Конспект игрового занятия по русскому языкуЭта таинственная страна Лингвиния (4-5 класс)

Педагог дополнительного образования Глушкова Т.В.

Игра-путешествие «Эта таинственная страна лингвиния»

Цель: формировать интерес к изучению русского языка; развитие логического мышления у обучающихся; расширение словарного запаса детей.
Оборудование: листочки бумаги, карандаши, корзинка, музыкальное сопровождение, поощрительные жетончики, призы.

ход игры

Вступительное слово ведущего
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся в путешествие и посетим таинственную страну Лингвинию, здесь много регионов, областей, городов и сел (также как и у нас, в России). В этой стране все народы живут в мире и согласии, в постоянном общении друг с другом и никогда не ссорятся. А как же иначе?
Если вдруг (это даже страшно представить!) жители страны Лингвиния поссорятся, то мы с вами не сможем не только говорить, но и писать. Почему? Ответ прост.
В сказочной стране Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королём, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. С некоторыми из них мы сегодня встретимся.
Жители страны Лингвиния для нашей игры-путешествия приготовили различные задания. Наша задача – их правильно выполнить, т.к. от этого зависит мир и спокойствие в этой необычной стране.
Готовы отправиться в путь? Замечательно!

Путешествие в страну Лингвинию
- Для начала необходимо хорошо размяться.
1. Игра «Метаграммы»
Правила игры
Ведущий объясняет, чтобы отгадать задание, надо в первом слове заменить одну букву, в результате получится новое слово. Внутри метаграммы содержится подсказка: будьте внимательны! Задача – угадать слово самим. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.
С «К» в полях меня найдете.
С «Г» - романсы запоете.
С «В» - в косички заплетете (Колос – голос – волос)
Я с буквой «В» угрюмая
Ночная птица,
А с буквой «Д» - в воде
Сумею раствориться. (сова – сода)
С «М» в порту суда я защищаю.
С «Г», когда в ворота мяч вбивают.
С «В» я людям помогаю.
С «К» - за кляксу получают (Мол – гол – вол – кол)
С «Д» из года в год встречаем.
С «Т» за нами ходит вслед.
С «П» в лесу мы замечаем.
С «Л» труду наносит вред (День – тень – пень – лень)
- Молодцы! Хорошо размялись? Отправляемся в путь.
2. Игра В. И. Даля «Кузовок»
- Принцесса Морфемика приготовила для вас игру, в которую играл известный русский собиратель слов В.И.Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Я говорю слова: «Эй, веселая детвора, все пожалуйте сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на «-ок». Положи вешь на «-ок» и передай соседу кузовок».
Ведущий передает одному из детей корзинку (коробочку): «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «-ок», обмолвишься – выбываешь из игры».
Дети по очереди называют слова, оканчивающиеся на «-ок». Например: «Я положу в кузовок клубок (платок, чулок, носок)».
- Справились с заданием. Набрали полный кузовок слов на «-ок».

- Ребята, а вы знаете, что изучает «Морфемика»? Нет?! Не может этого быть!.. Кто мне скажет, из каких частей может состоять слово? Правильно! А говорите, что не знаете!
Вот еще одна игра, которую приготовила вам принцесса Морфемика. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.
3. Игра «Матрешка».
От глагола привезти возьмите приставку.
От существительного школьница – корень.
От прилагательного прелестный – суффикс.
От прилагательного огромный – окончание.
Что получилось? (Пришкольный)
От существительного расписка возьмите приставку.
От глагола считать – корень.
От глагола писать – суффикс.
От глагола петь – окончание.
Что получилось? (Рассчитать)
- Молодцы! И с этим заданием справились. Принцесса Морфемика будет счастлива.

- Ребята, а вы умеете решать задачи? Проверим?.. Мы отправляемся в гости к Грамматике.
4. Игра-головоломка «Грамматическая арифметика».
Правила игры
Ведущий объясняет, что путем перестановки букв из каждой пары слов необходимо составить новое слово – имя существительное – и назвать его. (Должны быть использованы все буквы). За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.
1. Ров + поза = вид транспорта (паровоз)
2. Боб + уста = день недели (суббота)
Иск + том = разновидность комара (москит)
Удав + лак = разновидность молотка (кувалда)
Домна + ил = напиток (лимонад)
- Какие сообразительные ребята здесь собрались! Королева Грамматика осталась довольна. Устали? Давайте отдохнем

5. Игра-развлечение «Мальчишки – девчонки»
Правила игры
Ведущий предлагает ребятам по смыслу вставить в окончание рифмовки слова «мальчики» (мальчишки) или «девочки» (девчонки). Если ответ «мальчики» (мальчишки), то его произносят девочки, а если «девочки» (девчонки) – мальчики.
Участники должны быть внимательными, т.к. эти рифмовки с подвохами.
На розыгрыш по мотогонкам
Стремятся лишь (мальчишки)
Играют в бантики и мишки,
Конечно, только лишь (девчонки)
Любой ремонт утроят тонко,
Конечно, только лишь (мальчишки)
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только (девчонки)
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у (мальчишки)
Себе завязывают бантики
Из разных лент, конечно, (девочки)
Коньки на льду чертили стрелочки,
В хоккей весь день играли (мальчики)
Носили форменные фартучки
В старинной школе только (девочки)
При всех померяться силенкой,
Конечно, любят только (мальчики).
- Отдохнули? Хорошо.
Мы вновь отправляемся в путешествие - в гости к принцессе Лексике. Она также приготовила для вас задания.
6. Игра-головоломка «Семь таинственных сов»
Правила игры
Ведущий сообщает, что в этой игре надо будет угадывать слова с различным смыслом. Необходимо внимательно слушать задание, т.к. в нем не только дается описание предмета, но и содержится подсказка.
В каждом слове имеется сочетание букв, из которых можно сложить слово «сова». Правда, эти буквы могут быть рядом, а могут расположиться на разном расстоянии друг от друга. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.
Чтобы легче было решить эту головоломку, ведущий вешает на доску макет слова.
Эта сова – грузовик, а не птица,
Он по шоссе с тяжким грузом помчится.
С - - о - ва - .
В этой – народная мудрость таится,
В жизни, быть может, она пригодится.
- - с – ов - - а.
Этой покорны и тигры, и львы,
Когда на арену выходят они.
- - - с - - - ов - - - а.
В этой – запасы травы ты найдешь -
Под крышею, где не замочит их дождь.
С - - ова - .
Эта питается только словами
В книжке, читаемой учениками.
С - ова - -.
Сердито шипит на плите сова эта,
Яичницу жарит, блины и котлеты.
С - ов - - - - а.
Эту сову ты найдешь без подсказки,
Если достанешь бумагу и краски.
- - сова - - -.
Ответы: самосвал, пословица, дрессировщица, сеновал, словарь, сковорода, рисование.
- Молодцы, справились с головоломками.

Ребята, а вы любите загадки? А еще принцесса Лексика приготовила для вас необычные загадки – шарады. Готовы отгадывать?
7. Игра-головоломка «Шарады»
Правила игры
Ведущий объясняет, что составные части шарады – отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. В каждой строчке шарады дается описание части слова, а потом – смысл всего слова. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.
Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Бук - вы)
Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За - дача)
Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее,
Найдете без труда. (Кар - тина)
Первый слог найдешь средь нот,
А второе – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути. (До - рога)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой. (Пар – ты)
Первое – нота,
Второе – то же,
А в целом – на горох похоже. (Фа - соль)
Мой первый слог – это предлог,
Согласья знак – второй мой слог,
Мой третий слог – судьбина злая,
Все вместе – в праздник получаем. (По – да - рок)
- Молодцы! И с этим заданием справились. Принцесса Лексика благодарит вас за сообразительность.

Ребята, а следующее задание для вас приготовил король страны Лингвинии Его величество Язык. Постарайтесь выполнить его правильно.
8. Игра «Закончи пословицу»
Правила игры
Ведущий читает начало пословицы, а участники хором должны ее закончить.
Семь раз отмерь (один раз отрежь).
Сам кашу заварил (сам ее и расхлебывай).
Терпенье и труд (все перетрут).
Под лежащий камень (вода не течет).
Старый друг (лучше новых двух).
Любишь кататься (люби и саночки возить).
Глаза страшатся (а руки делают).
- Да, вы просто молодцы! Вы великолепно справились со всеми заданиями, приготовленными для вас жителями страны Лингвиния.


3. Подведение итогов игры
- Наша игра-путешествие подошла к концу. Но жители страны Лингвиния с вами не прощаются, т.к. вы постоянно с ними встречаетесь на уроках русского языка в школе, при выполнении домашнего задания.
Итак, подведем итог нашей игры-путешествия: кто же стал у нас победителем?
Подсчет поощрительных жетонов, награждение победителей.
Благодарю всех за активное участие. До свидания! До новых встреч!

Список литературы
Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007.
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000.
Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.