Конспект подгруппового занятия с заикающимися школьниками на тему: «Работа над плавностью речи: в элементарных ее формах (гласных звуках, фраз из одного слова, коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»















КОНСПЕКТ
ПодгрупповоГО занятиЯ
с заикающимися детьми


НА ТЕМУ:

«Работа над плавностью речи:
в элементарных ее формах
(гласных звуках; фраз из одного слова;
коротких предложений, длинных фраз
с логическим ударением)»



составила:
учитель-логопед
высшей категории
Трибрат М.Ф.





Тема: «Работа над плавностью речи: в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»

Коррекционные цели:
Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Развитие фонационного (речевого) дыхания.
Интонационные упражнения:
Звуки:
учить владеть голосом и звуковой стороной языка
отрабатывать слитность, длительность произнесения, широту звучания нескольких гласных звуков;
соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков;
Слоги:
произносить нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге.
произносить слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса
Слова:
произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово
произносить слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога
Предложения:
учить говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.
учить фразу разделять по смыслу на отрезки (речевые такты).
следите за слитностью и дыханием
учить в зависимости от места паузы изменять смысл высказывания

Ход занятия:

Организационный момент.
Учитель-логопед: сегодня мы начинаем работу над техникой речи, будем правильно дышать и расслаблять мышцы. (Дети становятся полукругом).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Мышечное расслабление (Приложение1)

Учитель-логопед:
Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность главное условие для естественной речи. Научиться расслаблять произвольно мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю над их деятельностью.
Умение расслабить мышцы называется релаксацией мышечным освобождением. Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.
Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.
Упражнения для рук
Упражнения для туловища
Упражнения для ног
Упражнения для шеи
Упражнения для органов артикуляции
Упражнения для голосового аппарата

Дышим правильно – говорим легко

Учитель-логопед:
Важнейшие условия правильной речи это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет (собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.
Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
Упражнения для формирования навыков носового дыхания
Дыхательные упражнения с движениями

Тренируем артикуляционные мышцы

Учитель-логопед:
Хорошая дикция основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Упражнения для органов артикуляции
Работа над плавностью речи.

Произнесение ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Упражнение 1.
Произносить сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом
У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ
Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАУО
Упражнение 2
«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения

а у
а а у у



а а у у
Упражнение 3.
При произнесении последовательности гласных звуков – воспроизвести удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издается одновременно с мягким выдохом.

У? У О? У А? О Э? А Ы? Э Ы? Ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы


Упражнение 4.
В непрерывной линии звучания выделить интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками

у О у а у э у и у ы – (вопрос)
у О у а у э у и у ы – (ответ)
у о у а у э у и у ы – (вопрос)
у о у а у э у и у ы – (ответ)


СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Учитель-логопед:
Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.

Упражнение 1.
Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки. Сочетания из двух-трех и более гласных повторите двашесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза аэаэ аэоаэо
3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо
4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоаэо и т. д.

СОЧЕТАНИЕ с глухими соГЛАСНЫми ЗВУКами.

Упражнение 1.
Соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков:

шу? У


у шу

у-шу, у-шо, у-ша, у-шэ, у-шы
жу? у



У-ШУ шу-жу

у – шу – жу у – шо – жо у – ша – жа


РАБОТА со СЛОгами.

Упажнение 1.
Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.
ТА ТА ТА ТА ТА

Упражнение 2.
Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.
ма ма ма МА. вверх! Вот
па па па ПА. Я иду
та та та ТА. иду я
6а бо бу бы Вот вниз
ла ло лу ЛЫ





РАБОТА НАД СЛОВОМ.

Учитель-логопед:
основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение.
Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова.
Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.

Упражнение 1
Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово. Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука
ария ария ария
амплуа амфора астра
удар урон урок
отделение операция окулист
юмореска юмористка юмористы

Упражнение 2.
Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога.

морозостойкий
высокоурожайный

жаропонижающий
сложноподчиненный

огнеупорный
малоупотребительный


РАБОТА НАД СЛОВОМ и фразой.

Упражнение 1.
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
«Открой дверь!» гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
«Пришла!» с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
«Молодец!» восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
«Кушать подано!» ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.

Учитель-логопед:
Логическое ударение «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности
слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.


Упражнение 1. (КАРТОЧКА 1)

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать тому надо мало спать!
Кто хочет много знать тому надо мало спать!
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
Всем известно: красна речь слушанием.

РАБОТА НАД предложением.

Учитель-логопед:
Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».

- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал; «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вон оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая...
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то?
- Что-о?
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!


Упражнение 1. КАРТОЧКА 2

Помня о том, что предложение это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, разделите предложения знаками препинания (паузами)
Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты).
Задание
Прочитайте предложения.
Расставьте паузы и отработайте фразы.
Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.
Следите за слитностью и дыханием.

1)Без наук, / как без рук. //
2)Была бы охота, / заладится всякая работа.
3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //
4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.
5)Слово отражает мысль: / непонятна мысль / непонятно и слово. //
6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //
7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //

Упражнение 2
Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.
Как обрадовали / его успехи / друга!
Как обрадовали его / успехи друга!

После ухода учителя / в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс / принесли журнал.

У нас / с братом беда.
У нас с братом / беда.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:.
- Над чем мы сегодня с вами работали?
- Что вам больше понравилось на занятии?

дОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Повторять релаксационные и дыхательные упражнения.
Выполнять интонационные упражнения.






Приложение 1
Мышечное расслабление рук

Упражнение 1.
Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.
Упражнение 2.
Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.
Упражнение 3.
Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнения для туловища

Упражнение 4.
Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).
Упражнение 5.
Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).

Упражнения для ног

Упражнение 6.
Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании то левой, то правой ноги.

Упражнения для шеи

Упражнение 7.
Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.














Приложение 2

КАРТОЧКА 1

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать тому надо мало спать!
Кто хочет много знать тому надо мало спать!
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
Всем известно: красна речь слушанием.
_____________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2

Упражнение 1.
Прочитайте предложения.
Расставьте паузы и отработайте фразы.
Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.
Следите за слитностью и дыханием.

1)Без наук, / как без рук. //
2)Была бы охота, / заладится всякая работа.
3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //
4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.
5)Слово отражает мысль: / непонятна мысль / непонятно и слово. //
6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //
7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //

Упражнение 2
Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.

Как обрадовали / его успехи / друга!
Как обрадовали его / успехи друга!

После ухода учителя / в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс / принесли журнал.

У нас / с братом беда.
У нас с братом / беда.










13PAGE 15


13PAGE 141015




15