Мнемодорожка как средство обучения составлению описательных рассказов
















Воспитатель: Карпова Ирина Олеговна

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста интересовало многих исследователей. У каждого из них мы находим своё понимание этой проблемы, средства и пути её реализации. Их интересовали пути становления связной речи у людей, начиная с дошкольного возраста. Одним из таких путей становления связной речи является переход от диалогической к различным типам монологической речи, которая является наиболее развёрнутым и психологически более сложным видом речи. Развитие у детей дошкольного возраста связной речи начинается с обучения их составлению описательных рассказов о предметах и игрушках. Умение описывать предметы является основой развития монологической речи, которое осуществляется при целенаправленном обучении под руководством взрослого с помощью различных способов, способствует развитию у детей психических процессов, обеспечивает единство сенсорного, умственного и речевого развития, а также выполняет коммуникативную и познавательную функции.
Данное обучение осуществляется с помощью различных средств (аудиальных, визуальных, кинестетических). Наиболее доступным для детей визуальным средством является мнемодорожка, которая относится к мнемотехническим способам работы и помогает ребёнку осмыслить и структурировать запоминаемый материал, значительно сокращая время его обучения.
Мнемотехника – это система различных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника существует уже давно, и многие приёмы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон, многие люди их даже не замечают. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Наиболее яркими примерами мнемотехнических способов запоминания, используемых человеком в повседневной жизни, являются: монитор компьютера (где, благодаря визуализации информации, даже ребёнок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо щёлкнуть по значку дискеты); дорожные знаки (они, по существу являются символами тех или иных правил дорожного движения и воспринимаются человеком на больших скоростях); азбука Морзе (когда буквы кодируются в комбинации точек и тире); примером приёмов мнемотехники может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Так, автор И. Бодрова предлагает использовать мнемотехнические способы для формирования навыков запоминания любой информации, что способствует развитию памяти. Т.Б. Большева предлагает использовать мнемодорожку и мнемотаблицу в качестве дидактического материала, в работе по ознакомлению детей с окружающим миром через сказки.
Итак, мнемодорожка, как наглядное средство обучения детей, называется среди обучающих средств.
Вся работа по обучению детей описательному рассказу с помощью мнемодорожки проходит в три этапа.
1 этап включает в себя занятие, которое направлено на ознакомление детей с условными обозначениями мнемодорожки и обогащение их знаний об окружающей действительности. Здесь воспитатель предлагает образец описательного рассказа об игрушке и саму работу с мнемодорожкой. Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ об игрушке с опорой на мнемодорожку. Если ребёнок испытывает затруднение при определении цвета, формы или величины предмета, воспитатель «распускает» дорожку вниз, предлагая знаковое изображение вариантов ответа.


2 этап включает в себя дидактические и словесные игры, упражнения, которые уточняют и закрепляли знания детей о признаках предметов. Они проводились в совместной деятельности педагога с детьми. Например:
- д/и «Чудесный мешочек», где дети должны были назвать такие признаки предмета, как форму и цвет
- д/и «Узнай игрушку по описанию» (воспитатель называет признаки предмета, а дети отгадывают и называют этот предмет);
- лексико-грамматические упражнения «Скажи какой», «Подбери действия», «Назови части предмета» и др., направленные на активизацию словаря дошкольников и на умение использовать ими в своей речи существительные, прилагательные и глаголы.
- речь с движением «Я умею двигаться как» где дети учатся обозначать движения животных словом, упражнялись в имитации этих движений, воспитывали у детей артистизм. Мнемодорожка находится перед глазами, и в случае затруднения ребёнка, показываются значки, которые сигнализируют ему о том, какой признак предмета ещё не был назван.

3 этап направлен на актуализацию полученных знаний у детей с помощью полной мнемодорожки и представляет собой итоговое занятие на тему «Составление описательного рассказа по игрушкам». Мнемодорожка играет здесь лишь вспомогательную роль. Она находилась перед глазами детей, которые при необходимости используют её как ориентир при составлении описательного рассказа о конкретном предмете.
Таким образом, использование мнемодорожки, как средства обучения детей составлению описательных рассказов, позволяет повысить уровень описательной речи у воспитанников, улучшить качество детских рассказов: обогатить содержание, структурно оформить текст, насколько это возможно, отобрать нужные для описания языковые средства.
Использование мнемодорожки приводит к раскрепощению детей, изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках.