Домашняя контрольная работа по МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя по специальности 050146 Преподавание в начальных классах


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
"Братский педагогический колледж"
Заочное отделение
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по МДК.03.01 Теоретические и методические основы
деятельности классного руководителя
для студентов специальности
050146 Преподавание в начальных классах
Подготовила:
преподаватель Проничева С.В.
2015г.
пояснительная записка
Данные рекомендации содержат задания для самостоятельной контрольной работы студента-заочника, выполнение которых позволит, углубить и расширить знания по отдельным, наиболее значимым темам, а также позволит обеспечить формирование умения самостоятельно извлекать информацию из разных источников, перерабатывать и представлять в печатной форме.
Выполнению контрольных заданий должно предшествовать изучение необходимого теоретического материала согласно рекомендуемому списку литературы по каждой теме, а также благодаря поиску и обработке дополнительных источников информации. Список рекомендуемой литературы предлагается с целью формирования самостоятельных ориентиров в выполнении заданий.
Домашняя контрольная работа представлена в 10 вариантах, в каждом из которых по 2 задания: 1-представляет теоретическую и практическую проработку конкретного вопроса согласно предлагаемому плану, 2- составление интеллект-карты по категориям и педагогическим явлениям, изучающим в процессе изучения МДК.
Требования к оформлению ДКР:
Объём работы составляет до 20 страниц печатного текста. Рекомендуемый объем – это обязательное требование к ДКР, его несоблюдение будет рассматриваться как серьезный недостаток и являться основанием для снижения оценки.
В работе должны быть: титульный лист, содержание (оглавление), основная часть (ответы на вопросы), список литературы, приложение (по необходимости). На титульном листе указывается название образовательного учреждения, форма представленной работы, полное название МДК, Ф.И.О. студента, № группы, форма обучения, № варианта, дата сдачи, Ф.И.О. преподавателя, место для оценки, подписи и даты проверки преподавателем.
Приложение оформляется на отдельных листах, каждое должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера.
В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения материала, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность в соответствии с установленными нормами языка.
Страницы текста нумеруются арабскими цифрами по середине, вверху листа, нумерация соответствует оглавлению. Титульный лист и лист «Содержание» не нумеруются, но считаются.
Список литературы составляется строго в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТом 7.1- 2003, отражает не менее 7-10 источников, в т.ч. статьи из периодических изданий. В самой работе должны быть оформлены ссылки на используемую литературу.
Набор текста работы осуществляется на одной стороне листа стандартной белой бумаги формата А4 с использованием шрифта TNR – 14 через полтора межстрочных интервала, выравнивание – по ширине с полями вверху – 20мм, внизу – 20мм, слева – 30мм, справа – 10мм.
Размерные показатели: в одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак; абзацный отступ равняется 5 знакам или стандартным отступом компьютерного редактора (1,25см).
Требования к оформлению интеллект-картыИнтеллект-карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Схематично выглядит таким образом:

Техника выполнения:
1. Возьмите лист формата А-4.
2. В центре отметьте ключевое явление. А ветвями от него будут события, явления, факторы, причины, условия, педагогические работники, непосредственно связанные с этим явлением.
3. Нарисуйте или подберите графическое изображение каждой ветви.
Критерии оценки домашней контрольной работы:
глубина раскрытия вопроса (теоретический и практический аспект);
точность в определении понятийного аппарата;
достаточный фактический материал,
самостоятельность выполнения работы;
соответствие оформления работы предъявленным требованиям.
На основе критериев выставляются оценки в зачётную книжку студента и в учебный журнал группы:
- «отлично», когда все требования к содержанию, оформлению, сроки сдачи соблюдены; студент проявил осознанность и самостоятельность выполнения работы;
- «хорошо», когда студент выполнил почти все требования, но имеются погрешности в представлении материала: не прослеживается глубина проработки вопроса в практическом плане; нарушена структура изложения материала, отдельные пункты из предложенного плана представления вопроса упущены и не раскрыты;
- «удовлетворительно», когда студент изучил слишком малый объём предложенных источников, допустил погрешности в оформлении, не представил работу согласно предложенному плану, выполнил работу компилятивным путём (без её логической обработки).
Вариант №1
1.Приёмы формирования благоприятного психологического климата в классе.
Рассмотреть понятия: социально-психологический климат (далее СПК) коллектива, зоны социально-психологического климата.
Раскрыть:
- значение формирования и совершенствования СПК в коллективе;
- характеристики благоприятного СПК;
- характеристики неблагоприятного СПК;
- приёмы изучения СПК;
- описание способов формирования СПК: игры и упражнения (обязательно указывается автор, цель и процедура проведения).
2. Составить интеллект-карту по теме «Координация деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих в классе».
Литература:
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука или искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Совершенство, 1998.- 368с.
6. Журналы «Воспитание школьника» 2012-2015гг.
7. Журналы «Классный руководитель» 2012-2015гг.
8. Журналы «Начальная школа: плюс-минус» 2012-2015гг.
9. Журналы «Начальная школа» 2012-2015гг
Вариант №2
Диагностика классным руководителем результатов процесса воспитания.
Рассмотреть понятия: воспитанность, уровень воспитанности. Раскрыть:
- необходимость изучения уровня воспитанности ребёнка;
- значение данной работы для классного руководителя;
- методы изучения уровня воспитанности;
- описание конкретных методик (обязательно указывается автор методики, цель исследования, само содержание, процесс обработки и интерпретации результатов согласно цели исследования)
2. Составить интеллект-карту по теме «Виды классного руководства».
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с. - (Работаем по новым стандартам).Стефановская Т.А. Педагогика: наука или искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Совершенство, 1998.- 368с.
3. Журналы «Воспитание школьника» 2012-2015гг.
4. Журналы «Классный руководитель» 2012-2015гг.
5. Журналы «Начальная школа: плюс-минус» 2012-2015гг.
6. Журналы «Начальная школа» 2012-2015гг
Вариант №3
Теоретические и методические основы семейного воспитания.
Рассмотреть понятия: семья, семейное воспитание.
Раскрыть:
- социальные и педагогические функции семьи;
- особенности и проблемы современной семьи;
- семейное воспитание как составная часть воспитания и формирования личности;
- цель, задачи, содержание семейного воспитания.
2. Составить интеллект-карту по теме «Педагогический мониторинг в деятельности классного руководителя».
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 416с.
Основы семейного воспитания. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2011.- 192с.
4. Журналы «Воспитание школьника» 2012-2015гг.
5. Журналы «Классный руководитель» 2012-2015гг.
6. Журналы «Начальная школа: плюс-минус» 2012-2015гг.
7. Журналы «Начальная школа» 2012-2015гг
Вариант №4
Методы и условия семейного воспитания.
Рассмотреть понятия: семья, семейное воспитание.
Раскрыть:
- особенности и проблемы современной семьи;
- семейное воспитание как составная часть воспитания личности;
- ретроспективный анализ проблем семейного воспитания;
- методы семейного воспитания в современных условиях.
2. Составить интеллект-карту по теме «Формы работы с родителями»
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 416с.
Основы семейного воспитания. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2011.- 192с.
4. Журналы «Воспитание школьника» 2012-2015гг.
5. Журналы «Классный руководитель» 2012-2015гг.
6. Журналы «Начальная школа: плюс-минус» 2012-2015гг.
7. Журналы «Начальная школа» 2012-2015гг
Вариант №5
Организация семейного досуга.
Рассмотреть понятия: семейный досуг, семейное воспитание.
Раскрыть:
- значение семейного досуга для воспитания ребёнка;
- принципы организации семейного досуга;
- формы организации семейного досуга: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные игры;
- домашние праздники (день рождения, Новый год, Рождество, Пасха и др.) как одна из форм организации семейного досуга и формирования традиций.
2. Составить интеллект-карту по теме «Конфликтная ситуация»».
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. – М.: Просвещение, 2011. – 96с. - (Работаем по новым стандартам).
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 – 142с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 416с.
Основы семейного воспитания. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2011.- 192с.
6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/начальная школа
7. Профильные периодические издания: //Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии//Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус (за 5 последних лет).
Вариант №6
Организация взаимодействия классного руководителя с родителями.
Рассмотреть понятия: семья, родители; родительская встреча, родительское собрание.
Раскрыть:
- особенности содержания и форм работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющих);
- методы взаимодействия семьи и школы;
- составление плана работы с родителями;
- требования к разработке плана-конспекта родительской встречи, консультации, беседы и протокола родительского собрания.
2. Составить интеллект-карту по теме «Типы конфликтов».
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 416с.
Основы семейного воспитания. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2011.- 192с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений СПО. – М. Академия, 2012.- 496с.
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/начальная школа
6. Профильные периодические издания: //Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии//Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус (за 5 последних лет).
Вариант №7
Организация делового общения во взаимодействии классного руководителя с педагогическим сообществом образовательного учреждения.
Рассмотреть понятия: деловое общение, взаимодействие, сотрудничество, конфликт, конфликтная ситуация.
Раскрыть:
- функции, виды, формы и барьеры делового общения между сотрудниками образовательного учреждения;
- этические нормы и принципы делового общения;
- способы разрешения конфликтных ситуаций через соблюдение норм и принципов делового общения
2. Составить интеллект-карту по теме «Формы работы с общественностью».
Литература:
1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.:ВЛАДОС, 2005. – 335с.: ил.- (Азбука психологии).
2. Козлов В.В., Козлова А.А.Управление конфликтом/ В.В. козлов, А.А.Козлова – М.: Эксмо, 2004. – 224с. (Серия «Бизнес-тренинг»).
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/начальная школа
4. Профильные периодические издания: //Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии//Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус (за 5 последних лет).
Вариант №8
Конфликты в школе, их анализ и решение.
Рассмотреть понятия: конфликт, конфликтная ситуация, урегулирование конфликта.
Раскрыть:
- виды конфликтов в школе:
а) между учителем и учеником,
б) между учителем и группой детей,
в) между учителем и родителем (родителями),
г) между детьми,
д) между педагогическими работниками.
- причины возникновения конфликтов;
- позиция классного руководителя;
- способы урегулирования конфликтов классным руководителем.
2. Составить интеллект-карту по теме «Типы семьи».
Литература:
1. Рогов Е.И. Психология общения. – М.:ВЛАДОС, 2005. – 335с.: ил.- (Азбука психологии).
2. Козлов В.В., Козлова А.А.Управление конфликтом/ В.В. козлов, А.А.Козлова – М.: Эксмо, 2004. – 224с. (Серия «Бизнес-тренинг»).
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/начальная школа
4. Профильные периодические издания: //Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии//Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус (за 5 последних лет).
Вариант №9
1.Формы и методы взаимодействия семьи и школы в современных условиях
Рассмотреть понятия: взаимодействие, семья, школа
Раскрыть:
- функции школы по отношению к семье;
- направления работы классного руководителя с семьями младших школьников: изучение семейной атмосферы, психолого-педагогическое просвещение родителей, работа с родительским активом, привлечение родителей к воспитательному процессу учащихся;
- формы и методы взаимодействия школы с родителями школьников.
2. Составить интеллект-карту по теме «Функции классного руководителя».
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 416с.
Основы семейного воспитания. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2011.- 192с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений СПО. – М. Академия, 2012.- 496с.
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/начальная школа
6. Профильные периодические издания: //Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии//Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус (за 5 последних лет).
Вариант №10
1.Формы взаимодействия классного руководителя с педагогическими работниками.
Рассмотреть понятия: взаимодействие, педагогический работник.
Раскрыть:
- формы взаимодействия классного руководителя с членами педагогического коллектива и представителями администрации;
- методы и приёмы взаимодействия с педагогическими работниками школы (членами педагогического коллектива и представителями администрации);
- составление плана совместной деятельности педагогического коллектива по вопросам обучения и воспитания класса.
2. Составить интеллект-карту по теме «Классный руководитель».
Литература:
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 416с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений СПО. – М. Академия, 2012.- 496с.
4.Социальная сеть работников образования nsportal.ru/начальная школа.
Сайт 273-фз.рф
6.. Профильные периодические издания: //Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии//Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус (за 5 последних лет).