Методические рекомендации по профилактике вредных привычек и технологии по формированию ЗОЖ


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
Окружной конкурс профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений
Номинация: Методические рекомендации по профилактике вредных привычек и технологии по формированию ЗОЖ
Методические рекомендации по профилактике вредных привычек и технологии по формированию ЗОЖ


Автор: Головачева Галина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
«Образовательный центр»

2015 год
Цель: Рассмотреть здоровье, как основную составляющую не только жизни человека, но и социума. Дать понятие «здоровый человек». Выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье человека. Продолжить профилактику вредных привычек.
Задачи:
Помощь в осознании пагубного влияния вредных привычек на организм человека.
Четкое определение понятия «здоровый образ жизни», «привычки человека, какими они могут быть».

В самом начале говорю о том, что в календаре, как Российском, так и Международном, есть очень много памятных дат, которые связаны с сохранением здоровья человека:
21 марта – Международный день Земли.
7 апреля – Всемирный день здоровья.
31 мая – День борьбы с курением.
1 июня – День защиты детей.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
27 июня – День физкультурника.
9 сентября – Всемирный день красоты.
11 сентября - Общероссийский день трезвости.
- Как вы понимаете словосочетание «здоровья человека»?
- Что, какие факторы могут определять здоровье человека?
- Кто же отвечает за такою важную вещь, как здоровье человека?
- Все эти вопросы беспокоят нас, людей. Особенно тех, кто заботится о нас, и нашем здоровье. Скажите, пожалуйста, в день рождения, на новый год, в дни других значительных праздников. Да и просто при встрече, с каким пожеланием мы обращаемся друг к другу? Конечно, мы желаем друг другу здоровья. Почему о нем мы говорим в каждом своем обращении к друзьям, близким, приятелям, знакомым?
Вывод:
Здоровье – это самое ценное из того, что есть у человека, у общества. При любой возможности мы желаем друг другу здоровья, потому что именно здоровье всем нам необходимо для того, чтобы быть счастливыми людьми.
- И все же, для чего оно нам, это самое здоровье?
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Только здоровый человек может строить планы на будущее и благополучно их выполнять. Только здоровый человек, и морально и физически, способен решить любые сложности и задачи, преодолеть самые невероятные трудности. Но только, то здоровье, которое сохраняет и укрепляет сам человек, может обеспечить активную и долгую жизнь.
(После беседы важно, чтобы дети сами сформулировали понятие «здоровье»: Здоровье – это когда нет болезни. Здоровье – это когда человек не болеет).Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека. Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В пословицах содержится народная мудрость, раскрывающая их смысл.
Пословицы:
- Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду.
- Здоровому все здорово.
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Здоровье дороже денег.
- Здоровому и горе не в горе, и беда не в зарок.
- Здоров будешь, все добудешь.
- Здоров – скачет, захворал – плачет.
- Курить – здоровью вредить.
- Здоровье состоит из нескольких частей:
1. Нравственное здоровье.
2. Психическое здоровье.
3. Физическое здоровье.
- Человек может быть абсолютно здоровым только в том случае, если все эти факторы у него в норме.
- Какого человека можно назвать физически здоровым?
- Какого человека можно назвать психически здоровым?
- Какого человека можно назвать нравственно здоровым?
- Молодцы! Значит, теперь нам очень легко будет назвать признаки признаки всех составных нашего с вами здоровья.

Признаки физического здоровья Признаки нравственного здоровья. Признаки психического здоровья
Отличный аппетит Понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; где добро и где зло. Умение выбирать хорошее, доброе. Уверенность в своих действиях и в самом себе.
Чистая кожа Отзывчивость, милосердие, неравнодушие, доброта. Эмоциональная уравновешенность.
Здоровые сосуды и внутренние органы Честность, объективность, справедливость. Легкая и быстрая адаптация к новому окружению, коллективу.
Здоровые белые зубы Четкая, адекватная, ясная цель в жизни. Уверенность в преодолимости трудностей.
Бодрость организма в течении всего дня Желание помочь окружающим. Умение общаться и находить общий язык с окружающими.
Здоровые блестящие волосы Умение отвечать за все свои поступки. Отсутствие необоснованных страхов.

В целях профилактики вредных привычек предлагаю провести с обучающимися внеклассное мероприятие: «МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»

Сценарий мероприятия на тему:
«МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»
Автор: Фатюшкина А.Н.
Воспитатель ГПД «Апельсин»
г. Балашова
Цели: 
1. Способствовать формированию у старшеклассников  потребности в здоровом образе жизни.
2. Выработать умение психологически противодействовать  психоактивным веществам.
3. Привлечь внимание школьников к проблемам борьбы с наркоманией, курением.
Место проведения: Классная комната.
Время проведения: 14.00.
Материалы, оборудование: на каждую команду по 1 воздушному шару,               по 1 ракетке для бадминтона;
Ведущий : Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор мы поведём о ваших привычках. У каждого человека в течение жизни их вырабатывается множество и самых разных. А какие привычки есть у вас?
Ответы учеников.
Ведущий : Видите, как много, оказывается, мы можем привести примеров. Одни привычки помогают нам. Например, тому, кто привык вставать ежедневно в 7 часов, не нужен будильник – ведь внутри него всегда вовремя прозвенит веселый колокольчик: «Динь, динь, пора вставать!»
Тот, кто привык все свои вещи класть на место, не будет в спешке переворачивать вверх дном квартиру в поисках нужной книги, ручки или тетради. А тому, кто каждый день в одно и то же время садится за письменный стол, не нужно заставлять себя учить уроки – его организм заранее настроится на работу. Все эти привычки полезные.
Но, к сожалению, многие из нас могут «похвастаться» и вредными привычками. Кто - то имеет обыкновение подолгу нежиться в постели, поэтому постоянно опаздывает в школу. Кто - то привык все трудные и не очень занимательные дела откладывать «на завтра», из-за этого ему часто приходится устраивать настоящий аврал, чтобы справиться с ворохом накопившегося.
А как трудно приходится тому, кто привык врать! Ведь ему, нужно постоянно помнить свои небылицы, иначе он может очень легко попасть в смешное и неудобное положение.
Среди опасных привычек есть и те,  которые способны разрушить здоровье человека - дружба с алкоголем, никотином, наркотиками.
Дело в том, что ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом. Поэтому человек привыкает все свои неприятности и радости делить не с родителями, семьей, друзьями, а с опасным зельем. Но стоит ли доверять таким  друзьям?
Мнение учеников.
Ведущий: Вредные привычки, такие как, курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков приводят к тяжелым медицинским и социальным последствиям. Вы, наверное, знаете это. Приведите примеры!
Ответы учащихся.
Ведущий 3: Вы правы. Вредные привычки вызывают зависимость, а зависимость «выбивает» из нормальной жизни – теряешь друзей; не можешь ни работать, ни учиться; родители все время ругают, есть шанс серьезно приобрести неизлечимые заболевания, ведущие к смертельному исходу, потерять возможность иметь здоровое потомство, иметь проблемы с органами охраны порядка. Да и вообще, потерять себя как личность.
Ребята, давайте вместе с вами просмотрим фильм о влиянии алкоголя, сигарет, наркотиков на нашу, и не только нашу, жизнь.
Просмотр фильма.
 Ведущий : Да, право выбора остаётся за каждым из нас…
 Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о пагубном влиянии алкоголя, наркотиков на наш организм. Количество подростков, употребляющих спиртное, наркотики, в нашей стране угрожающе растет. Сегодня никто не застрахован от этой беды. Беда может прийти в каждый дом. Об этом мы должны сегодня знать и говорить, иначе завтра будет поздно.
Как видите, статистика просто шокирует! А знаете ли вы, ребята, об ответственности, которая наступает в результате такого «общения» с наркотиками?
Ответы ребят.
Слово инспекторам ОДН МО МВД РФ «Балашовский».
Ведущий : Сегодня мы предлагаем вам альтернативу - занятия спортом. Мы гордимся, что столицей Олимпиады 2014 года выбран город Краснодарского края, город Сочи! И нашу встречу  мы продолжаем  ШУТОЧНОЙ СПОРТИВНОЙ ОЛИМПИАДОЙ. А оценивать наши результаты будут гости.
Ведущий : Как мы уже сказали, наша Олимпиада «шуточная», поэтому ребята всех команд будут соревноваться не в 28 видах спорта, как это было в Пекине, а только в трёх. Итак, команды для участия в Олимпиаде построиться!
Построение команд
конкурс Бадминтон.
Ведущий : В этом конкурсе участвует 5 чел. от команды. Ракетку ничем заменять не будем, а чеканить будем обычный воздушный шарик. На линии старта стоит первый участник забега. В одной руке у него ракетка, в другой – шарик. Напротив, на линии финиша, установлено ведро. Игрок должен, ударяя ракеткой по шарику, провести шар до финиша и уложить его в ведро. Затем игрок возвращается и передает эстафету следующему.Второй участник бежит к ведру, достает из него шарик и ведет его к команде. Действия чередуются: один игрок бежит с шаром к ведру – к финишу, другой от ведра. Никто не имеет права нести шар в руках или ударять его рукой, все только ракеткой. Победит команда, первой освоившая правила такого бадминтона и сделавшая все быстрее других.
конкурс Необычный футбол
Две команды встают в две шеренги напротив друг друга. Игроки в каждой команде, от первого до последнего, должны передать друг другу какую-то круглую вещь: апельсин, мячик, круглую игрушку. При этом можно пользоваться только подбородком или плечом. Руками себе помогать нельзя. Если вещь падает на пол, все начинается сначала.... 
конкурс Борьба…с яблоком
Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной.
Ведущий :  Соревнования закончились, и пока Судьи подводят итоги, вашему вниманию предлагаем  рисунки, выполненные ребятами 8-9 классов. Проголосуйте за понравившийся рисунок и мы определим победителей.
Ведущий : Мы благодарим все команды за номера. Слово Судьям соревнований .(выступление судей, подведение итогов Олимпиады, награждение)
 Ведущий : Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспоримая истина в том, что вредные привычки – это зло!!! А зло не приходит к нам в откровенном облике зла – оно маскируется под добро. Никто не предложит подростку: “Стань наркоманом!” Ему скажут: “Попробуй разок!”
Давайте все вместе скажем наркотикам «НЕТ!», как сказали сегодня мы, ведь ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!



По окончании мероприятия вместе с ребятами формулируем выводы, одновременно записывая их на ватмане, для того, чтобы повесить в холле школы как напоминание и предупреждение для всех детей.
Вместе с учениками формулируем выводы:
Привычка – это всего лишь поведение, которое становится постоянным, становясь нормой.
Привычки бывают вредные и полезные.
Привычка властвует над человеком, так как по своей природе он стремится к удовольствию, комфорту и удобству.
Любая привычка способна изменить характер человека, как маленького, так и совсем уже взрослого.
Такие блага человека, как комфорт, могут приносить как пользу, так и вред.
Плохая привычка всегда имеет плохие последствия.
Чем бороться с вредными привычками, лучше их не приобретать.
Если у тебя есть вредные привычки, то чем быстрее ты от них откажешься, тем проще будет жить в социуме.
От вредной привычки не просто отказаться, для борьбы с ней необходима сила воли.
Только с хорошими, полезными привычками можно быть счастливым самому и подарить счастье близким.
Залог сохранения здоровья – наличие полезных привычек.
Плохие, вредные привычки человеку наносят не только физический вред, но и моральный, и даже психический.
Современное общество отрицательно относится к вредным привычкам.