Педагогический опыт: проблемы, реалии и перспективы.


Педагогический опыт: проблемы, реалии и перспективы.
Г.Р. Лобанова
МБОУ «СОШ № 6» г. Азнакаево
galochkalobanova@mail.ru Гражданское становление личности современного подростка – из опыта работы.
Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира. Но особенно она важна для нашей страны, которая долго находилась в переходной стадии исторического развития. Наследие прошлого, кризис во всех сферах общественной жизни определили специфику гражданского образования в нашей стране. Общество меняется и поэтому, сегодня в понятие гражданин мы вкладываем несколько другой смысл. Гражданин это человек, который умеет реализовывать свои права, не нарушая, при этом права других людей. Это человек, способный к диалогу с властными структурами, имеющий критическое отношение к социальной действительности.
Для воспитания не «подданного» а подлинного гражданина требуется долгая и кропотливая работа. Цель гражданского воспитания – социализация школьников, она направлена на воспитание внутренней свободы ученика, создание пространства для их внутреннего развития. В процессе обучения и воспитания важна гражданская позиция самого педагога, предполагающая уважение к законам, ответственность перед страной и народом. Дети всегда и во всем берут с нас пример, и этот пример должен быть только положительным. Важную роль в становлении личности ребенка играет также и система ценностей, которая пропагандируется ученикам. Можно создать эфемерный идеал Родины, далекий и не понятный для ученика, а можно воспитывать на близком и родном, таком как история малой родины, семьи. В этом случае, использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочное время, помогает создать необходимые и благоприятные условия для гражданского становления ребенка. Работая учителем истории, знаю, как сложно порой бывает заинтересовать детей и увлечь их предметом. Но строя свою работу на краеведческом материале практически всегда получаю положительный результат.
Термин краеведение появился не так давно. Но краеведение в нашей стране существует не первый век, родившись вместе с профессиональными учеными – исследователями. Трудолюбивые и старательные краеведы старались и стараются спасти то, что безвозвратно может быть потеряно нами. Зафиксировать то, что составляет гордость или своеобразие края, что помогло бы, потом потомкам не стать иванами не помнящими родства. Краеведение это всегда воспитание историей, обретение исторической памяти. Работа краеведа очень кропотливая и требующая много терпения и упорства.
На базе МБОУ «СОШ №6» города Азнакаево функционирует профильный отряд «Краевед». В нем состоят ученики с 5 по 11 класс. Работая в школьном краеведческом музее, посещая музей города и музеи других школ, дети получают незабываемые впечатления, опыт и подлинное уважение к традициям и культуре своего народа. Свою работу мы организуем по секциям. Более подробно остановимся на секции «Проектное бюро», основой которой являются ученики старшего звена ученики 10 – 11 классов. Именно на них ложиться основная работа по разработке и решению насущных проблем. Инициативу детей мы поддерживаем, стараемся организовать работу так, чтобы дети сами находили проблему, формулировали ее и старались найти пути решения. Старшеклассники на протяжении 2-3 лет разрабатывают проекты на самые различные темы. Учитываю специфику нашего объединения, можно сказать, что в основном это работы связаны с краеведением, историей школы и нашего города.
Ученики нашего объединения на протяжении нескольких лет принимают участие в районном конкурсе социальных проектов и всегда получают одобрительные отзывы о своей работе. Реализуя проект «Улицы моего города» ученики вышли с предложением создать сборник материалов о людях, в честь которых названы улицы нашего города. Дети сами находили материалы для сборника, работали в архиве, библиотеках, использовали интернет – ресурсы. При этом приобретали ценный опыт, коммуникативные навыки, учились проявлять самостоятельность и ответственность. Заслуженную оценку на уровне района получил наш проект «Отношение современной молодежи к армии». «Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас»- говорил П. Чаадаев. И это действительно так. Компетентность в этом вопросе позволяет создавать предпосылки, раскрывать механизмы создания человека новой формации.
Воспитывать гражданственность в человеке можно на примере героического подвига народа, ведь на протяжении истории были переломные моменты, когда от падения, порабощения оставались шаги. Достаточно вспомнить подвиг народа в Великой Отечественной войне, когда независимость отстаивали огромными потерями. Разве не совершали подвиг, те, кто посвящал свою жизнь воспитанию подрастающего поколения в жутких условиях тоталитарной системы? Ученики нашего объединения проделали большую работу по подготовке материалов об участниках Великой Отечественной войны, учениках и учителях ушедших на фронт. Особенно интересный материал был собран о семье Сарсковых, которые в годы войны пожертвовали на строительство именного самолета сто тысяч рублей. Их внучка, В.Б. Остапенко много лет проработала в нашей школе учителем начальных классов. Дети были поражены и удивлены героизмом этих людей, их стойкости и моральным качествам. Такое воспитание историей, я думаю, принесет свои плоды.
В истории нашей Родины много героических и горестных страниц. Каждый год в нашей школе силами проводится митинг, посвященный подвигу учащихся школы, участников войны в Афганистане Евгения Иванова и Николая Кондаурова. С живым трепетом мальчишки и девчонки слушают историю подвига, который совершили молодые парни. Погибли, но ценой своей жизни спасли других. 6 декабря, в день Героя России нашей школе было присвоено имя Н. П. Кандаурова. Это результат многолетнего труда по гражданско-патриотическому воспитанию с учащимися школы. Учащиеся согласны, что нашей школе присвоено имя Н. Кандаурова и гордятся этим. Ученики объединения «Краевед» провели анкетирование, результаты которого еще раз убедили нас в том, что проводимая работа дает результат. Почти 98 процентов школьников испытывают чувство гордости за свою школу и гордятся тем, что ей присвоено имя Николая Кандаурова. После митинга в школе прошёл урок мужества « Никто не создан для войны». На мероприятии присутствовало много уважаемых гостей: Дауди Ильяс Дильшатович. – Герой России, воин-интернационалист; Каримов Файхрази Шайхелисламович – Герой социалистического труда; Калинина Евдокия Петровна - представитель Совета Ветеранов, представители исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района; Зиганшин Ринат Сопбухович - руководитель клуба участников афганской, чеченской войны и других локальных конфликтов и много других гостей. Участники объединения «Краевед» по праву могут считать, что в этом есть и частичка их труда.
Учитель... Многотрудный и славный путь твой тернист и сложен. С благодарностью думаем мы о школьных учителях. Как много связано в их жизни со школой, учениками, их радостями и заботами. Настоящий учитель остается им не только в школе, но и в повседневной жизни. В нашей школе дети не только прославили труд учительства, но и создали экспозицию, экспонаты музея рассказывают о трудном и героическом пути, который прошло учительство, вся система образования в нашем крае. Красива, щедра Азнакаевская земля не только природными ресурсами, но и замечательными людьми. Одна из лучших ее дочерей Калинина Евдокия Петровна, человек и педагог с большой буквы, «Отличник народного просвещения СССР и РСФСР». Она награжденная медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «В ознаменовании 100–летия вождя Владимира Ильича Ленина», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне». Неоднократно отмечена за плодотворную работу Похвальными грамотами Министерства Просвещения СССР и ТАССР, РОНО, школы. Исследовательская работа «Краеведов», посвященная Е.П. Калининой, заняла первое место на республиканском конкурсе «Учитель есть начало всех начал » в номинации «Ветераны педагогического труда».
Работа будет продолжаться. Задача школы и педагогического коллектива сохранить и продолжить замечательные традиции нашей школы, ведь стоит отметить, что по точному определению Совета Европы, который объявил 2005 год годом гражданственности, гражданственность – это всеобъемлющее, а не только юридическое или политическое понятие. Не в наших силах изменить в один день ситуацию в стране, но хотелось бы, чтобы каждый молодой человек стремился к формированию особой культуры поведения среди молодежи - культуры нравственного отношения к судьбе Отечества. Мы хотим жить в правовом государстве. Мы должны быть уверенными в себе и своей стране, к этому должен стремиться каждый. И мы хотим верить в то, что наши выпускники станут настоящими гражданами своей Родины.