Конспект по обществознанию на тему «Семейное хозяйство» (6 класс)


Урок по обществознанию 6 класса на тему «Семейное хозяйство»
Учитель истории и обществознания: Масалова Е.С.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Формы: групповая, индивидуальная, беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, документами, групповая работа.Методы: Активные, частично-поисковый.
Цель урока: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства
Задачи урока:
Обучающие:
Научить применять в своем повествовании термины : «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу;
выяснить сущность семейного бюджета;
определить, с какой целью он составляется;
выяснить его роль в домашнем хозяйстве.
Развивающие:
1. Развить логическое мышление;
2. Развить чувство значимости истории;
3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.
Воспитательные:
Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
Воспитать чувства товарищества;
Воспитать умения слушать, трудолюбия.
Структура урока в рамках деятельностного подхода:
Организационный момент
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи
Открытие нового знания
Первичное закрепление
Самоанализ и самоконтроль
Включение нового знания
Рефлексия
Ход урока

п/п
мин. Цель этапа УУД Деятельность ЭОР Оценивание, формы контроля Результат
учителя обучающихся 1. Орг. Момент
(2 мин) Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». Личностные Здравствуйте ребята!
Рубрика «Вспомни»
– Как был устроен дом человека в Древней Руси? 1. Учащиеся готовятся к уроку.
2. 1. Учащиеся отвечают, как был устроен дом человека в Древней Руси.
2.2. В рабочей тетради мальчики отмечают, какую работу выполняли женщины, а девочки какую мужчины.
2.3. Из предоставленного перечня предметов выбирают те, которые изготавливали сами домочадцы. презентация Не оценивается Включение в учебный процесс
2. Актуализация знаний.
(5 мин) Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. -Познавательные
-Коммуникативные
-Личностные «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам. Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах). Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности.
3. Постановка учебной задачи Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. -коммуникативная;
- познавательные:
-общеучебные УД;
-постановка и решение проблемы. Притча «Витязь на распутье»
Случилось это в Третьяковской галерее у картины русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной.
«Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой.
Выдвигают варианты темы, участвуют в анализе, обсуждении. Учащиеся рассматривают картину Васнецова «Витязь на распутье.
(Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь» Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать).Отвечают на вопрос - От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно? 1, 2 слайд Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. Появление темы урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
4 «Открытие нового знания» Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения)Личностные;
Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.) Работа с презентацией.
1.1. Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.
1.2 Какие потребности вы знаете? Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи. Отвечают на вопросы учителя. Работают по слайдам презентации.
1. 1. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности.
1.2. Биологические, социальные и духовные. 4
Участие в диалоге, интерактивной беседе. Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем
5.Первичное закрепление Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Личностные;
Общеучебные УД;
Коммуникативные;
«Мышка-норушка – толокно толчет,
Лягушка-квакушка – пироги печет,
А петух на подоконнике – играет на гармонике,
Серый ёжик свернулся в клубок –
Он сторожит теремок».
- Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему уроку?
1.4. Учитель: Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанность – трудно. Главное желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. Домашние дела найдутся для всех домочадцев. Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы. 7,
8 Работа с картой. Умение ориентироваться на карте.
Умение читать легенду карты. Формирование навыков речевой деятельности
6.Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Познавательные:
Логические УД;
Коммуникативные
Запишите новые термины, объясните с помощью собственного опыта своими словами Самостоятельно индивидуально работают, записывают в тетради.
7,
8 Ученики работают с картой, отвечают на вопрос.
Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт.
Познавательные:
Логические УД;
Коммуникативные
Групповая работа с документами.
1 группа «Поучение Владимира Мономаха своим детям» (XII век)
2 группа «Домострой» Сильвестр (XVI век) Прочитайте документы и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измените, если потребуется, эти правила на современный лад. 27 Оценивают свой ответ
Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности.
8.Рефлексия Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Коммуникативная: монологическая;
Познавательная: ОУД;
Личностно-смысловая. Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали.
2.1. Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом?
2.2. А что мешало?
Нам есть над чем работать на следующих уроках. Ответы учащихся.
Оценивают свою работу и работу класса. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала.
Д.З.
Параграф 8, составить домашний семейный бюджет своей семья в тетради.
В ТЕТРАДЬ!
семья:
основной субъект экономической деятельности;
совокупность лиц, проживающих в одном помещении;
показатель уровня жизни населения страны;
Члены семьи выступают в роли:
производителя;
потребителя.
Семейный бюджет - это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.
Рачительный хозяин- старательный, усердный в исполнении дел, разумно бережливого.
Экономия – рациональное использование бюджета.