«Аксиологический аспект развития творческих способностей школьника»

Гребенькова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
МОУ «Саралинская средняя общеобразова-
тельная школа» Орджоникидзевского
района Республики Хакасия.


Аксиологический аспект развития творческих
способностей школьника

Развивая творческие способности ребёнка, мы не должны забывать о системе духовных и нравственных ценностей, которые являются не только фундаментом любого творчества, но и самым сильным мотивационным его аспектом, то есть аксиологические концепты развития креативности школьника – одно из первостепенных направлений в общепедагогической деятельности учителя.
Современные идеологические установки негативно модифицируют представления наших детей о духовных и нравственных ценностях. И задача учителя – максимально нейтрализовать влияние этих фальшивых фетишей (идеология индивидуализма, прагматизма, «диэтизация « современного общества), помогая ребёнку в его творческом поиске, в решении главной проблемы его жизни – сформулировать по отношению к внешним вещам свой набор мнений, верований, линий поведения, ибо чтобы жить, надо мыслить.
Школа, конечно, должна транслировать систему традиционных ценностей культуры. Но как происходит трансляция? Через слова, через сообщения учителя и учеников, через ответы на вопросы и чёткую оценку информации: «хорошо» - «плохо», «можно» - «нельзя» и т.д. Эти оценки, как предполагается, должны исполнить роль ориентиров в сознании школьников. При этом не привлекается и не учитывается такая реальность, как личный опыт ребёнка, где уже существуют аффективные типы переживания, система ценностей, выборов, поведения.
Механизм, позволяющий передать систему ценностей сообщества,- непосредственное сопереживание в ситуации совместной деятельности. Сообщество создает систему аффективных символов, пронизывающих все пласты культуры. Первый из них – речь. Художественный текст – это речь, обращённая к сознанию другого. Следовательно, организация непосредственного переживания и совместная деятельность детей и учителя могут формировать систему аффективных символов, влияющих в конечном итоге на произвольное поведение субъекта. В этом случае речь идёт о мировоззрении, которому учитель может помочь созревать и формироваться, если чтение художественных текстов будет иметь целью проживание другого человеческого опыта, сопереживание другим человеческим жизням. И такая практика существует, ведь литературное творчество – один из методов изучения художественного произведения в целом. Цель его двояка. С одной стороны, она показывает усвоение учеником теоретико-литературного материала, отражает его умение читать, понимать художественный текст, его погруженность в культуру, читательский опыт; с другой – дает возможность ученику обрести себя, выразить свое «я» в слове.
«Часами воодушевления, эмоционального подъёма» должны быть, по мнению А.Т.Твардовского, уроки литературы. Эмоциональность, подъём высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Но значимость его неизмеримо возрастает, когда речь идет о личном опыте ученика. Творческие работы ребят – «сердца исповедь», «души движенье» могут быть созданы только при наличии особой атмосферы чуткости, взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта и писателя, ведь литература – предмет искусства. Это разговор с великими мира сего о добре и зле, о жизни и смерти, о совести и милосердии, о любви, об одиночестве. Это поиск истины, решение вечных вопросов, сомнения , размышления и самоопределения личности. На уроках литературы мы учимся как диалогу с художественным произведением, так и самовыражению (разговор с самим собой и окружающим тебя миром).
Как создать такую атмосферу? Сразу не ответишь. Очень многое, конечно, зависит от учителя, его душевной тонкости, эмоционального чтения и речи.
Хочется сказать еще об одной составляющей урока : никакое творчество ученика невозможно без творчества учителя. Речь веду об артистизме как неотъемлемом качестве личности учителя литературы. Еще А.П.Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник» А замечательный педагог-новатор Е.Н.Ильин углубляет чеховский тезис утверждением, что артистизм не просто черта личности учителя-словесника, а учебный прием, которым должен владеть каждый педагог. Без артистизма не достигнешь той достоверности, без которой мертво искусство ; прежде всего учащиеся верят учителю, его слову, а не Чехову, Толстому. Игра словесника- это не простая способность учителя перевоплощаться в героя. Это умение выбрать наиболее яркие, эмоционально значимые фрагменты текста. Это - ряд вопросов, не просто умных, оригинальных, а необходимых, единственных, главных.
Наше время требует от гуманитарных предметов усиления их воспитывающего потенциала, настраивает учителя на новый поиск методов, форм и приёмов работы, которые бы гармонично и разнообразно воздействовали на весь духовный мир учеников, активизировали как мысль, так и чувство, формировали полноценный художественный вкус и способствовали выявлению личностного отношения к явлениям искусства.
Сама образная природа литературного произведения основана на эмоциональном восприятии жизни. Впечатление действительности должны взволновать художника, пройти через его душу и сердце, чтобы затем воплотиться в слове. Личностен, эмоционален акт создания любого произведения искусства. Таким же должен быть процесс его восприятия, постижения. Как нужен нашим школьникам взлет чувств! И в произведениях, созданных учеником, всегда присутствует два аспекта: ребенок учится выражать себя и учится читать чужой текст и соотносить себя с этим текстом. Тем самым ученик приобретает навык выражать себя на языке культуры. Так письменные размышления о дальнейшей судьбе литературного персонажа, оценка его поступков не только «развивает творческое воображение учащихся» - судьбу героя ребёнок будет строить, активно используя нравственные категории, оценки, выбор собственного мировоззрения. И у него есть слова для этого.
Письмо Эрасту (по произведению Н.Карамзина «Бедная Лиза»).
Эраст, Вы дворянин, конечно,
Но осуждения достойны!
И заклеймили имя Ваше
Поступком очень недостойным.
В любовны сети заманили
Вы рыбку вовсе не златую-
Простую девушку затмили: Красивы речи, поцелуи!
А где в Вас чувство?
Где ответственность
За ту, кого Вы «приручили»?-
В ней искренность и в ней доверчивость,
А Вы ее так обманули!
Запомните : любовь не шутка,
А слезы, драма зачастую.
Цветок сорвали Вы, не думая,
Что рану нанесли такую!
Коль обещаешь что, мужчина,
То за слова свои ответь!
За гибель же души невинной
Тебя ждет нравственная смерть! (Шмаргунов Артём)
Важно поощрять и развивать творческое начало школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных ценностей, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.
Особенно важны высокий душевный подъём, эмоциональность, разговор «от сердца к сердцу» в том возрасте, когда душа особенно открыта для восприятия жизни, когда сильное и яркое впечатление может стать кирпичиком из фундамента созревающей личности. Так в старших классах очень часто говорим о любви. Вместе с ребятами вскрываем «Конверт откровения», читаем вопросы и обсуждаем их. Например: сколько раз в жизни может любить человек? Что для человека более значимо: любить или быть любимым? Следует ли прислушиваться к мнению других, когда любишь? Или после изучения творчества И.А.Бунина и А.И.Куприна проводим урок « Разве бывает любовь несчастной?..». В основе урока – проблема, которую ребята пытаются разрешить, высказывая свою точку зрения, приводя в качестве аргументов примеры из жизни великих людей, из литературных произведений. Получается интересный диалог, порой спор, но все едины в том, что любовь не потребительское качество, а безмерное жертвенное чувство. А результатом таких встреч являются творческие работы:

Чувство любви
Какое чувство странное – любовь!
Каким непредсказуемым бывает:
То разыграется от счастья кровь,
То от любви она же замерзает.
Любовь тебя возносит в облака
И крылья то неё же вырастают,
То падаешь ты в бездну свысока,
Где эти крылья в тьме кромешной тают.
Но всё же как приятно ощущать
В душе смятенье непонятное такое.
Тому, кто не любил, ему не знать,
Не испытать любви блаженства море. (Гребенькова Юлия)

Любовь. Какая она?
Приятны сладкие моменты,
Когда ты чувствуешь любовь:
Признанье, нежность, комплименты,
Стихи и проза Вновь и вновь
ЛюбовьОна для нас святая,
Как лучик света в темноте,
От взгляда милого я таю,
Когда подарят его мне.
ЛюбовьКак без тебя мне грустно,
В душе пустынно, а в глазах
Сияет холод равнодушно,
Как звёзды ночью в небесах.
Любовь ярка, любовь прекрасна,
В ней столько счастья и добра,
Порой бывает и опасна,
Жестока, беспощадна, зла.

Уметь любить, уметь прощать,
Дарить любовь и поцелуи,
Мечты в реальность воплощать,
Преграду одолев любую. (Балагызова Елена)

Необходимость в яркости, необычности таких встреч ощущают и сами ученики. Они становятся для ребят праздником души, взлётом чувств. Это требует особого настроя, а эту «настроенность» очень трудно создать и очень легко разрушить. Но если урок удаётся, то ученики получают эмоциональный заряд надолго, определяют верный душевный настрой, так необходимый ребёнку в наше время.
Сегодня учитель стремится донести до ученика эстетическую сущность художественного произведения, помогает в создании поэтических образов, чтобы не было шаблонно, вульгарно. Всё должно быть по законам красоты, гармонии. Поэтому в системе работаем над основами стихосложения, рифмой и ритмикой стиха. Проводим уроки красоты, ведь творчество не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, «раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и образный материал. Путь к собственному творчеству лежит через этап «насыщения» текстами. Так после знакомства с лирикой русских поэтов о природе, обучения восприятию, пониманию и интерпретации текста, где стараешься показать, что стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе, мы с ребятами идем на прогулку в лес, наслаждаясь красотой родной природы. И после этого рождаются следующие строки:
Ты был когда-нибудь в лесу,
Где золотой покров деревьев,
Где птиц уже не слышно пенья,
Где все готовится ко сну?
Там, будто в вальсе, кружат листья,
Везде таится тишина,
Как будто здесь художник кистью
Нарисовал эти места.
Ты любовался красотою
Волшебной гладию небес,
И лес прощался здесь с тобою,
Ведь это был осенний лес. (Гребенькова Юлия)

Родная сторона
Сторонушка знакомая, родимые края!
Деревня отдалённая, ты – родина моя!
Берёзы белоствольные и речки быстрый бег,
Сторонушка родимая в душе моей навек.
То ветер свищет во поле,
То дождь стучит в окно,
Я думаю о родине и знаю лишь одно:
Природа края нашего – величественный лик,
И неземной её красой горжусь я каждый миг.
Тревожит душу, как всегда, лесная тишина,
В моей душе ты навсегда, родная сторона! (Ряплова Елена)

Чтобы дети писали не формально, чтобы в процессе творчества раскрывался их внутренний потенциал, важно «достучаться до сердца» ребёнка, «заразить» его темой, заинтересовать. И как приятно наблюдать за горящими глазами учеников, когда видно, что их захватила поставленная учителем задача, и они готовы поделиться самым сокровенным.

Обращение.
Ты посмотри, что мы с тобою сделали,
Все разорили, словно ураган,
Убрали все, что предки наши славили,
Доверя жизнь всевидящим богам
Как жаль смотреть на страшные последствия,
Менять свой быт, пытаясь всё вернуть.
Природа, родина моя, как в зоне бедствия,
И невозможно с легкостью вздохнуть.
Как часто видим мы примеры страшные,
Как зол, жесток, отчаян человек,
Пока мы, дети, плачем неприкаянно,
А после тратим жизнь , творя сто бед.
Затем поняв судьбу природы скверную,
Мы начинаем вновь её любить,
Всех призывать лечить подругу верную,
Которую пытались погубить.
Но поздно верить, ждать чего-то лучшего,
А думать раньше надо головой.
Теперь, как волки, ходим мы над пропастью,
С позором проиграв последний бой. ( Балагызова Елена)

Как видим, аксиологическая парадигма велика в сознании и подсознании ребенка. В личном творчестве определились темы, наполненные гуманистическим пафосом, где звучит обращение к миру с искренними, добрыми словами. Читая их, убеждаешься, что нашим детям есть что сказать по самым жгучим вопросам современности. Как проникновенно, взволнованно звучат стихи о Родине.

К России.
Была ты тройкой, что летит, как птица,
Легендой для народов и племён.
Когда же ты успела превратиться
В ужасный, безработный полигон?
Бежит толпа, чадят автомобили.
Меняешь ты иконы на рубли.
Когда ж в тебе святое всё убили?
До жизни до такой как довели?
Любовь народная тебя не раз спасала,
Когда теряла силу ты свою.
И не сдавалась ты, и воскресала
Назло врагам у бездны на краю.
Душа моя, судьба моя и песня!
Я на тебя надеюсь и молюсь:
Очнись, Россия, я прошу : воскресни
И стань великой и могучей, Русь! (Соколова Наталья)

Когда старшеклассники говорят, какими гранями начинает сверкать, какой богатый внутренний мир открывается у «молчальников», как обогащает это «соборное» видение, каким сильным и воспитывающим является общее сопереживание, общий интерес. Главная задача таких уроков – воздействие на душу, пробуждение сильного и высокого чувства. Эмоциональный резонанс от таких встреч с ребятами велик: душа ребёнка словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. Эти моменты погружения в мир прекрасного и есть средство нравственного и эстетического воспитания. Может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны в плане развития учеников. Но это не так. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, пробуждается творческий интерес. Только при наличии педагогической гармонии между мыслью и чувством, эмоционально-образным восприятием и кропотливой аналитической работой может быть плодотворным изучение литературы, где главной задачей является формирование личности учащихся, развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание.Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культуроведческой компетенции – осознание значимости родного языка.
В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь и смерть. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Поэтому одна из задач состоит в том, чтобы пробуждать в юных гражданах ответственность перед родным словом, чувство собственного достоинства и самоуважения. И ребенок учится мыслить образами, понятиями, старается избегать готовых формулировок, не боясь прежде всего думать оригинально, говорить «своим языком», выражая собственные, индивидуализированные чувства, то есть быть самим собой, постоянно воспитывая в себе личность и проявляя её.
Экология языка
Велик и могуч наш русский язык.
К этим словам уже каждый привык.
Так это, нет ли – нам надо узнать,
Все по порядку начнем разбирать.
Next - поколение новых людей
И воплощение новых идей.
Глупости лишь сочиняют они
Утром и вечером, ночи и дни.
«Палево», «кипишь», «отстойно», «ваще»
Слушать давно надоело уже:
Это и есть наш богатый язык?
К этому каждый ребенок привык?
Если и дальше так дело пойдет,
В будущем что за язык нам грядет?
Может, на пальцах общаться теперь –
Так с человека получится зверь,
Так и случится – иссякнет наш ум:
Нет в голове ни проблем и не дум.
Чтоб не сбылись такие слова,
Чтобы всегда была светлой глава,
Чтобы рой мыслей рождала она,
Чтоб пробудилось сознанье от сна,
Нужно за речью своею следить,
Правильно мыслить и говорить.
Будет нам легче общаться тогда,
Мы сохраним чистоту языка,
Надо побольше нам книги читать,
День ото дня узнавать, рассуждать,
Правильно строить красивую речь,
Чтоб чистоту языка уберечь. (Трифонова В.)
Читая эти стихи, приходишь к убеждению: мы должны и можем помогать своим ученикам обретать себя в собственном художественном слове, потому что через это обретение приходит к человеку понимание ценности СЛОВА вообще. Очень важно и полезно, на наш взгляд, читать книги с детьми ради того, чтобы они научились словам, точно называющим их обретенный или обретаемый опыт. Обретение таких слов – это усилие мысли, ее работа , только она способна открывать двери тому, кто ищет язык.
Существуют общечеловеческие принципы, которые никогда не устаревают. Один из них – взаимоотношения между близкими людьми. Проблема «отцов и детей» очень важна и актуальна, так как семейные ценности также утрачивают своё первоначальное значение, где всегда царило взаимоуважение, любовь к родным людям. Учитель старается обратить внимание ребят на эту «вечную» тему и затронуть струны их души, тем самым воспитывая в них желание активной ответственной деятельности в жизни.
Так, например, после чтения и обсуждения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» проводим урок «Отцы и дети». Актуальность проблемы». Ребята готовятся заранее, подобрав эпиграф, и пишут свое выступление, опираясь на свой небольшой жизненный опыт.
Вот одно из таких рассуждений:
Проблема «отцов и детей»
Первую половину жизни нам отравляют
Родители, вторую – дети.
Миньон Маклофлин
Кто прав, кто виноват? – Вопрос:
Задумывались все всерьёз.
Родители твердили : Мы,
Поскольку есть у нас умы,
Что дети все ещё растут,
Гранит познания грызут-
Им не понять, что значит жить,
Успеть проблемы все решить,
Что дети все ещё глупы,
Мол, жить они должны, как мы.
И вот произошёл раскол:
Кто от родителей ушёл,
Кто спорил, вечностью кляня,
Пророчил славу для себя,
Что прав лишь он – и это факт –
Расторгнуть с прошлым что контракт,
И никакой уж нет нужды,
Жить так, как делали деды.
И этот поколений спор
У нас ведется до сих пор.
Друг друга вряд ли нам понять,
Свои ошибки осознать
И согласиться с тем, что время
Ведет на смену старым племя,
Кто знает, может, хуже нас
Считать мы будем так под час,
Когда и наш век пролетит,
И вновь родитель возразит:
«Не так живешь, не так поешь,
Не так судьбу свою ведешь».
И снова нервы и скандалы,
Проблемы, времени кандалы,
Что постараемся надеть,
Чтоб дети не смогли взлететь.
И навязать свое им мненье,
Кричать, что это преступленье
Судьбу свою так провести,
Ведь надо прошлое спасти.
И поколенье поколенью,
Уча иному поведенью,
Так жизнь свою и проведут.
Когда – то, может быть поймут,
Что новый мир, иные нравы,
И что над временем расправы
Никто не в силах тормозить:
Всяк так живет, как может жить.
Меняя мысли, моду, чувства,
Привычку до ночи гулять,
Свои пристрастия к искусству
В близи врагов не замечать,
Плевать на личные проблемы,
По пышным празднествам ходить,
Как клоун, посреди арены,
Судьбу с улыбкой проследить.
Мы все сменили, все забыли,
Пусть не живем, как нас учили,
И детям будем век «травить»:
Своим их правилам учить.
Увы, без этого нельзя,
Уж так устроена семья. (Балагызова Елена)

В старших классах ребята характеризуются самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. Важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами, найти заинтересованных слушателей.
Так шаг за шагом, урок за уроком мы наблюдаем, как меняется (к сожалению, не у всех) внутреннее состояние души ребят, они учатся задавать себе вопросы о смысле бытия, о красоте и гармонии мира и начинают понимать, что « человек не то, что на него надето», ибо искусство – это путь к самому себе. И многие стихотворные произведения ребят – это философские размышления «о времени и о себе».
Чтобы полное право иметь
Гордо имя носить ЧЕЛОВЕК,
Нужно в жизни своей уметь
Людям радость нести весь век.
Всё хорошее надо искать,
Не вокруг себя, а в себе,
Ту дорогу в жизни избрать,
Как известно, у нас их две:
Если выберешь лёгкую ты,
Положась на людей вокруг,-
Улетят все твои мечты,
Попадёшь в замкнутый круг.
Безразличие и безучастье
Приведут лишь в болото сна,
Ускользает из рук твоих счастье-
Ты достигнешь самого дна.
Если выберешь трудный путь-
Свои силы используй лучше,
Зову сердца лишь верен будь-
И пройдешь чрез любую пущу.
Если плохо кому – помоги,
Если плохо тебе – крепись,
Никогда от невзгод не беги,
Если буря какая – не гнись.
Цель заветную в жизни имей,
Постарайся ее достигнуть:
Надо будет пройти сто полей,
Надо будет с утеса прыгнуть.
Ничего не страшись, человек,
Волей, силой непобедимый!-
Счастье будет тебе весь век,
Твой характер – неукротимый! (Трифонова Валентина)
Как видим, мысль ученика –о предназначении человека,о самом себе, об истории и государстве, о любви и природе, о счастье и справедливости – появляется как результат соотнесения художественного мира текста и реальности его личного опыта.
Литературные произведения ставят вопросы, перед которыми учитель и ученик всякий раз оказываются лицом к лицу. Дать материализоваться в слове чувствам и мыслям ученика в связи с поставленными вопросами и собственной личностью означает осмысленно встречать другого и самого себя в ситуациях нового опыта, мужественно глядеть на мир и принимать его для собственной жизни через призму общечеловеческих ценностей.























Список литературы

Гордиенко Л. Зачем оно, гуманитарное образование? // Литература, №18, 2006.
Гордиенко Л. Уроки литературы и воспитание школьника. // Литература, №!:, 2007.
Громцева С.Н. Поиск новых путей.- М.: Просвещение, 1990.
Ильин Е.Н. Путь к ученику.- М.: Просвещение, 1988.
Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят».- М.: Просвещение, 1990.
Шолпо И. Рождение слова на уроках творчества// Литература, №22, 2006.
Заголовок 115