Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор»

Тема урока:
 Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор»
Цель урока: углубить понимание идейно-художественного богатства комедии, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
Задачи:
 1. подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения,
 2.формировать интерес к творчеству Н. В. Гоголя; развивать фантазию учащихся;
 3. воспитывать честность, уважение к окружающим, нетерпение злу, насилию, подхалимству, взяточничеству.
                                                                Эпиграф
                                                   Сатира это оскорбленная любовь: к  людям, к родине  
                 или к человечеству в целом.
                                                                                                                    Ф. Искандер
                                                             Горьким словом моим посмеются
         Пророк Иеремия
Ход урока.
Слово учителя.
Интервью. ( По одному участнику из каждой группы )
Учащиеся зачитывают  наиболее интересные высказывания о комедии Гоголя .
                    Слово учителя.
  -Как видим, комедию «Ревизор» знают и любят люди разных поколений.
  -Чтобы известить всех жителей нашего города о спектакле, нужно расклеить афиши, из которых было бы ясно, где и когда состоится спектакль.
Конкурс афиш  и обложек книги и их защита. ( Возможно  выступление группы учащихся)
            Слово учителя.
(опрос учеников)
Индивидуальное задание: « Характеристика Хлестакова»
 Ученик дает характеристику герою, другие дополняют.
Конкурс Хлестаковых
 По одному ученику из группы инсценируют монолог Хлестакова ( 3 действие, 6 явление)
Ученики оценивают Хлестаковых.
- На слайдах мы можем увидеть актеров, которые играли роль Хлестакова.( Слайд№6-7)
 Неслучайно лучшие актеры брались за эту роль, характер очень интересный.
        Слово учителя.
–Открываю дверь, и в наш класс входит сам Николай Васильевич Гоголь! Зашел только на минутку, и у вас есть прекрасная возможность задать ему вопрос.
Вопрос писателю.
Предполагаемые вопросы :
Хотел бы он остаться жить в нашем  времени?
О чем мечтает написать еще?
кому сегодня на Руси жить хорошо?
- Вопросы задали, теперь давайте продемонстрируем писателю, что мы внимательно читали его комедию и помним все до мелочей.
Викторина.
Известно, что А.С. Пушкин подсказал Гоголю два  сюжета для его произведений. Для каких?
В комедии « Ревизор» упомянуты  два учителя. Они люди, конечно, ученые, но имеют очень странные поступки, не совместимые с ученым званием. Какие это странные поступки?
В какие дни, по словам купцов, справлял свои именины городничий?
Как называлась рыба, которую подавали на завтрак Хлестакову в богоугодном заведении?
Кто обыграл в карты Хлестакова в Пензе?
В какой комнате жил Хлестаков  в гостинице и чем она знаменита?
Чем было положено кормить больных в богоугодном заведении и какая пища была у них на самом деле?
На что жаловались Хлестакову слесарша и унтер-офицерша?
 Кого Гоголь называл единственным положительным лицом в комедии?
2 урок.
Слово учителя.
После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: « Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»
Николай I. После первого представления комедии заявил:» Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль. В Ростове –на- Дону городничий грозил упрятать актеров в тюрьму.
-Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность  , оболгал, опорочил Россию?
- Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Почему и когда взял Гоголь этот эпиграф?
VIII. Работа с учебником
- Используя материал учебника на стр. 162-164, докажите, что комедия лишь зеркало
-Действительно, эпиграф был ответом Гоголя на негодование чиновной публики. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям,  то тем самым он показал свой положительный идеал: «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?
-«Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?
Словарная работа ( Слайд №8)
Сатира-  (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.
САТИРА вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.
 Слово учителя.
- Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:
«Сатира это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»
 Патриот своей страны, страдающий от беззакония, несправедливости, казнокрадства, лихоимства, болеющий за народ, оказавшийся под властью целой армии сквоздник-дмухановских,  ляпкиных- тяпкиных, земляник, держиморд, которые бессовестно угнетали народ, подавляли его духовно  и физически, нагло донимали поборами. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова пророка Иеремии,  которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя:
«Горьким словом моим посмеются»
Словарная работа: (Слайд № 9)
пророк
предсказатель
пророчить
- Можно ли эти слова Иеремии отнести к произведению Гоголя?
- Более 170 лет прошло со времени написания комедии, а интерес к ней не угасает.
4 января 2006 года в Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова приехала труппа петербургского театра с постановкой комедии «Ревизор». По данным кассира ,были распроданы все билеты. Зал не мог вместить всех желающих, поэтому зрителям приходилось располагаться даже на ступеньках.
-Как вы можете объяснить такой интерес к произведению?
- Если бы вы были режиссерами, стали бы вы ставить её в наши дни, актуальна ли она сейчас, современна ли?
-Да, такие произведения потому и называются классическими, они бессмертны во все времена: в XXI веке другие скорости, научные открытия, космические и компьютерные технологии, а пороки у людей все те же. Говорили, танцевали, развлекались в XIX веке по-другому. А как писали письма в XIX веке?
IX. Письмо в стиле XIX века.
- Важно, чтобы не получилось такого письма, как у Шуры Борискиной. Послушайте и скажите, в чем ошибка девочки.
«Милостивая государыня княжна Марина. Ваше письмо меня порадовало. Спешу уведомить вас, что я хожу на баскетбол. Рада, что вы купили новый телевизор. За сим остаюсь Ваш покорный слуга.»
Давайте вспомним, какие же слова и выражения употребляли люди в письмах вXIX веке
(Слайд №10-11)
 Ученики каждой группы читают свои письма.
- Чьи письма вам больше  понравились? Почему?
-Вам всем предстоит написать сочинение в стиле школьной письменной работы ученика 7 класса XXI века.
X. Темы домашнего сочинения. (слайд№12)
« Всякий хоть на минуту делался или делается Хлестаковым» (Гоголь) Согласны ли вы с этим утверждением?
Мечты Хлестакова и мечты городничего.
Уездный город, его обитатели и правители.
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
Как понимаете смысл эпиграфа к комедии Гоголя «Ревизор»?
Докажите, что смех- единственное честное, благородное лицо в комедии .
XI. Повторение типов сочинений. (Слайд №)
Типы сочинения:
Описание ( признаки предметов).
Повествование –(последовательность событий)
рассуждение ( причина, следствие, размышление)
- Определите, какого типа текст будете создавать .
        XII. Итоги урока.
-Что понравилось на уроке?
-Чьи ответы удачны?
Объявление оценок за урок.
XIII. Домашнее задание: написать сочинение.