Урок Комедия Н.В. Гоголя Ревизор


ТЕМА : Страх перед «ревизором» как основа комедийного действия. Значение авторских ремарок
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с комедией Н.В. Гоголя «Ревизор»; показать роль страха как движущей силы сюжета комедии; раскрыть роль авторских ремарок;
- развивать аналитическое мышление, память, речь, чувство юмора;
- воспитывать культуру восприятия комедийных драматургических произведений; формировать гражданскую позицию.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Ответы учащихся на вопросы домашнего задания
2. Беседа
- Прочтите, пожалуйста, цитатные портреты уездного города, которые вам удалось создать.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Вывод. Постепенно из мелких деталей и черточек возникает перед нами, читателями, образ города. Во-первых, гоголевский город - это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства. Во-вторых, уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
- Скажите, можем ли мы, опираясь только на текст комедии, определить, в каком году происходят изображенные в ней события?
Время действия – 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Беседа
- Итак, мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие, и теперь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта. Для этого вновь вернемся к первой фразе Городничего, произнесенной в первом явлении I действия.
- Прочитайте первые фразы Городничего в первом действии. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников?
Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввел «ситуацию ревизора». А суть этой ситуации состоит в особого рода игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников - ревизора и ревизуемого. Один хочет «найти и наказать», другой «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не являются секретом цели и тактика «противника». Таким образом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия даже для благополучных ее участников (вот почему, скажем, боятся даже не служащие Бобчинский и Добчинский).
- Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей. Эта фраза на всех чиновников наводит страх, так как дела в городе, где происходит действие пьесы, как мы уже видели, идут из рук вон плохо.
- Как автор подготавливает встречу городничего с Хлестаковым? Что общего в состоянии городничего и Хлестакова и почему?
- Чем вызвано взаимное непонимание городничего и Хлестакова?
- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни один подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся насчет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?- Скажите, ребята, какие меры пытаются принять чиновники перед приездом Ревизора?
Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улицы, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности.
Вывод. Таков фон для развертывания действия комедии, своего рода интриги. Поэтому с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и найдет свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна, «Ревизор» - это целое море страха».
2. Слово учителя
- Итак, вспомним, что является завязкой комедии. Критики считают, что в первом же действии две завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.
Завязывается миражная интрига при появлении Бобчинского и Добчинского с известием о ревизоре. Слова Добчинского («Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»), подкрепленные замечаниями Бобчинского («Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу... так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом»), по совершенно непонятной причине убеждают чиновников в том, что за Иваном Александровичем Хлестаковым и скрывается «инкогнито проклятое».При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. В сцене первого свидания с ним Городничего, комизм которой основан на ситуации взаимного испуга, у Городничего пропадают всяческие сомнения на сей счет. А почему? Ведь все говорит не в пользу Хлестакова, и даже Городничий замечает это: «А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его». Но он не придает своим наблюдениям никакого значения, и лишь чтение письма к «душе Тряпичкину» откроет ему истину.
Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении абсолютной пустоты вымышленным содержанием. Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но некими качествами самого Хлестакова.
Гоголь раскрывает самый момент «ошибок». То, что голодный Хлестаков заглянул в тарелку Бобчинского и Добчинского, послужило основанием для городничего принять его за ревизора. А также решающими аргументами в определении личности ревизора явились его «недурная наружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в городе, «из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить». «Вот он - источник комического и смешного!» - писал В.Г. Белинский. Для ошибки городничего в сущности повода почти и не требовалось: он был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказательством.
С этого момента события начинают разворачиваться быстро, активно развивается действие. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, чтобы скорее распознать, что за человек приезжий чиновник: молодого человека «скорее пронюхаешь, - убежден городничий - беда, если старый черт...»
3. Беседа
- Перечитайте внимательно авторские ремарки и реплики городничего в сторону, чтобы ответить на вопросы: в чем подтекст поведения и высказываний городничего и Хлестакова?
- Что они говорят и о чем думают на самом деле?
- Как мы узнаем об их внутреннем состоянии?
- Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?
О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе» «хватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подсказывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые сокровенные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с мнимым ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе. У Хлестакова, в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. Этого Хлестакову и не требовалось: у него что на уме, то и на языке.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа с текстом
Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках,
Например:
Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...
Бобчинский. ...так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.
Городничий. ... Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице! - по метле! И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто.
2. Характеристика персонажа
Класс делится на 2 группы. Первой группе предлагается думать и чувствовать за городничего, другой – за ревизора (Хлестакова). Заполняется таблица, на основе которой затем дается характеристика персонажа.
Например
Ремарки Речи про себя, в сторону Говорит вслух
«Робея» «Все рассказали проклятые купцы» «Извините, я право не виноват»
«Вытянувшись и дрожа всем телом» «О, тонкая штучка!» «Ну, слава богу, деньги взял…» «Пожалуйте, не погубите…»
«Дрожа» «Нужно быть посмелее…» «Благое дело изволили предпринять…»
«С лицом, принимающим ироническое выражение» «Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!..» «В Саратовскую губернию!..» «Прошу посмотреть, какие пули отливает…» «Осмелюсь ли просить вас… но нет, я недостоин…»
V. Этап информации о домашнем задании
1. На основе таблицы, составленной в классе, подготовить характеристику персонажа (Хлестакова и городничего – по группам).
2. Подготовить выразительное чтение сцены посещения Хлестаковым богоугодных заведений (действие III, явления 5, 6)
VI. Этап рефлексии