Проблема и перспектива духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Проблема и перспектива духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Дёмина Е.Л.
Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся была актуальна всегда, но сегодня она стоит как никогда остро. Перед образовательным учреждением поставлена задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. И школа обладает достаточными для решения этих задач и ресурсами и потенциалом. Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту истину.
Сегодня, на наш взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения очевидна. За молодежью, будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим). Никандров считает: «Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности» [2]. Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи.
Наша страна живет в сложное и противоречивое время и путем проб и ошибок ищет пути создания современного общества, но, на наш взгляд, цели и методы создания такого общества, воспитания и образования части этого общества, а именно молодёжи, пока очень размыта. Именно тогда, когда будет четко определенная стратегия духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи, можно будет говорить о перспективах формирования наиболее правильного мировоззрения у детей и молодёжи.
Духовность – это красота внутреннего мира человека. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит, развивая в человеке прекрасные наклонности (художественные) и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки для развития духовности. Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека во вне; как буду выглядеть в обществе, какое место в нём займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. На мой взгляд, задачей образовательных учреждений – создать стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а так же условия, которые могут способствовать их развитию.
Души современных подростков разорены, опустошены. Кто же должен воспитывать и развивать наших детей? Наверное школа, церковь, государство, а так же семья.
На наш взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности.
В-третьих, организация полноценного взаимодействия педагогов-школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач.
Многие, затрагивая подобную проблему, говорят о том, что когда-то раньше было лучше, потому – что люди были добрее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. ФГОС от нас требует инноваций, применение новейших технологий, для жизни 21 века это норма. К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное, к власти машин в прямом и переносном смысле, потому – что человек утративший способность чувствовать, сопереживать, проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом, выполняющим запрограммированный объем работы.
На наш взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека. Проблема в том, что мы разучились «строить» этот мир. Духовность и нравственность не могут быть сформированы «снаружи». Они произрастают изнутри.
Справедливые слова В.А. Сухомлинского, который утверждал: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, то еще не школа».
Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только не персонифицированную диагностику личностных результатов. Иными словами, оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников.
Итак, изучив данную проблему, её причины и пути решения мы можем сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно-нравственного воспитания есть, но есть и пути её решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, церкви, политической системы, образовательной системы данная проблема заметно уменьшается.
15