Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»


-44458890 Амантаева Мулдир Сейтхановна
Қызылорда қаласы, Қараөзек ауылы
№39 «Қызылөзек» орта мектебінің
Орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»
Класс: 10 аЦели урока :
расширение представлений о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике;
сформировать понятие о драматическом произведении и об идейном замысле комедии;
развитие аналитических умений и навыков учащихся;
закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими;
развивать творческие способности учеников;
формирование положительных нравственных ориентаций.
Задачи : повторить известные сведения о писателе и его творчестве; отработать умение учащихся самостоятельно работать со слайд-презентацией и с учебником, воспитание уважительного отношения к творческому наследию писателя.
Оборудование : мультимедийная установка, слайд-презентация, художественный фильм «Ревизор» (1952г.)Эпиграф:«Сборный город всей темной стороны»Н.В.Гоголь Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1. Мы с вами продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор». Вспомним, что такое сатира, которым в совершенстве владел Гоголь.
Проверка домашнего задания .
Вопросно-ответная беседа. Слайд 2 Насколько хорошо мы знакомы с Николаем Васильевичем Гоголем, его биографией? 1. В каком году родился Н. В. Гоголь? (в 1809г.)2. Кем был подсказан Гоголю сюжет “Ревизора”? (А. С. Пушкиным)3. Какое место считается родиной Н. В. Гоголя? (местечко Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии)4. В каком учебном заведении учился Гоголь в Нежине? (гимназия)5. Где в Москве есть памятник Н. В. Гоголю? (на Никитском бульваре)6. Как Полтава связана с именем Гоголя? (в Полтаве Гоголь учился в училище)7. В каком году был создан “Ревизор”? (в 1836г.)8. В каком произведении упоминается родина писателя? (“Сорочинская ярмарка”)9. В каком году писатель скончался? (в 1852 г.)10. В каком театре состоялась премьера “Ревизора”? (В Александринском. Ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина г. Санкт- Петербург)- На дом было задано прочитать весь текст до конца, подготовить таблицу «Чиновники уездного города», используя «Замечания для господ актеров» и первое действие комедии.
Проверка домашнего задания (знание текста).
- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».(драма, потому что герои характеризуются только речью);
- сопоставьте  действующих лиц и свойственные им характеристики:
1. Городничий
2. Жена Городничего
3. Хлестаков
4. Осип
5. Ляпкин – Тяпкин
6. Земляника
7. Почтмейстер 1. «неглупый по-своему человек»
2. «умнее своего барина»
3. «очень услужлив и суетлив»
4. «молодой человек, несколько приглуповат»
5. «простодушный до наивности»
6. «провинциальная кокетка»
7. «…прочитавший 5-6 книг»
Ответы: 1. 1; 2. 6; 3. 4; 4. 2; 5. 7; 6. 3; 7. 5
Слово учителя. Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным. Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.– А ведь каждым уездным городом в XIX веке руководил городничий. Все названные сословия подчинялись ему.– Как звали городничего в «Ревизоре» (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский).3. Новая тема.Беседа. Обычно, читая произведение, мы, читатели, обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии? Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление) Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском стуле (1 действие, 3 явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» -(4 действие, 3 явление). В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» перед читателями и зрителями проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные… гоголь изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью. Рассмотрение таблицы «Чиновники уездного города»:
Имя чиновника
Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин Судья Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. «Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»
Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведений «Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Учителя «имеют очень странные поступки» Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
Иван Кузьмич Шпекин Почтмейстер Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»
Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего
 Знакомство с фрагментами из фильма «Ревизор» 1 действия 1 явление, 2 действие 8 явление
-Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?(Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.)-Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?(Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.)
-Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?(Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.)
-Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?(Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст)-Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?(Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору)-Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).-С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю. Появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих. Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)
- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)
Словарная работа.
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»
- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?
(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
Явление 3. (чтение и анализ)
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?
Кто еще дает взятки? (все)
Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно,  волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету) Это придает комедии пафос 
Словарная работа.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.
Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм.
- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)
- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)
- Что можете сказать о чиновниках?
Запишем вывод в тетрадь: «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».
Явление 12-14.
- Есть ли в комедии любовный сюжет? Почему вы так думаете?  (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.
Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет)  В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.
В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.
Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)
Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор?  
Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)
Вывод по образу Хлестакова: (Обращение к таблице)
- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)-«Ревизор» - юмористическое или сатирическое, или ироническое произведение? Почему? В пьесе есть диалоги, монологи, ремарки.
Запись в тетрадях
Ремарка – это пояснения для актёров, постановщиков спектакля.
4.Работа в группахЗадание. Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)Группа Городничего
Ремарки Речи про себя ^ Говорит вслух
«Робея» «Все рассказали проклятые купцы». «Извините, я право не виноват»
«Вытянувшись и дрожа всем телом» «О, тонкая штука!...»Ну, слава богу, деньги взял «Пожалуйте, не погубите…»
«Дрожа» «нужно быть посмелее…» «Благое дело изволили предпринять»
«С лицом, принимающим ироническое выражение» Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!...»; «В Саратовскую губернию!...»; «Прошу посмлотреть, какие пули отливает…» «Осмелюсь ли просить вас…но нет, я недостоин…»
Группа Хлестакова
Ремарки Речи про себя ^ Говорит вслух
«Кланяется» «Мое почтение…»
«сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко» Да что же делать!...я не виноват…Я, право, заплачу…
«бодрится» Я,я,я…
«В размышлении» Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене
- Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?- Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?- Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)
(Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.
Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.
Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).)
- Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего.(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации? ( Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…»В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире? (Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!) В.Г.Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством и скотская грубость перед низшими»5.Итог урокаДавайте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:
взяточничество
казнокрадство
низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством
скотская грубость перед низшими
самоуправство
произвол
безнаказанность
мошенничество
подобострастие
фантасмагория
6.Тест-тренажер7.Домашнее задание
1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор?» (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.
2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.
8.Вывод. Слово учителя.– Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки общества
9. Выставление оценок.Наш урок подошел к концу. До свидания!
Группа Городничего
Ремарки Речи про себя ^ Говорит вслух






№39 средняя школа
Открытый урок по литературе:
Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя
10 класс
Амантаева Мулдир
Сеитханова