Конспект урока по химии на тему Очистка загрязненной поваренной соли


Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли»
Разработа: учитель химии МБОУ "Спеховская СОШ"
Кротикова О.В.
Тип урока - применение знаний на практике.
Цель: 
-выделить поваренную соль из смеси, используя различные способы разделения однородных и неоднородных смесей,
-развивать навыки работы с веществами и с химическим оборудованием,
-уметь применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений.
Оборудование: Штатив, спиртовка, спички, пробирка, асбестовая сетка, штатив для пробирок, воронка, фильтр, выпаривательная чашка, тигельные щипцы, стеклянная палочка, загрязненная соль, вода.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка цели и задач.
Организационный момент.
Какие смеси называют однородными?Неоднородными?
Какие способы разделения могут быть использованы для разделения неоднородных смесей? Однородных?
Актуализация знаний.
 Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями.
Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Много это или мало? Конечно много. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется пятидесятиметровым слоем соли.
В Голландии существовала мучительная казнь, осуждённые люди получали хлеб и воду, а соли были лишены, через время люди умирали.
Разве цивилизованные люди мыслят без неё свою трапезу. Да и добывают её без особого труда, и стоит она недорого. Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде.
Ребята, а вы знаете, где добывают соль, которую мы употребляем в пищу? В Европе крупнейшее месторождение соли - Артемовское (Украина).
Основное месторождение, где добывают в России калийные соли, находится в Пермском крае. Добыча здесь отличается легкостью и дешевизной. В рудах Верхнекамского месторождения содержится около 18% K2O. Около 15% всех мировых запасов находится именно здесь. Не до конца разработанным остается Восточно-Сибирский калиеносный бассейн. Эксперты считают, что его залежи огромны (60% всех российских). Также добыча соли в России осуществляется в Прикарпатском бассейне.
Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека - 6г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью «белая смерть»,вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.
Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей.
Постановка цели и задач.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься в ходе практической работы? (Постановка темы, целей урока учениками)
Я предлагаю выступить вам технологами. о прежде повторим технику безопасности.
  Инструкция по технике безопасности:(фронтальный опрос)
- Правила работы со спиртовкой?
- Как правильно выполнить фильтрование?
- Как правильно выполнить выпаривание?
-Правила работы со стеклянной посудой?

Ознакомление с ходом работы
1)В стакан с загрязненной солью добавляем воду на ½ его высоты.
     2)Размешиваем осторожно стеклянной палочкой содержимое.
3)Наливаем фильтруемую жидкость на фильтр по  стеклянной палочке, направив ее нижний конец к стенке воронки, а не в середину фильтра, чтобы не прорвать его.
4)Вылейте фильтрат (очищенный раствор соли) в фарфоровую выпаривательную чашку на 1/3  его объема.
5)Поставьте чашку на кольцо штатива.
6)Зажгите спиртовку. Нагревайте фильтрат, помешивая,  до начала образования кристаллов соли.
          7)Оформите отчет о проделанной работе по предложенному плану.
               
Оформление отчета о проделанной работе в рабочей тетради, продолжив пропуски в тексте  
Инструкционная карта
Что делали Что наблюдали Выводы
1. Растворили соль При добавлении воды соль…, а песок … Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как …
2.Приготовили фильтр 3.Фильтровали (рисунок) На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается … Происходит разделение …, так как они отличаются…
4.Выпаривали (рисунок) При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль … Произошло разделение …, так как у них разные
 Загрязненную соль _____________________________________________________.
В результате получаем ________________________________________________________.
2.  Полученную ____________________ смесь разделяем путем ___________
________________. На фильтре остается _________________________________________.
В стакан стекает __________________, который представляет собой ______________________ смесь.
3. Для выделения соли из _________________________ смеси используем такой метод разделения, как __________________________________________.
4. Фильтрат наливаем в выпаривательную чашку и ________________________________.
В результате вода _____________________________. На стенках выпаривательной чашки остаются __________________________________. Полученная соль отличается от исходной. Она ____________________________________________________________.
5. Вывод:_____________________________________________________
Подведение итогов урока
Смесь
однородная смесь                                                   неоднородная смесь
             - выпаривание                                                  - отстаивание
            -  дистилляция                                                       - фильтрование                                                                                                    - магнитное разделение
- центрифрирование
Карточка ля оценивания работы учащегося
Название лабораторной работы:
______________________
Пояснение Итоговая оценка
Фамилия:
1.Техника безопасности 2.План выполнения эксперимента 3.Фильтрование 4.Выпаривание