Дидактические игры на уроках математики. Пособие для учителя и учащихся.

Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно.
А.Н. Колмогоров.

Дидактические игры на уроках математики.

I.Натуральные числа и нуль.

Дидактическая игра «Счет - дополнение» по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Условия игры.
Учитель записывает на доске какое-то число, например 37. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 37. Ученики в ответ должны назвать число, которое дополняет данное до 37. Те числа, которые называет учитель и учащиеся не записываются.
Другой вариант.
Учитель записывает на доске какое-то число, например 17. Затем он медленно называет число, которое больше, чем 17. Ученики в ответ должны назвать число, которое дополняет число 17 до названного учителем. Те числа, которые называет учитель и учащиеся не записываются.

Игра-развлечение по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».
Эта игра, связанная с делимостью чисел на 11.
Предложите учащимся написать на классной доске любое многозначное число. К этому числу вы можете быстро справа или слева приписать одну цифру так, чтобы получившееся число разделилось на 11. Если, например, ученик записывает на доске число 43572, то к этому числу справа или слева приписывается цифра 1. Получившееся число разделится на 11.
После нескольких опытов, можно предложить учащимся разобраться в этом вопросе, воспользовавшись признаком делимости на 11. на 11 делятся те и только те числа, у которых сумма цифр, стоящих на нечетных местах, либо равна сумме цифр стоящих на четных местах, либо больше или меньшее ее на число, делящееся на 11.

Дидактическая игра «Играй и выигрывай» по теме: «Рациональные приемы устного счета».
Условия игры.
Класс разбивается на одноуровневые пары. Каждая пара получает два набора карточек.
На одних карточках даны задания, на других ответы. Один учащийся получает набор с заданиями, а другой с ответами. Первый учащийся предлагает другому карточку с заданием, другой должен среди чисел в своем наборе найти нужный ответ. Затем учащиеся меняются наборами и игра продолжается.







1 уровень
2 уровень
3 уровень

Пример
Ответ
Пример
Ответ
Пример
Ответ

24·5
120
46·5
230
86·5
430

13·11
143
34·11
375
67·11
737

25·10
250
24·9
216
35·9
315

44·50
2200
24·25
600
44·25
1100

31·11
341
48·50
2400
34·99
3366

26·100
2600
56·11
616
36·50
1800

48·5
240
46·9
414
68·11
748

67·10
670
32·25
800
64·25
1600

14·11
154
46·50
2300
246·5
1230

16·50
800
84·5
420
46·9
414



II. Выражение.
Дидактическая игра «Кольцо» по теме: «Числовое выражение и его значение».
Условия игры.
Ученики делятся на одноуровневые группы. Каждая группа получает задания одного уровня, причем только у одного ученика все задание записано полностью, а у остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает тогда, когда его товарищ, сидящий рядом, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. Причем «кольцо» должно замкнуться, если ответ последнего задания будет совпадать с первым числом из первого задания. В такой игре должны быть все внимательны, поскольку ошибка одного приведет к неверному решению всей группы.

1 уровень
2 уровень
3 уровень

18-8:2=
44:2+13=
(66 – 58+13):7·10=

(-9) ·5=
- 31·0=
: 3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Дидактическая игра «Ералаш» по теме: «Формулы: пути, площади, периметра, объема».
В большом математическом государстве жила-была формула. Она имела множество имен и так часто менялась, что иногда трудно было узнать ее.
Но она очень добра и всегда готова помочь тому, кто не только узнает ее с первого взгляда, но и знает наизусть хотя бы некоторые из ее имен.
Задание вам, ребята.
Установить соответствие между формулой и ее прочтением.

S = a·b
Пройденный путь равен произведению скорости на время.

V =s:t
Чтобы найти время движения надо путь разделить на скорость.

P = 2a+2b
Площадь прямоугольника равна произведению его соседних сторон.

S = v·t
Площадь квадрата равна произведению его соседних сторон.

V = a·b·c
Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон.

S =a2
Чтобы найти скорость, надо путь разделить на время.

t=s:v
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.


IV. Десятичные дроби.
Игра «Магический квадрат» по теме: «Сложение десятичных дробей».
Учащимся предлагается квадрат 3Ч3. с пустыми клетками и набор карточек с числами. Числа подбираются так, чтобы разность между соседними была постоянной. Требуется заложить квадрат числами так, чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали, диагонали равнялась одному и тому же.












Например: 0,3; 0,6; 0,9; 1,2; 1,5; 1,8; 2,1; 2,4; 2,7. Сумма чисел по вертикали, горизонтали, диагонали равна 4,5.







Дидактическая игра «Заполни клетку по теме: «Все действия с десятичными дробями».
Учащиеся получают листочки с заданием. Эти задания содержат открытую позицию одного из компонентов арифметического действия (пустая клетка). Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Число баллов учащемуся начисляется по числу правильных ответов.

1 уровень
2 уровень
3 уровень


1,3 + 0,6 =(
( - 1,7 =(
(· 2 = (
(+ 0,1 = (
( : 0,5 = (
( – 0,4 =(
( ·10 = (
( + 0,3 = 6,3

1,4 + 0,6 = (
(- 1,7 = (
( · 1,2 = (
( : 9 = (
( + 0,96 = (
( - 0,2 = (
(· 0,5 = (
( + 1= 1,4

0,9 - 0,54 = (
( : 0,6 = (
(· 0,2 = (
(+ 1,08 = (
(: 0,04 = (
( · 0,01 = (
( : 2 = (
(+ 0,75 = 0,9


1,4 + 0,5 = (
(- 1,3 = (
( · 1 = (
( + 1,2 = (
( : 3 = (
( + 1,2 = (
( - 0,8 = (
( · 1,4 = 1,4

2,6 + 0,4 =(
( - 2,8 = (
( · 1,8 =(
( : 12 = (
(+ 0,97 = (
(- 0,1 = (
( · 0,5 = (
(+ 2,15 = 2,6

0,7 - 0,43 = (
(: 0,9 = (
(· 0,4 = (
( + 0,68 = (
(: 0,02 = (
(· 0, 01 = (
(: 0,4 = (
(+ 0,6 = 0,7




V. Уравнения.

Дидактическая игра «Меткий стрелок» по теме: «Решение уравнений с помощью компонентов и свойств арифметических действий».
Содержание игры. Каждому учащемуся предлагается два набора карточек: задания и ответы. Необходимо « пустить стрелу» (провести стрелку) от примера к ответу.

1 уровень
2 уровень
3 уровень

9+x=26
c-8=18
a:9=3
45:c=5
7·x=49
24-a=9
18+b=30
9·y=72
26-b=15
24:c=6
27
7
12
4
8
11
26
17
9
15

(54+2)x=56
8+(y+1)=32
4a-5=19
(13+x)+72=100
18-2y=2
3c+9=36
(x+45)-76=14
(m-37)-25=13
x:(25-24)=0
29-4x=1
23
0
15
8
7
6
75
1
45
9

(x+45)-76=14
(m-37)-25=13
x:(25-24)=0
29-4x=1
5a+2a=35
11x-3x=80
6a+3a-a=64
5x-4x+7=10
10b+4-5b=9
8x-6=5x+6
1
7
3
75
10
0
5
4
45
8













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615