Технологическая карта урока по русскому языку на тему Главные члены предложения (5 класс)


Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема: Главные члены предложения. (5 класс)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого, продолжить формирование навыков синтаксического разбора.
Цели:
Личностные: продолжение работы по воспитанию любви и уважения к родному языку, народной культуре, народной мудрости.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, строить собственные высказывания.
Предметные: умение отличать и характеризовать главные члены предложения, обобщение изученного о предложении, совершенствование навыка выразительного чтения, анализа тематики и идейного содержания малых фольклорных жанров.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
1 МИН. -Здравствуйте, ребята. Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.
- Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.
- Записываем число, классная работа.
Приветствие учащихся.
Обобщение ранее изученного.
Цель: обобщить ранее изученное, мотивировать к познанию нового
Актуализация
знаний
Постановка учебной цели.
А начнем мы наш урок с орфографической минутки и проверим ваши знания орфограмм.
У некоторых из вас на столах карточки. Вам необходимо выполнить индивидуальную работу.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга.Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
На доске.
 По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Зак...тил я к...лючего зв...рька в кепку. Принес д...мой и назвал Фомкой.
-Над какой орфограммой мы работали?
- Что перед нами? Текст.
- Как вы поняли, что это текст?
- Из чего он состоит?
- Что является признаком предложения?
- Что входит в грамматическую основу?
- Чем являются подлежащее и сказуемое в предложении?
Сформулируйте тему урока.
Главные члены предложения. Запишите тему урока в тетрадь.
2. Целеполагание.  (1 мин)
– Какие задачи вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)
– Что нам необходимо знать об главных членах предложения, и что мы должны уметь?
Комментируют выбор. Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Запись учащимися числа, темы урок
Формулируют цель урока
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка
Работа с теоретическим материалом.
Определить, что такое подлежащее, что такое сказуемое, найти их в предложениях из словарной работы.
- Чем выражено подлежащее, чем – сказуемое?
- Как вы думаете, чем еще может быть выражено сказуемое?
Игра «Подбери подлежащее». ( в группах)
«Кабы __________ была царица, —Говорит _________________________, —То на весь крещеный мирПриготовила б я пир».
«Кабы ________- была царица, —Говорит ее __________________, —То на весь бы мир однаНаткала я полотна».
«Кабы _________ была царица, —Третья молвила ____________________, —Я б для батюшки-царяРодила богатыря».
Только вымолвить успела,___________ тихонько заскрыпела,И в светлицу входит ______________,Стороны той государь.
Работа над упр. № 226 (3 группы по 1 предложению. Выделить грамматическую основу). 2 часть упр. устно. Учащиеся в группах отвечают на вопросы.
Вновь у нас физкультминутка (2 мин)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Отвечают на вопросы.
Выполняют физкультминутку
Закрепление изученного материала
1.Работа над первым предложением упр. №227 ( 1 работает у доски, остальные- в тетрадях.
Устно разбираем упражнение № 228 , изучаем способы нахождения подлежащего.
На экран спроецированы предложенияКлён намочил дождь.
Ручей сковал лед.
Проводим взаимопроверку в парах. Работают в парах, проверяют друг друга.
Рефлексия деятельности.
Подведение итогов работы.
- Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
-Что мы узнали?
- Чему мы научились?
- А теперь на полях в тетради нарисуйте смайлик, который передает ваше настроение.
Продолжают фразу.
Выставление оценок за урок. Домашнее задание. Инструктаж по дом. заданию
Параграф 17, упр. 229 или 230. Запись учащимися задания в дневники.