Подбор материала по ознакомлению детей старшего возраста с природой,весенними признаками ,с перелетными птицами:Весна.Перелетные птицы.

Лексическая тема: «Весна. Перелетные птицы».
Существительные: Птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, стая, клин, косяк, вереница, отлёт, перелёт, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, оперение, перо, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое.
Прилагательные: Перелётная, водоплавающая, быстрая, пёстрая, певчая, заботливая, юркая, голодная, сытая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная.
Глаголы: Петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить.
Наречия: Громко, весело, холодно, голодно, быстро.

 Задание 1. Родителям рекомендуется:
  вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;
  назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;
  рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»: ворона, утка, голубь, воробей.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает  не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Кто больше назовет перелетных птиц».

Задание 5. Составить описательные рассказы о перелетных птицах (по выбору).

Задание 6. Дидактическая игра «Один  много» (образование множественного числа имен существительных): утка  утки, лебедь  лебеди ....

Задание 7. Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).
Нет (кого?)  нет лебедя, утки... .
Нет (кого?)  нет лебедей, уток... .
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Задание 9. Выучить стихотворение.
Птичка летает, птичка играет, птичка поет.
Птичка летала, птичка играла, птички уж нет.
Где же ты, птичка, где ты, певичка?
В дальнем краю гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою. (И. Токмакова)

 ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.  ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.  РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ. Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края. Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ? Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).  Жаворонок, воробей, грач, скворец. Ворона, утка, голубь, воробей. Грач, синица, ласточка, кукушка. Сорока, воробей, дятел, стриж. Голубь, лебедь, цапля, журавль. Жук, бабочка, птенец, комар  (птенец – птица, остальные насекомые). 


ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ: У КОГО - КТО? У кукушки – кукушонок, кукушата.  У журавля - журавленок, журавлята.  У скворца - скворчонок, скворчата.  У лебедя - лебеденок, лебедята.  У грача - грачонок, грачата.  У утки - утенок, утята.  У аиста – аистенок, аистята. 
У гуся – гусенок, гусята.
ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Чей клюв?  У журавля – журавлиный.  У гуся – гусиный.  У утки -... .  У кукушки -... .  У грача -... .  ОДИН - МНОГО. Кукушка – кукушки.  Журавль - журавли.  Скворец - скворцы.  Соловей - соловьи.  Жаворонок – жаворонки.  Лебедь - лебеди.  Грач - грачи.  Утка - утки.  Ласточка – ласточки.  Грачонок – грачата. Аист – аисты.  Гусенок – гусята.
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ: Кукушка – кукует.  Ласточка – щебечет.  Скворец – поет.  Журавль – курлыкает.  Утка – крякает.  Гусь – гогочет.


ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).  На ветке сук, а на ветках ... .  В гнезде птенец, а в гнездах ... .  На дворе дерево, а в лесу ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ: Без рук, без топорёнка  Построена избёнка.  (Гнездо.)  Явился в жёлтой шубке,  Прощайте, две скорлупки.  (Птенец.)  На шесте дворец,  Во дворе певец,  А зовут его  (Скворец.)  Белоклювый, черноглазый,  Он за плугом важно ходит,  Червяков, жуков находит.  Верный сторож, друг полей.  Первый вестник тёплых дней.  (Грач.) 
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?  Почему их так называют?  Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)  Чем питается?  Где живёт – дупло, скворечник, гнездо
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА. Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 115