хозяин?
Читают, аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.











Смотрят слайд, отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы.
Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения.
ПознавательныеУУД: формулируют проблему;самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера.
Регулятивное УУД
(планирование).

5.Динамическая пауза
Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организует детей для выполнения различных движений.
Выполняют движения под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

6.Реализация построенного проекта
Самостоятельное открытие новых знаний
Организует работу по прочтению текста учебника, с.35, и заполнению схемы «Черты рачительного хозяина» (приложение 2). (сл.10)
Вопросы:
-Какими качествами должен обладать хозяин дома?
- Что значит рачительность?
Организует работу со словарём.

Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради.
Осуществляют взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД
(Формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение).
Познавательное УУД
(исследование, синтез, сравнение).

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
«Включение» в тренировочную деятельность
Консультирует, организует самостоятельную деятельность учащихся в парах.
(приложение 3, прочтение и анализ сказок)
Ребята, для выполнения домашних дел затрачиваются средства – ресурсы. Финансовые, материальные, трудовые, энергетические.
Организует выполнение задания в паре (приложение 4).
Самостоятельно читают текст сказки в своей паре, анализируют её и определяют, как вели домашнее хозяйство герои сказок.
Осуществляют самоконтроль.

Самостоятельно выполняют, обсуждают.
Взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД
(устная речь, диалог, сотрудничество в группе).
Личностные УУД
(развитие познавательных интересов).
Регулятивные УУД
(волевая саморегуляция, контроль).

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Освоение нового знания
Консультирует, предлагает каждой паре выполнить задание 1,2 «В классе и дома» (учебник «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, с.38)

Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
(самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации).
Коммуникативные УУД.

9. Включение в систему знаний и повторения

«Включение» в продуктивную деятельность
Предлагает ответить на вопросы.
-Что означает «вести домашнее хозяйство»?
-Каким должен быть настоящий хозяин?
- Все ли домашние обязанности нужно делить на мужские и женские? Предлагает домашнее задание.
1 уровень: П.4 с.33-37, зад.8 «В классе и дома»
2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист)
3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7(рабочий лист)
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Личностные УУД
(понимают значение знаний для человека и принимают его).
Регулятивные УУД
(прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Для учителя. Получение данных для корректировки и индивидуализации обучения.
Для ученика. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.
Оценивает учащихся, обсуждает с учениками.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Самооценка, взаимооценка.
Регулятивные УУД.
Личностные УУД.












Заголовок 115