ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

И.Н.Рассказова
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов, учитель информатики
(г.Старый Оскол)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Актуальность темы продиктована необходимостью социально-философского осмысления роли современной молодежи в социокультурном воспроизводстве. Происходящая в рамках процессов модернизации трансформацией социокультурного воспроизводства, которая сопровождается изменениями в способах и механизмах воспроизводства социума и культуры, сменой типов социокультурного воспроизводства и появлением новых феноменов, а также модификацией ролей субъектов социокультурного воспроизводства и стилей их поведения.[1]
Становление мира российской молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. Роль социокультурного фактора резко возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях. Стойкие жизненные ориентации – это необходимое условие адаптации молодежи в сложном современном мире и выработки собственной жизненной стратегии. Социокультура определяет возможность осознания происходящего, диалогового общения социальных групп, снижение вероятности манипулирования. О социокультуре молодежи часто вспоминают по поводу: действия молодежных организаций экстремистского толка выявляют духовное нездоровье общества. Искусно организованное поведение социальной группы или возможность социального самоутверждения молодежи и самостоятельного политического выбора - это альтернатива в сфере формирования духовной культуры. [3]
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Роль молодежи в традиционном типе социокультурного воспроизводства состоит в освоении накопленного наследия, воспроизводстве культурных традиций, транслируемых старшим поколением. Данный тип социокультурного воспроизводства отводит молодежи роль зависимого, пассивного объекта социализации
Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального развития общества. Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности.[2]
Молодежь является ярко выраженной "группой риска" из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Сложившиеся институциональные условия выводят молодежь из сегмента эффективной занятости. Трудовая адаптация молодежи трансформируется в нетрудовые занятия, принципиально меняется их экономическое содержание, что влечет за собой вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение, маргинализацию.[5]
В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.
Вопросы, связанные с работой современной российской молодежи, являются очень важными в силу нескольких причин. Прежде всего, зарплата по основному месту работы чаще всего выступает основным источником дохода, и, следовательно, работа во многом определяет как материальное положение, так и уровень жизни молодежи. Рабочие места, которые занимают представители молодых слоев населения, т. е. те, кто находятся в начале и на подъеме своего карьерного пути, определяют и их жизненные шансы, и дальнейшие перспективы. Кроме того, то, кем работает сегодня молодежь, через некоторое время будет определяться общая картина для российской экономики – по мере смены поколений, может смениться и модель распределения по рабочим местам.[6]
Современная российская молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических преобразований, предъявляющих к растущим людям жесткие требования. В свою очередь, это ведет к дестабилизации и рассогласованию деятельности различных институтов, влияющих на становление подрастающего поколения. В средствах массовой информации превалируют идеи,образы, стереотипы, которые разрушительным образом влияют на формирование личности. За последние десятилетия в России, как и во всем мире, отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение об-щественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появились молодежные военизированные формирования, группы экстремистов, подростки занимаются проституцией и сутенерством.[4]
В этой связи особое значение приобретают серьезные изменения в ценностно-нормативной сфере, общественных связях и отношениях, которые произошли в российском обществе за последние годы. Проблемы выживания,ставшие актуальными для большинства членов общества, оказывают существенное влияние на процесс социализации растущего поколения, размывая его ценностные ориентации, усиливая кризис духовного мира юношества и недоверие к социальным институтам. Это влияние опосредуется внутренними условиями психологического развития личности молодого человека. К ним, в частности, относятся психологические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидания и предвосхищения жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления [5, с. 26].
Концепция модернизации современной России самым тесным образом связана с необходимостью решения ряда социально-культурных приоритетов и задач, напрямую относящихся к сфере духовной культуры. В числе таких задач - воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности.
Проблема становления нравственного самосознания языковой личности достаточна актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
Исследование проблемы взаимосвязи языка и культуры имеет давнюю традицию. Она зародилась среди представителей «движения реформы», которые впервые указали, что каждый язык отражает разное мировосприятие.[7,28] В этом случае актуальную проблему сегодня представляет неспособность современного гражданского общества воспитать у молодого поколения чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны, способствовать становлению духовно-нравственных качеств. Эта «неспособность» ярко проявляется на фоне современных процессов глобализации мирового развития, которые формируют новые угрозы и риски для социокультурного развития личности. В современной России глобальное значение приобрела гуманитарная проблема, которую часто называют проблемой преемственности поколений. Эта проблема существует сегодня в науке, образовании, культуре, сфере высоких технологий, политики и т. д. [8,132]
Поскольку молодежи приходится входить в уже существующий мир, встраиваться в сложившуюся систему отношений, общество и государство, чтобы сохранить свою целостность и преемственность, должны проводить определенную политику в отношении молодежи. Самый серьезный урон, в эпоху перестройки, понесла духовная сфера. Старая советская мораль, как бы мы ее не ругали, это была трудовая мораль, мораль гуманистическая, коллективистическая. Старая мораль в настоящее время разрушена, на смену ей пришла мораль потребления, индивидуализма, прагматизма, мораль, в которой нет места человеческой личности. Труд, радость творчества в системе ценностей современного молодого человека занимает место во втором десятке ценностей.
Российское общество находится на сложном, противоречивом этапе развития. Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обуславливают большую вариативность ее отношений к современной жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни.[5] Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной адаптации молодежи.
Не вызывает сомнения тот факт, что развитое общество заинтересовано в активной гражданской позиции своих членов и, конечно, молодежи, в их успешности и социальной устроенности. Решение стоящей перед Россией задачи построения гражданского общества невозможно без активного вовлечения молодежи в общественную жизнь, а также без преодоления тех проблем, которые существуют на данный момент. Как и невозможно социокультурное развитие общества без участия молодежи.

Список используемой литературы:
Бочарова И.Е. Педагогика: учебно-методическое пособие. - Саратов, 2012.
Лисовский В.Т. Жизненные ориентации и профессиональные намерения выпускников средних школ: результаты социологического исследования - Москва, 2000.
Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. – Москва, 2011 г.,
Лисовский В.Т. Социология молодежи.- Москва, 2012 г.,
Самара Г.Н., Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. Научное издание. - М.: "Фирма Светотон ЛТД", 2009г.,
Смолянский А.В. Молодежь и социокультурное развитие России// М.: информационно-аналитический обзор №291, 2014
Чупров В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. – М., 2008 г.,
Шойдокова Н.Ц. О некоторых основаниях типологии социокультурного воспроизводства// Современные гуманитарные исследования. – 2007.
15