Сратья авт.Аминова М.В., Белялова О.Н., Коростылёв В.Н., Бойченко Л.П. Основные подходы к разработке рабочих прог-м профессионального модуля на основе ФГОС для студ. спец. МХД (по отраслям)


Основные подходы к разработке рабочих программ профессионального модуля на основе ФГОС для студентов специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (МХД) (по отраслям)
Аминова М.В., Белялова О.Н., Коростылёв В.Н., Бойченко Л.П.
Вот уже четыре года как ГБПОУ «Пищевой колледж №33» перешёл к реализации профессиональных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. В основу разработки и составления таких рабочих программ, которые являются составляющей частью программ обучения, нами положены принципы, основанные на системном подходе к анализу будущей профессиональной деятельности студента по специальности – «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)». В результате разработки таких программ, мы преследовали цель – создания ее определенной структуры, которая бы состояла из самостоятельных и взаимосвязанных элементов. Эта структура, по нашему мнению, должна формироваться в виде пакета учебных материалов по конкретной профессии или специальности и должна соответствовать определённым требованиям.
Эти требования должны характеризовать:
гибкость и открытость организации процесса обучения в соответствии с различными потребностями в нём;
обеспечение высокой мотивации к процессу обучения и профессиональной деятельности;
формирование у студентов навыков и компетенций, востребованных на рынке труда;
высокую эффективность обучения, так как программы ориентированы на достижение определенной компетентности студента, необходимой для выполнения конкретных заданий определённой рабочей ситуации;
оценку квалификации и компетентности студентов на различных этапах обучения;
изменение функций преподавателя, т.е. его деятельность, становиться творческой, консультационной;
обеспечение высокого качества обучения независимо от компетентности преподавателей и повышение качества обучения при наличии квалифицированных преподавателей;
высокое качество обучения и сокращение времени на адаптацию к условиям труда.
На заседании методической комиссии перед цикловой комиссией была поставлена цель: разработать рабочие программы профессиональных модулей по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)».
Основная её задача заключалась в следующем:
изучить содержание федерального государственного образовательного стандарта;
подготовить педагогический коллектив;
составить алгоритм разработки рабочей программы профессионального модуля;
распределить функции деятельности среди преподавателей;
разработать рабочие программы профессиональных модулей;
передать работодателям на экспертизу рабочие программы профессиональных модулей.
Обсуждение проекта ФГОС осуществлялось на заседаниях методической комиссии и инструктивно-методических совещаниях педагогического коллектива. В процессе обсуждения были выделены темы, повторяющиеся при изучении различных предметов, и выполнена корректировка содержания рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС. По вопросам подготовки современного занятия, организации проектной, исследовательской деятельности и самостоятельной работы прошли семинары под руководством председателя цикловой комиссии. Завершающим этапом обучения педагогов были практические семинары, организованные в образовательном учреждении во время зимних каникул, на которых была проведена работа по разработке рабочей программы одного модуля. По вопросам внедрения ФГОС и проблемам разработки учебно-программной документации, особенностей организации учебно-воспитательного процесса в течение двух лет были проведены ряд педагогических советов, методических советов и заседаний методических комиссий. Рабочую программу составили, распределяя учебные часы на изучение общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, включая учебную и производственную практику и вариативную часть. В соответствии с рекомендациями советов рабочая программа профессионального модуля определилась и состоит из:
паспорта рабочей программы;
результатов освоения профессионального модуля;
контроля и оценки;
результатов освоения профессионального модуля (вида- профессиональной деятельности).
Она содержит также структуру, содержание, условия реализации программы профессионального модуля. Распределение часов осуществлялось в соответствии с данными, определенными ФГОС. Большие проблемы возникали при распределении часов вариативной части, дающей возможность расширения и углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, умений и знаний.
При согласовании с работодателями Бурковым А.Н., вариативную часть было решено добавить к часам дисциплин общепрофессионального цикла и на изучение профессиональных модулей:
ПМ01 - «Ведение процесса по монтажу, технической эксплуатации и обслуживанию холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)»;
ПМ02 - «Участие в работах по ремонту и испытанию холодильного оборудования (по отраслям)»;
ПМ04 - «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих». При разработке рабочих программ наибольшие проблемы вызвал раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля».
Трудность заключалась в том, что основные показатели оценки результата по освоению профессиональных компетенций мало проработаны в современной методической литературе и, соответственно, требуют более полной проработки и дополнительного обучения педагогов. Рабочие программы модулей ПМ01, ПМ02, ПМ04 прорабатывались более подробно и тщательно, так как в предыдущем стандарте аналогов данного модуля не было, и содержательная часть рабочей программы подбиралась вновь (модули ПМ.01 и ПМ.02 являются авторскими для Беляловой О.Н. и Коростылева В.Н.).
По результатам обучения обязательно будут внесены изменения в количественные и качественные показатели рабочей программы. В настоящее время проведение занятий по модульным программам для студентов специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)» дает следующие положительные моменты: проверка усвоения компетенций студента проводится сразу после изучения отдельных дисциплин модуля, не перенося на окончание обучения в целом, усложняя деятельность преподавателя. Изучив даже один модуль и пройдя соответствующий вид контроля по определению усвоения компетенций, студент уже может на данном этапе самостоятельно выполнять определенные виды работ, усваивает компетенции, необходимые в дальнейшем для осуществления эффективной трудовой деятельности.
Хорошего результата в целом можно достичь, работая группой. Поэтому в состав группы по разработке рабочих программ профессиональных модулей были включены: преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения, ведущие производственную практику на предприятиях по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)». Формирование компетенций требует соответствующей организации учебного процесса, предусматривающей не только интеграцию теории и практики, но и нахождение их разумного соотношения. В этом огромную помощь при разработке программного обеспечения оказали представители работодателей. Распределение часов, содержание междисциплинарных курсов и производственных практик, оснащение кабинетов и мастерских, контроль и оценка результатов изучения модулей, в процессе проработки подвергаются постоянной корректировке в соответствии с требованиями работодателей. В настоящий момент осуществлена экспертиза рабочих программ профессиональных модулей работодателями.
Огромная благодарность социальным партнерам, которые откликнулись и помогли нам в разработке и экспертизе рабочих программ, а также контрольно-оценочных средств. Несмотря на большой интерес к проблеме использования модульной технологии в обучении студентов системы среднего профессионального образования, комплексные разработки и результаты практической реализации учебных программ подобного типа в доступной методической литературе представлены не в полном объеме. Учитывая последнее, следует отметить, что разработка рабочих программ профессиональных модулей - это продукт совместного сотрудничества преподавателей колледжа №28 и наших преподавателей (колледжа №33). Оценить все положительные и отрицательные стороны на начальном этапе работы с программой пока не представляется возможным. По мере углубления в проблему профессиональных вопросов становится все больше и хотелось бы получить ответы на них. В нашем представлении переработка модульных программ возможна после накопления результатов работы по данным программам.