ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На современном этапе главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке. Но давайте сначала о ребёнке. Каким мы представляем себе деятельного человека? Думаю, никто не будет отрицать, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих. «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».Лев Семенович Выготский.
При использовании деятельностного подхода в обучении меняется не только роль ученика при этом, но и роль учителя: учитель становится организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому нам как учителям, нужно пересмотреть всю свою систему деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен способствовать и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области, а становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности, учебно-познавательной и социальной.Эта модель - структура деятельности человека, желающего быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в виде этой же модели.
3520441168275МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
00МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

46253402540РЕЗУЛЬТАТ
00РЕЗУЛЬТАТ
251079012065ДЕЙСТВИЕ
00ДЕЙСТВИЕ

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения. Поэтому и нам учителям необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы. Деятельностный подход на уроке реализуем, используя технологию проблемного обучения. Оно дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учить детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Московский психолог Е.Л. Мельникова выделяет 5 различных приемов создания проблемных ситуаций.
Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»
- Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
-О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери).
– К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)
-Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)
-Выделите окончания. (-е, -и)
-Что вас удивило? (слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) (Приём №1)
Задание для слушателей, работающие в группах по учебнику И. И. Аргинской Математика 1кл. (2часть) с.82 №213 объяснить тему урока.
Приём 2 Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.
–Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.
–Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав?(Приём №2)
.Для слушателей: И.И. Аргинская. Математика1класс (1) с.10 №12
Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём №3.
Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Так на уроке предлагаем ученикам поработать над вопросом: можно ли делить на 0? Дети выдвигают гипотезы: да, нет. Но большинство склоняются к мнению , что на ноль делить можно. Так как мы умножаем на 0, 1,10,100, да любое число, также можно и делить на 100,10,1.0 Учитель предлагает привести свои примеры.5:0=? Дети предлагают ответы:0!
- А как можно проверить? (Деление проверяем умножением. Проверяют и приходят к противоречию) Для слушателей: урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»
На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова)
-Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) (Приём №3)
Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.
Приём №4 Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. В принципе. Справится с ним у учеников не получается, вызывая затруднения.
Урок математики по теме «Величина угла. Измерение углов» На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол. – Какие фигуры перед вами?
- Измерьте длину отрезка. Какой инструмент вам для этого понадобится? (линейка)
- Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать? (измерить длину и ширину прямоугольника)
- Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате выполнить измерение угла не могут). (Приём №4)
Для слушателей:И.И.Аргинская.Математика 3кл. (2) с 14 №281
5 приём . «Яркое пятно» Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. Например: на уроке окружающего мира 4классе на тему «Насекомые» читаю стихотворение А.А. Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
В чём ошибся автор?
Поиск решения проблемы.
Для слушателей:
Литературное чтение В.Ю. Свиридовой, стихотворение М.Я. Бородицкой «Убежало молоко» как «яркое пятно» к теме урока «Многозначность слова»
Приём «синквейн».
Синквейн пишется по определенным правилам.
•Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
•Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
•Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
•Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
•Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Для слушателей: написать синквей к нашему занятию.Хочется закончить словами: Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.