Очистка загрязненной поваренной соли


Тема: Практическая работа 2
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель: Сформировать у учащихся умение очистки загрязненной соли от механических примесей некоторыми способами.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать умение выделять нерастворимые в воде вещества из неоднородной смеси: фильтрование.
Сформировать умение выделять растворимые в воде вещества из однородной смеси: выпаривание.
Сформировать умение изготовления фильтра.
Развить умение обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Развивающие:
Продолжить развивать у учащихся умение формулировать наблюдения и выводы.
Развитие универсальных навыков и исследовательских умений при проведении химического эксперимента с соблюдением требований техники безопасности.
Сформировать у учащихся умение схематично изображать последовательность операций, сопровождая их рисунками.
Воспитательные:
Формировать такие качества личности как: аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитывать в учениках умение работать в паре.
Тип урока: проверки и оценки знаний.
Формы организации учебных занятий, применяемых на уроке: парная
Оборудование и реактивы: Стеклянный химический стакан, Воронка, Бумага фильтровальная лабораторная, Стеклянная палочка, Предметное стекло, Держатель для пробирок, нагревание, загрязненная соль (соль + песок), промывалка.
Этапы урока:
Организационный:
Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
Правила поведения в кабинете химии.
II. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
Способы очистки веществ.
III. Актуализация знаний
Древнегреческий философ Кассиодор предполагал, что соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя…
В повседневных заботах мы не задумываемся над тем, что обыкновенная соль –минерал необычайной важности.
Мы употребляем в пищу чистую соль, а природная соль содержит много примесей, поэтому мы выполним практическую работу по очистки соли.
IV. Усвоение новых знаний
Правила техники безопасности и приемы первой медицинской помощи, актуальные при проведении данного школьного химического эксперимента.
Опыты проводятся только с разрешения учителя и в его присутствии.
Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо усвоены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте есть все необходимое для работы.
В лаборатории следует работать с убранными волосами.
В кабинете химии строго запрещается принимать пищу и напитки.
При работе пользоваться только чистой, сухой и исправной (без трещин и повреждений) посудой.
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками в фарфоровой чашке, а тушить – с помощью колпачков.
Со всеми возникающими вопросами сразу же обращаться к учителю.
Наименование и описание опыта Рисунок Наблюдения Вывод
Растворение твердого вещества в воде.
В хим. стакан поместить загрязненную соль. Налить примерно 40 мл дистиллированной воды и перемешать стеклянной палочкой до растворения соли. Соль растворилась, раствор стал мутным. Соль и песок отличаются растворимостью в воде. Соль хорошо растворима, а песок практически нерастворим.
Фильтрование.
Вложить фильтр в воронку так, чтобы он плотно прилегал к её краям.
Осторожно по стеклянной палочке перелить раствор на фильтр Через фильтр проходит прозрачный раствор, а на фильтре задерживается осадок.
Полученный чистый раствор называется фильтратом – жидкость прошедшая через фильтр.
Выпаривание.
Перелить фильтрат в фарфоровую чашку. Закрепить чашку в кольце штатива и нагревать до появления первых кристаллов Вода испаряется, а на стенках чашки образуются кристаллы. Вследствие удаления воды частицы соли соединяются друг с другом и образуют кристаллы.
Вывод: при проведении практической работы мы ознакомились с простейшими способами очистки загрязненной соли: отстаивание, фильтрование, выпаривание. И в результате получили чистую соль без механических примесей.
V. Закрепление изученного материала
Закончите фразы: 1.Однородную смесь можно разделить … 2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки… 3. Метод разделения песка и соли основан... 4.Запрещается поджигать одну спиртовку от другой спиртовки запрещается, так как…
VI. Домашнее задание
Стр. 200 читать ТБ