Рабочая программа по географии линии школа 2100 5-9 классы


Рабочая программа «География»
5–9 классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования разработана на основе примерной  программы основного общего образования по географии, авторской программы И.В.Душиной, Л.И. Елховской, Г.С. Камериловой,  В.А. Кошевой, А.А. Летягина, А.А. Лобжанидзе по географии для основной школы (ОС «Школа 2100»).
Рабочая программа по географии обеспечена учебниками: Душиной И.В., Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина, О.А. Лобжанидзе А.А для 5–9 классов*.
I. Пояснительная записка
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»* каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.
Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.
«География – ключ к комплексному познанию России!»
Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.
2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.
«Знание – сила!»
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.
«В умении – уверенность!»
Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения.
4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
«Карта – альфа и омега географического познания!»
Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
«Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция)
Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «География» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4-го классов*. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
Для обеспечения качества географического образования и повышения его эффективности в условиях реализации ФГОС ООО программой предусмотрено использовать мультимедийное приложение курса и электронное приложение к УМК, а также полезно использовать ресурсы федеральных коллекций:
электронные ресурсы: платформа Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс») http://www.school2100.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК):
http://school-collection.edu.ru
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития (ЛР) – Осознание роли географии в познании окружающего мира.
2-я ЛР – Освоение системы географических знаний как основы географического мышления.
3-я ЛР – Использование географических умений.
4-я ЛР – Использование карт.
5-я ЛР – Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств
(тексты и задания).
Предметная методика
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе
Личностные результаты
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
7-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
3-я линия развития – использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
8-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
3-я линия развития – использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Формы организации учебных занятий:
- Урок овладения новыми УУД
- Уроки обобщения и систематизации
- Комбинированные уроки
- Кроки повторения и закрепления
- Контрольно-проверочный урок
- Урок - семинар
- Урок – лекция
- Практические работы
- Урок- экскурсия
Содержание учебного предмета Основные виды учебной деятельности
5-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)
«География. Мир Земли»
Раздел 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (10 ч.)
Понятие о географии, причины возникновения и развития науки. Путешествия и описания как самые древние и надёжные способы познания мира Земли. Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия, Великие географические открытия.
Вклад отечественных землепроходцев и исследователей в развитие географии. Географические открытия ХХ в.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.
Понятие о глобусе и карте. Легенда общегеографической карты. Шкала глубин и высот. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе и карте. Компас и ориентирование с его помощью. Определение местоположения географических объектов. План местности. Условные знаки. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение расстояний на местности и на плане. Составление простейшего плана местности. Решение практических задач по плану.
Практическая работа.
1.Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом.
2.Ориентирование на местности с помощью компаса
Объяснять специфику географии как науки;специфики методов географических исследований.Определять отличительные особенности географических методов исследования;рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий.Определять существенные признаки плана, карты и глобуса;классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;расстояния по карте; абсолютную и относительную высоты;читать условные знаки;масштаб карты.
Раздел 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (2 ч.)
Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия: смена времён года, смена дня и ночи. Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь её поверхности.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Линии тропиков и полярных кругов.
Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Определять направления по компасу.
ТЕМА 1. МИР ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ (4 ч.)
Место и роль мира камня для людей. Горные породы и минералы. Внутреннее строение Земли. Понятие «рельеф», формы рельефа. Планетарные формы рельефа: выступы материков и впадины океанов. Равнинный и горный рельеф. Различия гор и равнин по высоте и внешнему виду. Примеры крупных форм рельефа и их местоположение. 3емлетрясения и вулканизм. Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Практические работы. 1. Нахождение на физической карте объектов литосферы, в том числе упомянутых в тексте учебника. 2. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Выявлять закономерности географического распространения земл Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мираетрясений и вулканизма.
ТЕМА 2. МИР ЗЕМНЫХ ВОД (6 ч.)
Наличие воды – планетарная особенность Земли. Роль жидкой воды в природе и жизни людей. Мировой океан и его части. Соотношение суши и Мирового океана. Виды движения вод океана: волны и течения. Свойства морской воды: температура и солёность. Движение воды в океане. Волны, течения, приливы. Льды в океане. Методы изучения морских глубин. Источники пресной воды на Земле. Реки, озёра, водохранилища, болота. Речная система. Питание рек. Использование карт для определения частей речных систем, направления течения рек. Подземные воды, их использование человеком. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники. Опасные явления в гидросфере.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту основных географических объектов Мирового океана. 2. Анализ физической карты с целью определения глубин океанов и морей. 3. Воображаемое путешествие по рекам, озёрам, морям и океанам. Описание особенностей вод своей местности. 4. Анализ результатов наблюдений за изменениями состояния водоёмов своей местности.
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях.Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения
ТЕМА 3. МИР ЗЕМНОГО ВОЗДУХА (7 ч.)
Состав воздуха и свойства земных газов. Значение атмосферы для жизни на Земле. Температура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветер, его направление и сила, осадки, их виды. Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Влажность воздух Практические работы. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Наблюдения за погодой. Опасные погодные явления а. Облака.
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.
ТЕМА 4. МИР ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (4 ч.)
Понятие о живом веществе. Приспособления живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Жизнь на суше. Жизнь в экстремальных условиях. Почва – особое природное тело Плодородие почв.
Практические работы. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.Объяснять закономерности образования почвы;
6-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)
«География. Землеведение»
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
География – древняя мировоззренческая наука. Кто такие географы, чем они занимались прежде и чем занимаются теперь. Понятие о компонентах природы как кирпичах мироздания и выделения атмосферы, гидросферы и литосферы древними греками. Источники географической информации и работа с ними.
Практическая работа. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью и атласом для 6-го класса, а также другими источниками географической информации.
Объяснять специфику географии как науки;специфики методов географических исследований.Определять отличительные особенности географических методов исследования;рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах. Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты.Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.
Раздел 1. Географические методы познания и отражения природы Земли (2 ч.)
Современный этап научных географических исследований. Современные географические методы изучения окружающей среды.
Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт. Градусная сеть, географические координаты, их определение на карте. Азимут. Ориентирование и измерение расстояний и высот на местности и по карте.
Раздел 2. ЗЕМЛЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТИЦА КОСМОСА (4 ч.)
Значение слова «космос». Гипотезы происхождения Вселенной и Земли. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости. Часовые пояса.
Географические следствия воздействия Солнца и Луны на природу Земли..
Практические работы. 1. Упражнения в работе с глобусом. 2. Теллурий и работа с ним.
Географические учебные экскурсии. 1. Экскурсия в планетарий, обсерваторию или вечерний урок-наблюдение космических тел. 2. Отработка практических умений ориентирования на местности по топографической карте.
Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и
меридианов.Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и
расстояния между географическими объектами по планам и картам. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети.
.Определять азимут на объекты, расстояния с помощью шагов
и дальномера. Составлять описание маршрута.
Определять уникальные свойства Земли и важные географические следствия. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг
своей оси. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения
Земли.
Раздел 3. Литосфера. (5 ч.)
Понятие «литосфера». Методы изучения и состав земных недр. Происхождение и возраст земной тверди. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, её строение под материками и океанами.
Внешние и внутренние процессы – созидатели рельефа.
Внешние рельефообразующие процессы: выветривание и его разновидности, работа текучих вод, волн, ледников, ветра, силы тяжести, живых организмов.
Практические работы. 1. Анализ карты литосферных плит и физической карты с целью определения выраженности в рельефе границ литосферных плит, соотношения равнинного и горного рельефа. 2. Нахождение на физической карте объектов литосферы. 3. Нанесение на контурную карту крупных и уникальных объектов рельефа Земли. 4. Установление образцов коллекции горных пород и минералов с помощью определителей. 5. Эксперимент по выяснению устойчивости разных горных пород к нагреванию и охлаждению. 6. Характеристика рельефа и горных пород своей местности.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Составлять характеристику разных форм рельефа. Устанавливать зависимость
распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов – от строения земной коры
Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. Характеризовать
влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди
Раздел 4. Гидросфера (7 ч.)
Понятие «гидросфера». Происхождение и формирование водной оболочки Земли. Строение гидросферы. Круговорот воды – основа единства частей гидросферы. Географические следствия уникальных свойств морской и пресной воды.
Твердая вода. Ледники.
Практическая работа. Нанесение на контурную карту районов распространения географических объектов из твёрдой воды.
Жидкая вода. Реки, озера, болота. Подземные и поверхностные воды.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту основных объектов вод суши. 2. Использование карт для определения географического положения водных объектов, глубин морей и океанов, направлений морских течений, свойств воды, границ и площади водосборных бассейнов. 3. Описание одной из рек по плану. 4. Определение степени загрязнения вод своей местности и мер их охраны.
Выделять и характеризовать исключительные свойства воды. Анализировать схему
«Круговорот воды в природе».Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и
многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и
многолетней мерзлоты. Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте истоки, устья, притоки рек. Составлять описание реки по плану на
основе анализа карты. Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира.
Раздел 5. Атмосфера (5 ч.)
Понятие об атмосфере. Слои атмосферы. Роль озонового слоя для жизни на Земле. Плазма в атмосфере. Ионосфера, полярные сияния, молнии линейные и шаровые. Правила поведения во время грозы. Ионизированные газы на службе человека.
Гипотезы происхождения атмосферного воздуха. Изменение состава и свойств воздуха с высотой, во времени и пространстве.
Человек и воздух. Природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Комфортные условия жизни.
Источники климатической информации. Карты погоды. Прогноз погоды.
Практические работы. 1. Чтение простейших синоптических карт. 2. Определение климатических показателей своей местности и их интерпретация. Выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов. Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на
основе данных дневников наблюдений погоды. Выявлять зависимость температуры от угла
падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к
полюсам. Определять причины
образования ветров. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.
Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.
Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы
нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды
количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Выявлять особенности воздействия воздуха на жизнь и хозяйственную деятельность
людей.
Раздел 6. биосфера (5 ч.)
Биосфера – оболочка жизни. Понятие «биосфера». Роль биосферы. Границы биосферы. Рождение жизни. Теории происхождения и развития жизни на Земле. Круговорот живого вещества.
Системы «биосфера-атмосфера», «биосфера-гидросфера», «биосфера-литосфера». «Зоны жизни» на равнинах. «Этажи жизни» в горах. Стихии биосферы.
Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек и биосфера. Воздействие человека на биосферу. Круговороты в биосфере.
Почва как особое природное образование. Почва – система, связующая неживую и живую природу. Главные факторы (условия) почвообразования. Почвы естественные и искусственные. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Понятие о почвенной эрозии и борьбе с ней.
Практическая работа. Описание почвенного разреза своей местности.
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли.Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы
биологического круговорота. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде
обитания.Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам.Высказывать мнения о воздействие человека на биосферу в своем крае.
Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять
причины разной степени плодородия используемых человеком почв.
Раздел 7. Геосфера (2 ч.)
Геосфера, или географическая оболочка, – крупнейшая геосистема планеты. Понятия «среда обитания», «природно-антропогенный комплекс (геосистема)».
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Ноосфера – особая система «человечество – окружающая среда».
Практическая работа. Выявление на местности естественных и искусственных компонентов географических комплексов. Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки.
Выявлять причинно-следственные взаимосвязи отдельных компонентов природной зоны на основе анализа тематических карт. Подготавливать и обсуждать презентации проектов по проблемам антропогенного воздействия на природу.
7-й КЛАСС (70 ч., 2 ч. в неделю)
«География. Земля – планета людей»
ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)
Поверхность планеты Земля. Соотношение суши и воды на Земле. Материки и части света. Суша – место жизни и деятельности людей. Группы материков: материки Южного и материки Северного полушария, материки Старого и Нового Света. Особенности географического положения каждого материка. Понятие «географическое положение»; влияние географического положения на формирование природы территории. Практическое значение этих понятий в повседневной жизни людей.
Практические работы. 1. Составление простейшей схемы «Деление ГО на природные комплексы». 2. Знакомство с аннотациями географических справочников и других источников географической информации, самостоятельное составление аннотации. 3. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. 4. Определение географического положения объектов (материков, островов, океанов, и т.д.) на глобусе и карте. Сравнивать размеры материков и океанов,
географическое положение материков. Описывать географическое положение
одного из материков ( океанов) по
плану. Прослеживать по географическим
картам границы частей света,
определять страны, территории
которых расположены в разных
частях света . Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки.
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ МАТЕРИКОВ (11 ч.)
Рельеф континентов. Как формируется рельеф материков. Гипотеза дрейфа материков. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы. Общие черты в строении рельефа материков; различия и их причины. Рельефообразующие процессы. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Особенности рельефа отдельных материков.
Климат и воды. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Климатообразующие факторы. Воздушные массы и их типы. Климатические карты. Климатические пояса и области. Особенности климатов отдельных материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий. Общая характеристика внутренних вод континентов. Зависимость вод от рельефа и климата. Черты сходства и различия вод материков. География «речных цивилизаций».
Растительность и животный мир материков. Особенности растительности, почв и животного мира северных и южных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.
Практические работы. 1. Описание по плану рельефа одного из материков. 2. Сравнительная характеристика рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различия. 3. Описание различий в климате одного из материков. 4. Оценивание климатических условий материков для жизни населения. 5. Составление каталога культурных растений и домашних животных по материкам. 6. Нанесение на контурную карту каждого материка ареалов территорий с антропогенными ландшафтами. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры.Составлять по картам атласа характеристику
рельефа одного из материков ( океанов) Обозначить на контурной карте
крупнейшие формы рельефа
материков, срединно-океанические
хребты, глубоководные желоба в
океанах. Определять по рисункам относительный
возраст горных пород. Выявлять взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.

Составлять описание климата одного климатического пояса по картам давления воздуха и циркуляции атмосферы по климатическим картам.Анализировать схему общей циркуляции
атмосферы. Выявлять воздействие на климат
географической широты. Ветров.
Рельефа. Океанических течений. Распознавать типы климатов по
климатограммам. Составлять по картам атласа краткую
характеристики климата одного из
материков.Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Объяснять режим реки по картам.
Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразии органического мира материков и океанов.Прогнозировать последствия изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира материков.
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНОВ И ОСТРОВОВ (3 ч.)
Деление Мирового океана на части. Природа океанов. Особенности географического положения каждого из океанов. Основные черты рельефа дна океанов. Климат, водные массы, основные поверхностные течения. Особенности органического мира каждого из океанов. Природные пояса. Хозяйственная деятельность людей в океанах. Экологические проблемы и пути их решения.
Практические работы. 1. Описание особенностей географического положения одного из больших островов; сравнение географического положения двух островов (по выбору). 2. Описание по картам атласа и другим источникам информации природы и населения одного из островов. Описывать по картам особенности
географического положения океанов. Устанавливать по картам особенности
течений в Мировом океане,
природные богатства, виды
хозяйственной деятельности.
Раздел 3.ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ (5 ч.)
Гипотезы появления человека на Земле. Древняя родина человека. Территории наиболее древнего освоения. Предполагаемые пути расселения людей по материкам. Человеческие расы. Человечество единое и многоликое.
Численность людей на Земле. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удалённости от океанов. Карта плотности населения Земли. Главные области расселения. Старый и Новый Свет. Образ жизни людей на равнинах и в горах. Понятие «этнос». Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Разнообразие культур и этносов. Формирование современных религий и их география. Историко-культурные регионы мира.
Практические работы. 1. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов. 2. Обозначение на контурной карте путей расселения индоевропейских народов. Анализировать карты и другие источники
информации для выявления путей миграции
человека при его расселении по Земле. Определять по картам регионы
проживания представителей различны
рас. Читать карты рождаемости, смертности,
естественного прироста. Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их
проживания, народов , относящихся к одним языковым семьям. Анализировать карты с целью
выявления географического
распространения мировых религий. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши по карте средней плотности населения. Выявлять природные, исторические и экономические причины заселенности или незаселенности территории на примере одного региона.
Раздел 4. КОНТИНЕНТЫ И СТРАНЫ (41 ч.)
Способы накопления страноведческих знаний. Типовая структура географической характеристики территории. Страноведческие характеристики предполагается составлять с учетом следующих положений: краткое описание главных особенностей природы материка и его населения; деление континента на крупные регионы; состав территории и страны региона; географическое положение отдельных стран; влияние географического положения на природу стран и жизнь населения.
Исторические особенности заселения территории. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры народов региона. Главные особенности населения: язык, религия, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи). Исторически сложившиеся виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Современные виды хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Антропогенные и культурные ландшафты в странах региона. Экологические проблемы, связанные с природопользованием, стилем жизни и уровнем экологической культуры населения. Крупные города, их географическое положение, планировка, внешний облик. Основные объекты природного и культурного наследия человечества в пределах материков, регионов и стран.

Африка (7 ч.) Особенности природы материка. Население. Деление континента на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Конго (Киншаса). Страны Восточной Африки. Эфиопия. Замбия. Страны Южной Африки. ЮАР.
Практические работы. 1. Составление проектов маршрутов плаваний у берегов Северной Африки и путешествий по Сахаре. 2. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 3. Выявление особенностей расового и этнического состава населения стран Восточной Африки. 4. Определение основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 5. Установление особенностей географического положения, планировки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки.
Австралия и Океания (4 ч.) Особенности природы Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Океания: природа и люди.
Практические работы. 1. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). 2. Описание природы и населения одной из групп островов Океании.
Южная Америка (5 ч.) Особенности природы материка. Население континента. Страны востока материка. Бразилия. Аргентина. Страны Анд. Венесуэла. Перу.
Практические работы. 1. Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта Бразилии (или Аргентины). 2. Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения андийских стран. 3. Описание географического положения крупных городов стран континента.
Антарктида (1 ч.) Особенности природы Антарктиды. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты.
Практические работы. 1. Определение целей изучения южной полярной области Земли. 2. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.
Северная Америка (5 ч.) Особенности природы материка. Население. Канада. Соединённые Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика. Куба.
Практические работы. 1. Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики. 2. Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой страны. 3. Описание географического положения, планировки и внешнего облика самых больших городов этих стран.
Евразия (19 ч.) Особенности природы Евразии. Население материка. Страны Северной Европы. Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания. Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия; Германия, Нидерланды и Бельгия; Франция, Австрия, Швейцария. Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Дунайские страны. Страны Южной Европы. Испания и Португалия. Италия и Балканские страны. Страны Юго-Западной Азии. Страны Южной Азии. Индия. Страны Центральной и Восточной Азии. Монголия. Китай. Япония. Страны Юго-Восточной Азии.
Практические работы. 1. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 2. Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане. 3. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 4. Воображаемое путешествие по странам Восточной Европы. 5. Выявление особенностей культуры и быта населения стран Южной Европы. 6. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. 7. Описание географического положения крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту. 8. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.
Находить и подписывать на контурных картах
названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран. Составлять схему видов хозяйственной
деятельности человека. Сравнивать город и сельские поселения по
внешнему облику, численности и занятиям
населениям. Приводить примеры разных типов
сельских поселений мира. Готовить сообщения ( презентации) о
выдающихся памятниках культуры. Определять по тематическим картам
форму правления стран.
Наносить на контурные карты природные
географические объекты материка.Составлять характеристики природных компонентов Африки (рельефа, полезных ископаемых,климата. поверхностных вод),природных зон. Устанавливать взаимосвязи между
зональными природными богатствами и
особенностями хозяйственной деятельности.
Составлять характеристики
природных компонентов Австралии
(рельефа, полезных ископаемых,
климата) Готовить и обсуждать сообщения
(презентации) об особенностях
органического мира островов
Океании. Устанавливать взаимосвязи между
особенностями рельефа и расселением
населения Австралии и Океании. Наносить на контурные карты природные
географические объекты материка.
Составлять характеристики
природных компонентов Южной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата). Анализировать карты природных районов. Составлять характеристику природных
районов Анд, оценивать возможности жизни
и хозяйственной деятельности в разных
частях горной системы. Выявлять специфические особенности Бразилии, Венесуэлы, Перу. Наносить на контурные карты природные
географические объекты материка.
Устанавливать особенности береговой линии,
взаимосвязи между особенностями
надледного и подледного рельефа, между
климатом и органическим миром. Наносить на контурные карты природные
географические объекты материка. Определять по картам географические
объекты, названные именами исследователей
материка. Обсуждать причины изучения
Антарктиды. Проблемы охраны ее
природы и природных богатств.
Составлять характеристики природных
компонентов Северной Америки (рельефа,
полезных ископаемых, климата). Наносить на контурные карты природные географические объекты материка. Решать практические и
познавательные задачи , отражающие
особенности использования
природных богатств, экологические
проблемы. Сравнивать разные части материка по
плотности населения ,расовому и
этническому составу. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и хозяйства страны, памятниках природы и культуры стран Северной Америки.
Устанавливать взаимосвязи между
особенностями строения земной коры и
рельефом. Между климатом и характером
природной зональности, между природными
зонами и зональными природными
богатствами. Наносить на контурные карты
природные географические объекты
материка.
Составлять характеристики природных
компонентов Евразии ( рельефа, полезных
ископаемых, климата) и природных зон. Устанавливать взаимосвязи между
зональными природными богатствами и
особенностями хозяйственной деятельности.
Решать практические и
познавательные задачи , отражающие
особенности использования
природных богатств, экологические
проблемы. Выявлять черты Норвегии как типичной страны Северной Европы и специфические особенности ее природы , населения и хозяйства. Выявлять черты Великобритании как типичной страны Северной Европы и специфические особенности ее природы , населения и хозяйства. Выявлять черты Германии и Франции как типичной страны Средней Европы и специфические особенности ее природы , населения и хозяйства. Выявлять черты Чехии и Италии как типичной страны Южной и Средней Европы,расположенных в разных географических поясах. Выявлять черты Китая как крупнейшей
страны Восточной и Центральной Азии и
специфические особенности ее природы ,
населения и хозяйства. Выявлять черты Японии и Республики Корея
как типичных стран Восточной Азии и
специфические особенности ее природы ,
населения и хозяйства. Выполнение практической работы по составлению комплексного описания страны Материка Евразия.
Раздел 5. ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ (2 ч.)
Природа – основа жизни людей. Виды природных богатств. Взаимодействие природы и человека на континентах, в океанах, отдельных странах. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах. Проблема устойчивого развития природной среды. Роль географической науки в рациональном использовании природы.
Практические работы. 1. Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов. 2. Моделирование положения материков Земли в разные эпохи жизни планеты и в далёком будущем. 3. Составление описания местности, в которой школьник провёл летние каникулы, сравнение его работы с описаниями, выполненными другими учащимися.
Изучать примеры воздействия человека на природу в зональных комплексах на разных материках. Обсуждать последствия изменения природных комплексов. Выявлять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией. Хозяйственная деятельность человека.
«География России»
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Практическая работа. Подбор литературы о географических явлениях или процессах, оказавших значительное влияние на жизнедеятельность человека*.
Часть I. Человек и природа
Раздел I. ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ (5 ч.)
Практические работы. 1. Работа с атласом России как целостным картографическим произведением – «картографической энциклопедией России». 2. Творческая работа: «Люди и географические события» – подготовка рефератов.
Характеризовать факторы, определяющие географическое положение России;
показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знании на современном этапе. Характеризовать этапы освоения территории России; показывать маршруты путешествий на карте.
Раздел II. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6 ч.)
Практические работы. 1. Оценка географического положения России, сравнение его с географическим положением других государств. 2. Расчет коэффициента северности для ряда городов. 3. Творческая работа: «По великому пути землепроходцев». 4. Определение поясного времени для разных городов России.
Характеризовать особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;
объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;
зависимость характера рельефа от строения земной коры;
закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и д/ч.
Раздел III. «ПРИРОДА – НАСЕЛЕНИЕ – ХОЗЯЙСТВО» –
ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (6 ч.)
Практические работы. 1. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. 2. Творческая работа: Проект «Местная повестка дня на ХХI век» для своего города (района).
Раздел IV. ПРИРОДА РОССИИ (11 Ч.)
Практические работы. 1. Изучение взаимосвязей природных компонентов. 2. Составление характеристики одной из крупных форм рельефа (по выбору). 3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 4. Оценка комфортности климата разных регионов по картографическим и статистическим данным. 5. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. 6. Расчетные работы по определению падения реки и уклона рек (по выбору). 7. Составление характеристики одного из типов почв России (по выбору). 8. Разработка прогноза изменения растительного и животного мира в условиях глобального потепления климата (регион по выбору). 9. Творческая работа: подготовка реферата по проблеме глобального потепления климата и его последствий для России.

Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование географический прогноз, мониторинг. Экологическая ситуация в России  в своем регионе.
Определять основные этапы формирования земной коры по геологической карте и геохронологической таблице. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Определять особенности рельефа по физической карте, наносить на контурную карту основные формы рельефа. Выявлять закономерности между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на основе сравнения карт.
Выявлять факторы, влияющие на климат России. Определять климатические показатели для различных населенных пунктов по климатическим картам. Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Выявлять закономерности в распределении климатических показателей на территории России.
Определять виды внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте, наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов.
Выявлять основные факторы почвообразования. Определять главные зональные типы и закономерности их распространения на территории страны по карте почв. Выделять факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира. Прогнозировать последствия изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменений других  компонентов природного комплекса.
Раздел V. Географические системы (5 ч.)
Практические работы. 1. Составление графической модели природной геосистемы (по выбору). 2. Творческая работа: Проектирование «природного каркаса» своего района.
Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.
Раздел VI. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНАЛЬНЫЕ И АЗОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (16 Ч.)
Практические работы. 1. Характеристика одной из природных зон (по выбору) с установлением взаимосвязи между отдельными природными компонентами. 2. Составление комплексной характеристики зональной природно-хозяйственной системы (по выбору). Спрогнозировать ее развитие в условиях дальнейшего потепления климата и возрастающей антропогенной нагрузки. Разработать рекомендации по снижению негативных последствий. 3. Лоция одного из Российских морей.
Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно- следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности различных горных систем России. Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Подготавливать и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и о памятниках всемирного наследия на территории страны.
Раздел VII. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА РОССИИ.
СКОЛЬКО НАС? КАКИЕ МЫ? (18 Ч.)
Практические работы. 1. Установление закономерностей в размещении населения России на основе анализа карт. 2. Прогнозирование численности населения России и ее отдельных районов. 3. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России и их размещение по территориям. 4. Творческая работа по составлению этнографического портрета одного из российских народов (по выбору), разработка его этнокультурного кода, подготовка компьютерной презентации. 5. Социологический опрос по выявлению отношения к планированию деторождения и возможностей возрождения культа большой семьи. 6. Статистический практикум: сравнительный анализ разновременных половозрастных диаграмм и составление демографического прогноза. 7. Сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных районах страны по статистическим данным. 8. Проект решения урбоэкологических проблем своего города. 9. Установление по статистическим материалам уровня миграционного прироста населения России.
Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 веке и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения станы. Сравнительные особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства России с другими странами мира по статистическим данным. Прогнозировать темпы роста населения России и ее отдельных территорий по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать половозрастные пирамиды России начала и конца 20 века, разных территорий России, региона своего проживания. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным. Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать географию крупнейших народов с политико-администраивным делением РФ по тематическим картам. 
9-Й КЛАСС (70 ч., 2 ч. в неделю)
Часть II. ЧЕЛОВЕК И ХОЗЯЙСТВО
Раздел VIII. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (19 ч.)
Практические работы. 1. Картографический практикум по анализу географии топливно-энергетического комплекса. 2. Развитие металлургического комплекса России – глазами статистики. 3. Социологический опрос с целью изучения обеспеченности населения услугами (по выбору). 4. Экскурсия на ближайшее промышленное предприятие. 5. Творческая работа: проект возрождения сельскохозяйственного предприятия.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
Раздел IХ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (45 ч.)
Географическое районирование.
Европейская часть России.
Европейский Север Российский Северо-Запад
Европейский Юг.
Поволжье.
Урал.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь. Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Практические работы. 1. Картографический практикум по составлению комплексных географических характеристик районов на основе серии общегеографических и тематических карт атласа. 2. Проведение сравнительно-географического анализа районов с использованием статистической информации и её представленность в графической и картографической формах (компьютерная презентация).
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Называть и показывать крупнейшие ТПК отдельных экономических районов.
Объяснять общие черты, проблемы и тенденции развития экономических районов; особенности территориальной структуры хозяйства.
Определять возможные пути решения региональных, социальных, экономических и экологических проблем.
Прогнозировать изменение территориальной структуры хозяйства отдельных экономических районов; изменения в территориальной специализации отдельных ТПК и экономических районов.
Раздел Х. РОССИЯ НА ПОРОГЕ ВСЕОБЩЕЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (2 ч.)
Приводят примерывнутригосударственных и внешних экономических связей России.Сравнивают положение России в мире в различные исторические периоды
Заключение (1 ч.). Резервные часы: 3 часа (на проведение промежуточных самостоятельных и контрольных работ).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «География»
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Приведем примеры работ при использовании компьютера:
– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География».
Список литературы
1. Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 5-го класса. М. : Баласс, 2011.
2. Кошевой В.А., Родыгина О.А. География. Мир Земли. Учебник для 6-го класса. М. : Баласс, 2011.
3. Душина И.В., Притуло Т.Ю., Смоктунович Т.Л. География. Земля – планета людей. Учебник для 7-го класса. М. : Баласс, 2011.
4. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 8-го класса. М. : Баласс, 2011.
5. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География. Моя Россия. Учебник для 9-го класса. М. : Баласс, 2011.
6. Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь к учебнику География 6-й (5–6) класс.
7. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику География 7-й класс.
8. Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «География» («Моя Россия»), 8-й класс. – М. : Баласс, 2011.
Дополнительная литература:
1. Елховская Л.И., Родыгина О.А. География «Мир Земли», 6-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2011.
2. Душина И.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Земля – планета людей». – М.: Баласс. 2006.
3. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии. (Серия «За страницами учебника»).
4. УМК по географии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»). http://www.school2100.ru/izdaniya/books/Приложение.
Важнейшие понятия курса географии
Важнейшие понятия 5–6-го классов Важнейшие понятия 7-го класса Важнейшие понятия 8–9-го классов
География, природные и антропогенные объекты, Солнечная система, пояса освещенности, земная кора, литосфера, рельеф, равнины, горы, выветривание, атмосфера, амплитуда температур, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, гидросфера, океан, море, река, бассейн реки, режим реки, озеро, биосфера, почва, географическая оболочка, географические системы, географическая среда, природные и антропогенные системы, городская среда обитания, ноосфера. Географическая оболочка, географическая среда, географическое положение, природный комплекс, природная зона, широтная зональность, вертикальная поясность, платформа, складчатый пояс, воздушные массы, циркуляция воздушных масс, пассаты, климатообразующие факторы, климатический пояс, основные и переходные климатические пояса, питание реки и ее режим, этнос, человеческая раса, аборигены, миграции людей, плотность населения, языковая семья, урбанизация, заповедник, национальный парк, природно-антропогенные и антропогенные комплексы, экология, природные ресурсы (богатства). Географическое пространство, экономико- и эколого-географическое положение, часовой пояс, природно-хозяйственная зона, географическое разделение труда, районирование, природопользование, природно-ресурсный потенциал, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, географическая культура, рациональное природопользование, географическая система, морфоструктура и морфоскульптура, экологический риск, солнечная радиация, речной сток, почвенный профиль, биологическая продуктивность, природные ресурсы, демографическая ситуация, миграция, качество жизни, демографическая политика, урбанизация, рынок труда, отрасль, межотраслевой комплекс, территориально-производственный комплекс, рекреационный район, культурное и природное наследие.