Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек и формирование ЗОЖ
В жизни человека привычки играют важную роль, вполне оправдывая своё название, полезные – благоприятную, вредные – неблагоприятную. Поэтому нужно активно способствовать формированию полезных привычек, предупреждая формирование вредных.
«Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
В справедливости этих слов не приходится сомневаться. Действительно, характер определяет очень многое в судьбе человека. Известно, что наибольшего успеха в жизни достигают сплошь и рядом не те, от кого этого ожидали в детстве, в школьные годы. Порой явно способные люди так ничего особенного и не достигают. Напротив, другие, казалось бы, не блещущие какими-либо выдающимися способностями, достигают многого. В чём же дело? Если присмотреться, то почти всегда оказывается - в характере.
Благодаря таким чертам, качествам, свойствам характера, как настойчивость, воля, целеустремлённость, даже при средних способностях можно успеть в жизни сделать намного больше, чем при очень хороших способностях, не подкреплённых указанными чертами. В детстве, в школьные годы человека чаще всего оценивают по его способностям. В наличии некоторых убедиться легко. Один ученик, например, сходу решает любую математическую задачу, другой пишет отличные сочинения. Этого достаточно, чтобы сделать вывод о наличии соответствующих способностей. Черты же характера выявить и правильно оценить сложнее. Характер наиболее отчётливо проявляется там, где человек самостоятельно организовывать свою деятельность. Всё это наиболее отчётливо проявляется в самостоятельной жизни, когда ответственность за свои действия несёт сам человек, а не одновременно и он, и его родители.
Какова же связь между привычкой и характером ? Попробуем в этом разобраться.
Такие отрицательные черты характера, как недостаточная устойчивость и целеустремлённость, отсутствие выдержки и способности переносить большие усилия, неспособность ради достижения цели на время отказаться от каких-либо благ так или иначе связаны с привычками.
Рассмотрим простой пример. Мыть посуду сразу после еды – хорошая привычка, и обладающие ею делают это не задумываясь. Но некоторые имеют привычку мыть посуду не столько после еды, сколько перед едой. И заставить себя вымыть её вовремя они не в состоянии, хотя прекрасно сознают, что мыть-то всё равно придётся. Лишь объективная необходимость, связанная с невозможностью есть из грязных тарелок, заставляет их вымыть посуду перед едой. Своевременно выработанная полезная привычка позволяет делать зто без напряжения. Отсутствие такой привычки приводит к тому, что человеку приходится действовать как бы через силу, через «не хочу».
Особую группу вредных привычек представляют злоупотребление алкоголем и курение.
Будучи уверенными в том что их дети ничего не знают об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими вредными веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость об одурманивающих веществах. Младшие школьники могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д.
С одной стороны, дети, конечно, знают, что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. С другой, они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные детские «страшилки» взрослых: «Если будешь курить- заболеешь, от вина живот будет болеть» и т.д. Дети почти ежедневно оказываются свидетелем сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама с дымящейся сигаретойВ сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс- одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе и курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что на самом деле представляют эти таинственные вещества? Почти треть младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить. Сегодня возраст приобщения к одурманивающим веществам постоянно снижается. Есть дети, которые уже в 6-7 лет попробовали вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком курили в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие алкоголю, курению.
Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению.
В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей- учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис семи лет –это рождение социального «Я» ребёнка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребёнка представляет всё, что так или иначе связано со школой, - школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе- мощный источник положительных и отрицательных эмоций. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю и курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствует себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причём, если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных, в том числе, и со школой.
Поэтому родителям необходимо: во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребёнка не формировался комплекс неполноценности ( или сделать всё, чтобы избавить ребёнка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата- любимая деятельность. Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребёнка в стройном ряду «двоек» появилась хотя бы одна «тройка»- это уже победа!
Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов со вчерашними.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.
Ещё одна поведенческая реакция-это демонстрация своей взрослости, отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Чтобы ребёнок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность без вреда для здоровья.
Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомство с алкоголем.
В настоящие время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов-веществ, ответственных за возникновение положительно окрашенных ощущений(недаром эти вещества называются «веществами удовольствия»).Люди с такими нарушениям подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. Необходимо с раннего возраста учить ребенка иным – не наносящим ущерба здоровью – способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом,закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов. Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредотачиваются на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на эксперименты с алкоголем и приобщаются к курению. При чём именно возникающий при этом эффект изменённого состояния для них чрезвычайно привлекателен. Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были темой разговора. Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость».
Меры избежания пассивного курения: -в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка; -квартиру нужно часто и регулярно проветривать; -научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей; -объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.
.Поговорка гласит: «Путь в тысячу километров начинается с первого шага».
В развитии алкоголизма таким шагом становится первая рюмка.
А где подросток пробует свою первую рюмку? Отнюдь, не в школе. Все случаи употребления спиртного детьми лежат на совести родителей. Причин для выпивки предостаточно. Очень печально, что часто ни одно семейное событие, будь оно радостным или печальным, не обходится без спиртного.
Об этом очень хорошо написал английский поэт Роберт Бернс:
«Для пьянства есть любые поводы:
Поминки, праздники, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, Новый чин
И просто пьянство - без причин!»
Допустим, ребёнку исполнился год. Родители собирают родных, близких. Не обходится этот праздник без спиртного. Разве это нужно годовалому ребёнку? Ни в чём этом он не нуждается. Ему лишь нужно вкусное материнское молоко без примеси алкоголя. Но на таких праздниках может быть и хуже. На своём первом празднике ребёнок может попробовать и первую в своей жизни каплю спиртного. Может быть, многие из взрослых были свидетелями того, как под общий хохот и веселье этот несмышлёныш, строя ужасные гримасы, выплёвывает эту каплю яда. И он будет в сто, в тысячу раз правее тех, кто за его здоровье выпил уже не одну рюмку. Да, он пока выплюнул это невкусное и горькое. Но сделает ли он то же самое через 17 лет, когда вся родня будет провожать его в армию? Сделает ли он то же самое, когда вернётся домой, честно выполнив свой долг перед Родиной, и когда родители опять соберут гостей? Сделает ли он то же самое, когда соберутся «обмывать» его диплом?
Если обратиться к цифрам, то от 60 до 80% случаев знакомств подростков с алкоголем происходит при прямом содействии, в присутствии или при участии родителей. Разве это не тревожный факт? Ведь именно родители в первую очередь должны воспитывать в детях нетерпимое отношение к алкоголю, т.к. никто больше родителей не заинтересован в том, чтобы дети выросли здоровыми, чтобы их будущие дети не страдали от пьянства родителей. И когда взрослые спокойно наблюдают, как подросток пьёт первую рюмку, вряд ли они задумываются, к каким страшным последствиям это может привести.
Пьянство мужчин нарушает нормальную жизнь семьи, а пьянство женщины разрушает семью полностью. Каким бы алкоголиком не был отец, пока у детей есть Мать и она добросовестно выполняет свои материнские обязанности, всё в семье относительно в порядке. Но если начинает пить мать – это конец нормальным условиям в семье, это невыносимая обстановка для детей.
Если хороший отец – основа благополучия семьи, то хорошая мать – основа семьи вообще.
Сходным по характеру и последствиям, хотя и относительно менее пагубным, является курение. Оно прочно вошло в обиход человечества. С чем же это связано?
Курение позволяет легче включиться в процесс общения: достаточно подойти к курящим и закурить с ними. Другой повод найти бывает затруднительно, а этот всегда под рукой (достаточно иметь пачку сигарет и коробку спичек или даже не иметь). К тому же курение само по себе создаёт обстановку общения, не требуя специального места или каких – либо других условий. Когда нет общих дел, а в голове не так много интересных мыслей, стоять молча рядом и ничего не делать бессмысленно. А вот стоять рядом и курить можно: само это занятие создаёт видимость общего дела, к тому же позволяя принять сосредоточенный и привлекательно задумчивый вид.
Распространению курения способствует пример родителей и других взрослых и снисходительное к нему отношение окружающих, и доступность табачных изделий, и наконец, их достаточно эффективная реклама, их привлекательная упаковка и привлекательные названия.
Курение вредно для мужчин, но оно опаснее и вреднее в десятки раз для девушек и женщин. Хотя в наше время курение среди женщин не редкость, всё же на такую женщину смотрят осторожно: ведь чаще курить они начинают в подозрительных компаниях.
Важно объяснить ребёнку опасность алкоголя и курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для мальчика или девочки вещах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им о том, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность - и тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека менее привлекательным. Ну, а если ребёнок мечтает о спортивных рекордах, занимается в спортивной секции, расскажите, что ещё ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте

Заголовок 115