Методическая разработка: Использование игры в учебно-воспитательном процессе


Филиал МАОУ Тоболовская СОШ С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Тема: «Использование игры в учебно – воспитательном процессе»
34290013335
Воспитатель:
Хохолкова Ирина Владимировна
9074151143000
пос. Октябрьский
2016г
План
Ведение……………………………………………………………..……….… 3
§1. Значение игры для детей ……………………….……………..……… 6
§2. Виды игр……………………………………………………...……….….. 9
§3. Воспитательный и обучающий потенциал игры……………………..16
§4. Требования к игре……………………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………. 21
Используемая литература……………………………………………………. 22
Введение
В педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности всё более широкое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и обучающихся.
Необходимость повышение уровня культуры общения детей в учебно- воспитательном процессе диктуется необходимостью повышения их познавательной активности, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и социальное образование в рамках круга семьи как этап воспитания подрастающих членов общества, на котором формируется основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объёмов информации диктуют свои условия к применению методов обучения детей. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению информации и повышению уровня количества знаний.
Наоборот, материал, плохо усвоенный детьми, не может, является надёжной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения детей, базирующихся на передовых представлениях детской психологии, и здесь на помощь педагогу должна прийти игра. Игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения и воспитания.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка-не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.», - писала Н.К. Крупская.
Так же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие воспитанника в целом.
В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определённых воспитательных задач. Игра будет являтся средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной игры воспитатель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это возможно нехватка игрового материала, недостаток внеурочного времени на проведение игр с детьми.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы).
Это важнейший путь включения детей в работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
§1. Значение игры для детей
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания.
Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чём - то созвучна природе ребёнка. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Л. С. Выготской на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.
Ребёнок в раннем детстве весь поглощён предметом способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребёнка от взрослого и ребёнок замечает, что он действует как взрослый. Ребёнок ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.
Обобщённость и сокращённость игровых действий является симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определённое отношение с их стороны, деятельность.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
П. Я. Гальперин выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:
Этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;
Этап формирования того же действия в плане громкой речи;
Этап формирования собственно умственного действия.
Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.
Я высоко оцениваю значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идёт речь о свободном, не связанном решением какой-либо определённой задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого.
Все эти воспитывающие эффекты опираются как на своё основание, на то влияние, которое игра оказывает на психологическое развитие ребёнка, на становление его личности.
Я рассмотрела игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребёнка в этой связи можно назвать следующие:
В игре развивается мотивационно - потребностная сфера:
возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные (соподчинение мотивов)
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
ребёнок, принимая роль какого – либо персонажа, героя учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
Развивается произвольность поведения:
разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребёнок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
Развиваются умственные действия:
формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.
Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс.
Игра – это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.
§2. Виды игр.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства и спорта.
Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра – труд, игра – общение, музыкальные игры, художественные, игры – драматизации, подвижные, спортивные..
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры – забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно – ролевые. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине лётчика.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Гозмана.
Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в любом возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании.
Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребёнка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно- конструкторские игры и игры с элементами труда.
В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни..Основные компоненты ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
В настоящее время более активно используются в обучении компьютерные игры.
Компьютерные игры – имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудноуловимо.
Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях.
Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.
Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих игр.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других - иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует.
Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.
В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений т.д.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдо сюжетные игры.
Такая группировка игр подчёркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
игры – путешествия,
игры - поручения,
игры – предположения,
игры – загадки,
игры – беседы (диалоги).
Игры – путешествия – имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра – путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через обычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребёнку, радует его.
Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть – чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что – то – узнать, чему – то научится.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра – путешествие – игра действия, мысли, чувств ребёнка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре – путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от её решения, содержательный отдых. В состав игры – путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры – путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий.
Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем – то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.
Иногда игру – путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели.
Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры – поручения – имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче.
В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что – то сделать: «Помоги Буратино», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры предположения – «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы я хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» т.д. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?», «Что бы я сделал…».
Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщённо – доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»
Игры – загадки. Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости.
В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматривается как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка.
Детям нравятся игры – загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры – беседы (диалоги) В основе игры – беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.
В игре – беседе воспитатель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра – беседа таит в себе опасность усиления приёмов прямого обучения.
Воспитательно – обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отражённого в игре.
Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что – то узнать.
Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём – то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно – ролевыми и другими.
Игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении.
В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий.
Правила организуют познавательную деятельность детей: что – то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть направленны на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
§3. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит,
во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в тематике игр;
во-вторых, от того, каким героям подражают дети;
в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в её добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников.
Но нельзя забывать и другое… игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.В интеллектуальных играх творческая задача – быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно – ролевых, строительных играх, играх – драматизациях задача другая, но не менее творческая задача - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.
Нетрудно заметить, сколь важны эти качества - организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации т.д.- для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня.
Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит её влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем…
Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Её можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель – «хочу!», то вторая цель – игровая задача – существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе» (своеобразная форма осознанной необходимости)
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.
Включившейся в игру ребёнок непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «спрячься», «перевоплотись» т.д. Чтобы справится с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявит смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микро масштабах, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности.
Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой до тех пор, пока она даёт действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть.
Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь поскольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребёнка и взрослого.
Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы в первые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»
В трёхступенчатой мотивации игры - «хочу!» - «надо!» - «могу!» - заключён, очевидно, основной механизм её влияния на личность, секрет самовоспитания.
Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:
Вовлекать детей в игру, использовать особые приёмы, побуждающие желание играть («хочу играть!);
Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо!»);
Развивать творческие потенции ребёнка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
§4. Требования к игре.
Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях должны лежать следующие принципы:
Актуальность методического материала (разнообразие заданий: интересные тексты диктантов, актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и т.д.) собственно помогает ребятам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремится к лучшему из возможных решений. Наиболее ярко этот принцип заметен при применении игрового материала в таких формах повторения пройденного материала как диктант, изложение, контрольная работа, контрольное чтение т.д.
Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую – более сложные.
Соревновательность создаёт у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурсанта, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задаёт вопросы – другая отвечает на них), «Брейн – Ринг» (вопросы задаёт педагог), «Умники и Умницы» т.д.
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях играм:
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится и выбрать другую игру.
Игра – не урок. Это не значит: что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятиях.
Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а ещё лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.
Заключение
Итак, в заключение я могу сказать, что игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.
Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные, когда - либо действия и, тем самым, приобретая определённые навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.
Дети анализируют определённые ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
В воображении ребёнка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом, игра развивает абстрактное мышление ребёнка. Другим важным фактором является их развитие. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет. Всё то, что ему запрещается взрослыми.
Используемая литература:
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой», Москва, 1987г.
Аникеева Н.П. «Игра в педагогическом процессе», Новосибирск, 1889г.
Аникеева Н.П «Педагогика и психология игры», Москва, 1986г.
Гозман О.С. «Социальные аспекты развития // Советская педагогика», 1988г. № 5
Добрынская Е.И. «Свободное время и развитие личности», Ленинград, 1983г.
Эльконин Д.Б. «Психологические игры», Москва, 1978г.