Рабочая программа по географии для 7 класса (ОС Школа 2100)














Рабочая программа
учебного предмета География в 7 классе
(наименование предмета)






Учитель: Щербакова Н.Л.













2015 год


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) 2004 года (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312),
Федеральный базисный учебный план 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089),
Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312» ,
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312»,

Авторская программа коллектива в составе: В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Лобжанидзе, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, А.А. Летягин - «География» для общеобразовательных учреждений, включенной в сборник программ ОС «Школа 2100» (2008 год),
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Обязательный минимум содержания общеобразовательных программ по учебному предмету «География» определяет количество дидактических единиц, описывающих предметное содержание путем тематического агрегирования и являющихся обязательными для всех типов общеобразовательных учреждений. При составлении рабочей программы по географии для 7 – го класса использован обязательный минимум содержания основных образовательных программ, приведенный в сборнике нормативных документов по географии (М.: Дрофа, 2004). Учебный год определяется в количестве 35 учебных недель, одна из которых отводится на проведение промежуточной аттестации обучающихся (согласно приказа директора школы о режиме работы ОУ). Преподаваемый курс рассчитан по программе на 68 часов, по 2 часа в неделю, что отражено в тематическом и поурочном планировании. Распределение 3 резервных часов по авторской программе отражено в тематическом планировании рабочей программы.



Программа будет реализована с помощью УМК, включающего в себя:
учебник, созданный авторским коллективом: И.В. Душина, Т.Ю. Притуло, Т.Л. Смоктунович «География», в котором также отражен необходимый обязательный минимум географических знаний по курсу «Материки, океаны, народы и страны». Данный учебник включен в рекомендованный к использованию федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 учебный год,
комплект из географического атласа и контурных карт с перечнем заданий, составленный и подготовленный к изданию ПКО «Картография», «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», отражающие специфику курса и требования к обучающимся в 7 (базовом) классе,
тетрадь на печатной основе с заданиями, разработанными исходя из особенностей курса «География. 7 класс» ОС «Школа 2100».

На основе данной рабочей программы и осуществляется образовательная деятельность в 7 классе, которая обеспечивает реализацию ФКГОС от 2004 года, являющегося обязательным для изучения во всех типах общеобразовательных учреждений.
В рамках новой концепции курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.
Усиление страноведческой основы школьной географии проверено мировой практикой и соответствует возрастным особенностям школьников. У обучающихся переходного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и к событиям общественной жизни, способностей рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов.
Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса:
расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением;
усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;
на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Отбор изучаемых в курсе стран производится не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в курсе «Земля – планета людей» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).
В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Особенности природы материков», «Особенности природы океанов», «Освоение Земли человеком», «Континенты и страны», «Земля – наш дом». Кроме этого курс предполагает и практическую составляющую, которая поможет обучающимся совместить приобретение новых знаний и их применение в реальных условиях повседневной деятельности.
Практическая часть рабочей программы состоит из следующих частей: 1. Опыт практической деятельности (обозначен в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, приведенном в сборнике нормативных документов по география (М.: Дрофа, 2004), 2. Практическая деятельность обучающихся 7 класса согласно авторской программы (авторская программа для общеобразовательных учреждений, включенная в сборник программ основной и старшей школы ОС «Школа 2100» (авторы - В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Лобжанидзе и другие).
В связи с перегруженностью практической части в программе, созданной авторским коллективом в составе: В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Лобжанидзе и другие, недостаточного количества отведенного учебного времени на изучение теоретического материала некоторые из работ были либо объединены со сходными по содержанию работами из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по географии от 2004 года, либо элементы их содержания были включены в теоретический и практический материал курса. Часть практических работ, входящих в комплекс практических работ по авторской программе ОС «Школа 2100» вынесена на реализацию в домашних условиях, т.к. их можно отнести к работам практико – ориентированного, творческого характера и выполняющиеся по выбору обучающихся, а именно:

Пр. работа 2 «Составление простейшей схемы «Деление ГО на природные комплексы».
Пр. работа 4 «Описание по плану рельефа одного из материков».
Пр. работа 7 «Оценивание климатических условий материков для жизни населения».
Пр. работа 12 «Описание особенностей ГП одного из больших остров; сравнение географического положения двух островов (по выбору), описание по картам атласа и другим источникам информации природы и населения одного из островов».
Пр. работа 17 « Составление проектов маршрутов плаваний у берегов Северной Африки и путешествий по Сахаре».
Пр. работа 19 « Выявление особенностей расового и этнического состава населения стран Восточной Африки».
Пр. работа 20 « Определение основных видов деятельности населения стран Южной Африки».
Пр. работа 26 « Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем».
Пр. работа 27 « Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой из стран Северной Америки».
Пр. работа 30 « Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам».

Реализация практических работ раздела № 5 «Земля – наш дом» проводится следующим образом:
1.Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов (реализуется через подобные работы по материкам, океанам и странам Земли).
2. Моделирование положения материков Земли в разные эпохи жизни планеты и в далеком будущем (реализуется как часть теоретического материала в разделе 1 в теме «Рельеф континентов»).
3. Составление описания местности, в которой школьник провел летние каникулы, сравнение его работы с описаниями, выполненными другими учащимися (выполняется как летнее задание по географии).

Методы обучения. Рабочая программа составлена для 7 класса общеобразовательного типа. Деятельностный, личностно-ориентированный подход направлены на развитие критического мышления в 7 классе посредством организации опережающих заданий, заданий на выбор, индивидуальных сообщений. Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. На уроках в 7 классе использую диалогическую форму: беседу с классом, работу школьников с вопросами и заданиями учебника. Применяю учебные картины, иллюстрированные таблицы, карты. В составе практических методов использую наблюдения объектов и явлений в природе, работу с картами, схемами. На уроках сами школьники работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей. Использую объяснительно - наглядный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский методы обучения.
Формы обучения. Фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии Основные формы контроля. Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тестирование, географический диктант, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ.

К методическим особенностям преподавания географии в классе можно отнести использование ИКТ, а также из особенностей данного класса возможно применение коллективных средств обучения, исследовательская деятельность (которая включена в учебник, рабочую тетрадь в виде заданий различного содержания и форм выполнения). Контроль за ЗУН обучающихся осуществляется в форме фронтального опроса, систему практических работ, работ с использованием заданий в тетради на печатной основе.
Тематическое планирование. 7 класс.



Название темы
Кол-во часов (включая резервные часы)
Резерв (3 часа)
Практические
работы


Введение
3

3

1.
Особенности природы материков
11 (10+1резерв)
*
9

1.1.
Рельеф континентов
2

2

1.2.
Климат и воды
4

2

1.3.
Растительность и животный мир материков
5

2

2.
Особенности природы океанов и островов
4 (3+1)
*
3

3.
Освоение Земли человеком
5 (4+1)
*
3

4.
Материки и страны
41

22

4.1.
Африка
7

5

4.2.
Австралия и Океания
4

2

4.3.
Антарктида
1

1

4.4.
Южная Америка
5

3

4.5.
Северная Америка
5

3

4.6.
Евразия
19

9

5.
Земля – наш дом.
3

3


Итого:
68 (65+3 резерва)
3
41




Поурочное планирование по географии. 7 класс.


Кол-во
часов
Название темы
Название урока


Практические работы
Д/з
Отметка о выпол-нении
Отмет
ка о икт
Примечание (в том числе пр. работы максимального уровня)


3
Современный облик планеты Земля (Введение).






1.


Что изучают в курсе «Земля – планета людей». Поверхность планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и части света. Суша – место деятельности людей. Взаимодействие человечества с окружающей средой в прошлом и настоящем. Понятие «ГП».
Пр. работа 1 «Определение ГП объектов на глобусе и карте»
П1




2.


Географическая оболочка – среда жизни и деятельности человека. Пространственная неоднородность ГО и ее причины, деление ГО. Зональность и вертикальная поясность.

П2


Пр. работа 2 «Составление простейшей схемы «Деление ГО на природные комплексы».

3.


Источники географических знаний. Геокарта – условно-знаковая модель земной поверхности. Многообразие географических карт.
Пр. работа 3 «Знакомство с аннотациями географических справочников и других источников географической информации, самостоятельное составление аннотации. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам».
П3




Р1
11

Особенности природы континентов.






4
2
1.1. Рельеф континен-тов
Происхождение материков и впадин океанов. Как формируется рельеф материков. Типы земной коры и плит литосферы. Платформы и складчатые пояса. Сейсмические пояса Земли.

П4


Пр. работа 4 «Описание по плану рельефа одного из материков».

5


Устройство поверхности материков. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Процессы, формирующие рельеф. Стихийные явления в литосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, меры по ее охране.
Пр. работа 5 «Сравнительная характеристика рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различия».
П5




6
4
1.2. Климат и воды.
Как формируются климаты Земли. Пояса атмосферного давления, воздушные массы, их типы и движение. Постоянные ветры. Климатообразующие факторы.
Пр. работа 6 «Описание различий в климате одного из материков».
П6




7


Климатические пояса и области. Особенности климатов отдельных материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий. Стихийные явления в атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

П7


Пр. работа 7 «Оценивание климатических условий материков для жизни населения».

8


Воды материков. Реки. Зависимость вод от рельефа и климата. География «речных цивилизаций». Стихийные явления в гидросфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

П8




9


Воды материков. Озера, ледники, подземные воды. Черты сходства и различия вод материков. Влияние хозяйственной деятельности людей на атмосферу и гидросферу, меры по их охране.

П9




10
5
1.3. Расти-тельный и животный мир материков
Особенности растительности, почв и животного мира северных и южных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Мир арктических пустынь, тундры и тайги.

П10




11


Мир лиственных лесов, степей и пустынь.

П11




12


Мир тропических лесов, саванн и пустынь. Высотная поясность в горах.

П12,13




13


Культурные растения и домашние животные. Изучение центров происхождения культурных растений Н.И. Вавиловым. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.
Пр. работа 8 «Составление каталога культурных растений и домашних животных по материкам».
П14




14


Природные и антропогенные ландшафты. Степень антропогенного изменения природы материков. Заповедники и национальные парки. Карта антропогенных ландшафтов материков. Влияние хозяйственной деятельности людей на биосферу, меры по ее охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Пр. работа 9 «Нанесение на контурную карту каждого материка ареалов территорий с антропогенными ландшафтами».
П14, записи




Р2
4

Особенности природы океанов и островов.






15


Океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов. Особенности географического положения Атлантического океана, строение и основные черты рельефа дна, климат, водные массы, система основных поверхностных течений, органический мир. Проявление зональности (природные пояса). Освоение и хозяйственное использование океана человеком, экологические проблемы и пути их решения.

П15




16


Особенности географического положения Тихого и Индийского океанов, строение и основные черты рельефа дна, климат, водные массы, система основных поверхностных течений, органический мир. Проявление зональности (природные пояса). Освоение и хозяйственное использование океанов человеком, экологические проблемы и пути их решения.
Пр. работа 10
«Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных океанов».
П16




17


Особенности географического положения Северного Ледовитого океана, строение и основные черты рельефа дна, климат, водные массы, система основных поверхностны течений, органический мир. Проявление зональности (природные пояса). Освоение и хозяйственное использование океана человеком, экологические проблемы и пути их решения.
Пр. работа 11
«Составление описания природы океана, выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору)».
П17




18


Природа островов. Типы островов по происхождению. Своеобразие природы самых больших островов. Население островной суши. Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на островах.

Запи-
си


Пр. работа 12 «Описание особенностей ГП одного из больших остров; сравнение географического положения двух островов (по выбору), описание по картам атласа и другим источникам информации природы и населения одного из островов».

Р3
5

Население Земли (Освоение Земли человеком).






19


Древняя родина человека, предполагаемые пути его расселения по материкам. Гипотезы появления человека на Земле. Территории наиболее древнего освоения. Человеческие расы. Человечество единое и многоликое.

П18




20


Численность населения Земли. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удаленности от океанов. Карта плотности населения Земли. Главные области расселения. Старый и Новый Свет. Образ жизни людей на равнинах и в горах.
Пр. работа 13
«Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»
П19




21


Понятие «этнос». Крупнейшие человеческие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Разнообразие культур и этносов.
Пр. работа 14 « Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов».
П20




22


Формирование и география современных религий. Историко-культурные регионы мира.
Пр. работа 15 «Обозначение на контурной карте путей расселения индоевропейских народов».
П21




23


Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.






Р4
41
Материки и страны.






24

Африка – 7 часов
Материки как крупные природные комплексы Земли. Основные черты природы Африки. Природные ресурсы Африки и их использование.

П22




25


Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, охрана природы. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

П23




26


Население материка и его численность. Расовый и этнический состав. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Пр. работа 16 « Установление особенностей географического положения, планировки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки».
П24




27


Страны Северной Африки. Египет. Алжир.

П25


Пр. работа 17 « Составление проектов маршрутов плаваний у берегов Северной Африки и путешествий по Сахаре».

28


Страны Западной и Центральной Африки.
Пр. работа 18 « Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки».
П26




29


Страны Восточной Африки.

П27


Пр. работа 19 « Выявление особенностей расового и этнического состава населения стран Восточной Африки».

30


Страны Южной Африки. ЮАР.

П28


Пр. работа 20 « Определение основных видов деятельности населения стран Южной Африки».

31

Австралия и Океания – 4 часа
Основные черты природы Австралии. Природные ресурсы Австралии и их использование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, охрана природы. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

П29




32


Население материка и его численность. Расовый и этнический состав. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

П30




33


Австралийский Союз.
Пр. работа 21 « Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)».
П31




34


Океания: природа и люди.
Пр. работа 22 « Описание природы и населения одной из групп островов Океании».
П32




35

Южная Америка – 5 часов
Основные черты природы Южной Америки. Природные ресурсы Южной Америки и их использование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, охрана природы. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

П33




36


Население материка и его численность. Расовый и этнический состав. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Пр. работа 23 « Описание географического положения крупных городов стран континента».
П 34




37


Страны востока материка. Бразилия.

П35




38


Аргентина.
Пр. работа 24 « Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта Аргентины».
П36




39


Страны Анд. Венесуэла. Перу.
Пр. работа 25 « Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран».
П37




40

Антарктида – 1 час
Особенности природы Антарктиды. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты.

П38


Пр. работа 26 « Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем».

41

Северная Америка – 5 часов
Основные черты природы Северной Америки. Природные ресурсы Северной Америки и их использование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, охрана природы. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

П39, 40




42


Население материка и его численность. Расовый и этнический состав. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Запи
си


Пр. работа 27 « Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой из стран Северной Америки».

43


Страны Северной Америки. США.
Пр. работа 28 « Описание географического положения, планировки и внешнего облика самых больших городов США».
П41, 42




44


Страны Северной Америки. Канада и страны Центральной Америки.

П43




45


Страны Северной Америки.
Пр. работа 29 « Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики».
П39 - 43




46

Евразия – 19 часов
Основные черты природы Евразии. Природные ресурсы Евразии и их использование.

П44




47


Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, охрана природы. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

П45




48


Население материка и его численность. Расовый и этнический состав. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

П46


Пр. работа 30 « Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам».

49


Страны Северной Европы. Исландия, Норвегия, Швеция.

П47




50


Финляндия, Дания.
Пр. работа 31 « Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане».
П48




51


Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия

П49




52


Германия, Нидерланды и Бельгия.
Пр. работа 32 « Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии».
П50




53


Франция, Австрия, Швейцария.

П51




54


Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии.

П52




55


Белоруссия, Украина, Молдавия.
Пр. работа 33
«Изучение политической карты мира и отдельных материков. Воображаемое путешествие по странам Восточной Европы».
П53




56


Дунайские страны.

П54




57


Страны Южной Европы. Испания и Португалия.

П55




58


Италия и Балканские страны.
Пр. работа 34 « Выявление особенностей культуры и быта населения стран Южной Европы».
П56




59


Страны Юго-Западной Азии.
Пр. работа 35 «Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам».
П57




60


Страны Южной Азии.

П58




61


Индия.
Пр. работа 36 « Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии».
П58




62


Страны Центральной Азии. Монголия.

П59




63


Страны Восточной Азии. Китай.
Пр. работа 37 « Описание географического положения крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту».
П60




64


Страны Восточной Азии. Япония.

П61




65


Страны Юго-Восточной Азии.
Пр. работа№ 38 « Сравнение географических особенностей природных и природно - хозяйственных комплексов разных материков».
П62














66

Земля – наш дом (3 часа)
Природа и человек. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.
Пр. работа 39 «Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений».
П63




67


Человек изменяет свою планету. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Пр. работа 40 «Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды».
П64




68


Сохранение экологического равновесия в природе.

Пр. работа 41 «Краткая геохарактерис-тика материков, их регионов и стран различного типа».


П65,



летнее задание «
Составление описания местности, в которой школьник провел летние каникулы, сравнение его работы с описаниями, выполненными другими учащимися».




ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.

Учебник - И.В. Душина, Т.Ю. Притуло, Т.Л. Смоктунович. «География» М.: «Баласс», 2011- 2013
Программа – В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Лобжанидзе и другие «Земля – планета людей» М., «Баласс», 2008
Сборник нормативных документов. «География» М.: Дрофа, 2004 (стр. 18 -19)

Дополнительная литература:
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович Рабочая тетрадь. 7 класс. М.; «Баласс», 2010
И.В. Душина «Уроки географии в 7 классе по учебнику «Земля – планета людей»» М.; «Баласс», 2006
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Народы мира. Книга для чтения по географии» М.; «Баласс», 2004
Никитина Н.А. «Поурочные разработки по географии. 7 класс» - М.: «ВАКО», 2006
Постникова М.В. «Физическая география: контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты» - М.; Издательство НЦ ЭНАС, 2005
Датская Е.В. и другие «Контрольные и проверочные работы по географии» - М.: Издательство «Экзамен», 2004
Воробцова Т.Н. «География. 7 класс» - Волгоград, Издательство «Учитель – АСТ», 2002
Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии», М.: «Первое сентября», 2000
Баранчиков Е.В. и другие «География Земли» - М., «Просвещение», 2007
10. Электронный учебник для 7 класса
11. тематические сайты по географии

Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

Интернет-ресурсы для учителя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
примерные программы по географии, стандарты образования

Требования к уровню подготовки обучающихся 7-го класса.
В результате изучения курса "Земля - планета людей" ученик должен знать / понимать:
основные географические понятия: географическая оболочка, географическая среда, географическое положение, природный комплекс, природная зона, широтная зональность, вертикальная поясность, платформа, складчатый пояс, воздушные массы, циркуляция воздушных масс, пассаты, климатообразующие факторы, климатический пояс, основные и переходные климатические пояса, питание реки и ее режим, этнос, человеческая раса, аборигены, миграции людей, плотность населения, языковая семья, урбанизация, заповедник, национальный парк, природно-антропогенные и антропогенные комплексы, экология, природные ресурсы (богатства);
различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
процессы и явления, характерные для каждой геосферы и географической оболочки; взаимосвязь компонентов, их естественные изменения и в результате деятельности человека; появление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
географические особенности природы материков, океанов, крупных регионов материков и отдельных стран;
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий материков, акваторий океанов и наиболее крупных стран;
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
* географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
* природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь:
выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах;
находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков и отдельных стран в их пределах, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира;
составлять географические описания и характеристики отдельных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
* находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
* составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для свободного чтения карт различного содержания; осмысления географической информации, поступающей из различных источников;
для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников,
* находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
* составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
( *из обязательного минимума содержания основных образовательных программ (Сборник нормативных документов. География. М.: Дрофа, 2004))










Заголовок 115