«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»
С.Н.Желтов, преподаватель физической культуры
Н.Н.Акентьева ,преподаватель русского языка
ОГБОУ СПО «Смоленский монтажный техникум»,
«Смоленский строительный колледж»
 Стратегическая цель профессионального образования сегодня – формирование и развитие установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, отражающих единство обучения, воспитания и развития.
Опыт ОГБОУ СПО «Смоленский монтажный техникум» показывает, что эффективно решать задачи образования, развития и социализации позволяют ресурсы воспитательной деятельности. Целесообразность системы воспитательной работы СМТ заключается в развитии общих компетенций у студентов в соответствии с ФГОС СПО.
Активное привлечение студентов к секционной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня и в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников, закреплению их на рабочих местах. Воспитательная работа СМТ предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов техникума , в её реализации участвует весь педагогический коллектив.
Поскольку вопрос развития общих компетенций через организацию воспитательного процесса в концепции ФГОС недостаточно изучен, в данном проекте мы рассмотрим способы формирования элементов общих компетенций у студентов.
Работу по формированию общих компетенций у обучающихся  необходимо начинать с первого года обучения студентов в техникуме. На начальном этапе целесообразно использовать метод анкетирования, способствующий выявлению уровня учебной и профессиональной мотивации, психологических особенностей первокурсников. Технология  определения мотивации к обучению и получению профессии детально описана в монографии  «Мотивация обучения в профессиональном образовании» группой авторов: Л.Н. Вавиловой, С.А. Дочкиным,  Н.В. Костюком под научной редакцией В. И. Сахаровой. [1]
  Определив общую картину учебной и профессиональной мотивации, психологических особенностей первокурсников, мы составили алгоритмы формирования общих компетенций на весь период обучения в нашем образовательном учреждении с учетом обозначенных целей и задач воспитательного процесса.
Актуальность данного проекта определяется конкурентоспособностью специалиста на рынке труда при выпуске из образовательного учреждения.
Цель проекта: разработка методики по формированию общих компетенций через воспитательную работу.
Объект исследования: процесс формирования общих компетенций у обучающихся в контексте обновления среднего профессионального образования.Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования общих компетенций у студентов техникума.
В соответствии с поставленной целью основными задачами реализации проекта являются:
1. Раскрытие содержания общих компетенций обучающихся через воспитательную работу как целевого ориентира образования.
2. Выявление совокупности организационно-педагогических условий формирования общих компетенций у обучающихся , определение факторов их эффективной реализации.
3. Разработка методики диагностики сформированности общих компетенций через воспитательную систему
4. Научное обоснование, разработка и экспериментальная апробация модели формирования общих компетенций через воспитательную систему.
Основная часть
Формирование общих компетенций как конечных результатов освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ определяет деятельность образовательного учреждения, обеспечивающую интеграцию выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Между тем возникает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?
Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования.
Попробуем определить, какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося. Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским. Ученый выделяет 7 ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования. [7]
Ценностно-смысловые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Общекультурные компетенции:
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Учебно-познавательные компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
4. Информационные компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
5. Коммуникативные компетенции:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
6. Социально-трудовые компетенции:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
7. Компетенции личностного самосовершенствования:
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Таким образом, освоение компетенций обучающимися может быть представлено в виде иерархической последовательности, «фундаментом» которой, основой развития всех других ОК являются ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования. Далее следуют учебно-познавательные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и социально-трудовые.
Традиционно воспитательная работа в «Смоленский монтажный техникум» осуществляется по основным семи направлениям:
1.Духовно-нравственное воспитание;
2.Гражданско-патриотическое воспитание;
3.Учебно-исследовательская деятельность;
4.Формирование здоровьесберегающего пространства;
5.Профилактика асоциальных явлений;
6.Профориентационная работа;
7.Профессиональное воспитание.
В результате участия в мероприятиях духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, таких как спортивный праздник «А, ну-ка, парни!», посвященный Дню защитника Отечества, праздник «Во славу города родного», посвященный Дню народного единства, тематические культурно-массовые мероприятия у студентов колледжа формируются следующие общие компетенции:ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Реализация программы «Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении» через организацию и проведение мероприятий, посвящённых борьбе с курением, наркоманией, способствует формированию у студентов общей компетенции - ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих встреч, профессиональных соревнований, викторин, олимпиад, конкурсов, стимулирование студентов к участию в профессиональных кружках, клубах, к просмотрам художественных фильмов, чтению художественной литературы профессиональной направленности с последующим обсуждением, посещению музеев, театров, библиотек, творческих выставок профессиональной направленности, участию в профориентации среди школьников, в волонтёрских акциях, спортивных соревнованиях способствует формированию таких компетенций, как:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Важную роль в формировании общих компетенций у студентов играет система учебной и внеаудиторной работы на отделениях по специальностям колледжа. Ежегодные конкурсы профессионального мастерства, участие в олимпиадах городского, регионального, всероссийского и международного уровня по учебным дисциплинам позволяют увидеть уровень сформированности не только профессиональных, но общих компетенций. А именно:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Очевидно, что формирование общих и профессиональных компетенций у студентов – дело трудное и ответственное, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социально-личностные установки - волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие.
Механизмы реализации целей и задач
Проект предлагает начинать работу по формированию общих компетенций с выявления уровня учебной и профессиональной мотивации, психологических особенностей первокурсников методом анкетирования.
Определив учебную и профессиональную мотивацию, психологические особенности первокурсников, необходимо составить алгоритмы формирования общих компетенций на весь период обучения с учетом обозначенных целей и задач воспитательного процесса.
С целью выявления эффективности выбранных форм внеаудиторной работы, их влияния на формирование общих компетенций у студентов, в случае необходимости их корректировки используются следующие методы мониторинга:
- наблюдение – отслеживание изменений компетенций под влиянием внеаудиторной деятельности;
- экспликация – метод, позволяющий не только диагностировать происходящие изменения в формировании компетенций, но и оперативно вносить изменения в организацию внеаудиторной работы;
- опросные методы – получение информации на основе анализа устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы;
- портфолио студента – модель оценивания, которая направлена на выявление уровня сформированности общих компетенций и их совершенствования путем внесения коррекции во внеаудиторную работу.
Реализация данного проекта базируется на следующих принципах:
свободный выбор студентами видов и сфер деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности и способности;
возможность свободной самореализации;
единство обучения, воспитания и развития.
Практическая значимость проекта заключается в разработке методики диагностики сформированности общих компетенций через воспитательную систему и экспериментальной апробации модели формирования общих компетенций, представляющей интеграцию взаимосвязанных компонентов: целевого; концептуально-методологического (включает методологическую основу, теоретическую основу, содержание педагогического проектирования, принципы, ведущие концептуальные идеи); дидактического (включает ориентировочный, организационный, технологический блоки); процессуального (состоит из начального (поискового), конструктивно-деятельностного, мониторингового (аналитического) этапов); кадрового, что позволяет успешно реализовывать на практике выявленные организационно-педагогические условия. 2. Организация проектной деятельности
Проект рассчитан на:
Обучающихся, желающих стать конкурентоспособными на рынке труда;
Администрацию учебного заведения, нацеленную на заключение с предприятиями договоров о сотрудничестве, в рамках которых студенты проходят производственную практику;
Педагога-психолога, создающего комфортные условия для реализации проекта;
Родителей, осуществляющих контроль посещаемости мероприятий студентами;
Социальных партнеров колледжа, создающих условия профессиональной и социальной адаптации выпускников учреждения СПО.
3. Ожидаемые результаты проекта
Сформированные ценностно-смысловые компетенции позволят констатировать:
адекватную оценку студентами своих способностей и возможностей;
лучшую профессиональную адаптацию выпускников, закреплению их на рабочих местах;
сформированность внутренней мотивации приобретения знаний для дальнейшего образования;
необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем;
интерес при выборе будущей профессии к конкретной области деятельности, а не материальным ценностям.
Общекультурные компетенции позволят:
проявлять личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры;
сформировать представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы;
жить в гармонии с окружающим миром;
самостоятельно планировать свою деятельность;
овладеть навыками продуктивной деятельности благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности
Информационные компетенции способствуют самостоятельному поиску, анализу и отбору необходимой информации.
Коммуникативные компетенции позволяют студентам жить и работать в коллективе, иметь понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер - генератор идей, исполнитель, зритель). Иметь представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
4.Ресурсное обеспечение
Реализация проекта предусматривает:
1.Кадровое обеспечение: педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, методист;
2.Методические ресурсы: методические разработки внеаудиторных мероприятий;
3.Финансово-экономические ресурсы: денежные средства, предусмотренные в фонде оплаты труда техникума, для стимулирования куратора учебной группы, преподавателей, активно участвующих в работе группы по формированию общих компетенций, а также денежные средства, предназначенные на культурно-массовую работу со студентами.
Реализация новых профессиональных образовательных стандартов в ОУ, формирование общих компетенций у обучающихся – серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса. Решить ее становится возможным только при создании инновационной модели взаимодействия по проблемам формирования общих компетенций администрации, преподавателей, кураторов, методиста, психолога, социальным педагогом, педагогом-организатором колледжа при детальном анализе всех возникших при этом затруднений.
Таким образом, на опыте ОГБОУ СПО показаны возможности учреждения среднего профессионального образования в решении задачи формирования общих компетенций, а соответственно, и закрепления профессионального выбора студентов.
В ОГБОУ СПО «Смоленский монтажный техникум» с введением ФГОС СПО преодолены стереотипы восприятия воспитательной работы как второстепенной составляющей образовательного пространства. Внеаудиторная работа наряду с образовательным процессом способствует формированию у студентов общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и позволяет эффективно решать задачи воспитания, развития и социализации на разных ступенях образования.
5. Рабочий план реализации проекта
Этап ПД Содержание деятельности Предполагаемый результат
Подготовительный (апробационный) Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, практического опыта в контексте исследуемой проблемы; определить научный аппарат исследования; наметить базу исследования, стратегические ориентиры констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента, подобрать диагностический инструментарий; осуществить первичный сбор, анализ эмпирического материала исследования; разработать программу воспитательной работы. Выявление уровня сформированности общих компетенций студентов-первокурсников.
Практический Организация поисковой работы, создание творческих групп по направлениям деятельности, разработка и организация системы внеурочной деятельности. Формирование компетенций посредством внеурочной деятельности и воспитательной работы.
Аналитический
(подведение итогов, оценка результативности проекта, возможности продолжения проекта) Анализ проведенной работы, проектирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.
Обмен опытом и внедрение полученных результатов в образовательную практику; подготовка учебно-методических пособий и рекомендаций. Анализ итогов реализации проекта.
Список литературы
Дочкин С.А. Мотивация обучения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие [Текст] : монография / Л. Н. Вавилова, С. А. Дочкин, Н. В. Костюк, В. М. Кузина, В. И. Сахарова; под науч. ред. В. И. Сахаровой. – М. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. – 13 п.л., в т.ч. авт. 2,5 п. л.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Инновационное проектирование содержания учебного процесса в образовательных учреждениях профессионального образования». Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2011. – 204 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. –256 с.
Словарь-справочник современного российского профессионального образования, Рекомендован ФГУ/ Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. / ФИРО. М., 2010. Вып. 1// http://fgosvpo.ru/uploadfiles/
Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.