Использование опорных схем на уроках казахской литературы


Использование опорных схем на уроках казахской литературы
ИргалиеваБотагозОразбаевна, учитель казахского языка и литературы, Камыстинская школа №,села Камысты,Камыстинскогорайона,Костанайской области.

Литературные произведения нельзя изучать по какому-либо отработанному алгоритму, уложить в какую-то строго определенную идентичную схему, так как чувства, переживания выразить схематично нельзя. У педагога-литератора, разумеется, главное – это язык.Только язык поможет интонационно понять всю яркость атмосферы всего произведения. Педагог вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир произведения, в конкретное настроение героя.заставляет его участвовать, переживать. Малое количество часов, отведенных для программного содержания предмету казахская литература, не позволяет всецело, охватить весь сюжетный ряд событий, отраженных в произведении и тут приходишь к парадоксальному выводу: опорная схема- нужна, и при проведении некоторых уроков просто необходима.
Использовать опорную схему нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! Но через визуальное восприятие опорной схемы, учащиеся во-первых,развивают зрительную память, а также усваивают, практически за урок, все содержание произведения. Особенно такие опорные схемы рекомендую использовать при изучении крупных романов.
Опорные схемы по произведениям литературы в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по грамматике казахскогоязыку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании произведения, раскрыть проблематику взаимосвязи героев главной сюжетной линии и сюжета второго плана, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением, а лишь служить дополнительным, вспомогательным наглядным материалом в руках учителя.
Такое построение учебной деятельности для учащихся способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ по сюжету произведения, помогает развитию монологической речи, развитию интонации, осознанию смысла литературных понятий и терминов, развивает логическое мышление.
В данном методическом пособии ,разработанном мною лично, предлагаю познакомиться с опорными схемами к нескольким крупным произведениям казахской литературы, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.
Перед началом знакомства с очередным романом, также по причине малого количества времени для изучения, мною широко применяется такой метод как-задание на опережение, расчитанное на определенного учащегося. Ученику дается возможность заранее подготовить определенный отрывок, монолог, прочтение собирательного портрета героя и оказание посильной помощи педагогу, в проведении урока. Данный вид деятельности учащегося помогает лаконично и быстро дополнить содержание опорной схемы. Подача некоторого материала схематическим методом и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке,создает основу для успешного выполнения домашнего задания. Опыт работы с опорными схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику.Практикую следующий вид деятельности,особенно,если произведение- небольшой рассказ: ребята с удовольствием сами составляют опрныесхемы,иногда креативные и по виду восприятия,и по типу хода их мысли по содержанию рассказа.Далее проходит их презентация.
Опорная схема по содержанию литературного произведения, должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: м/м презентации PowerPoint, компьютерная графика, рисование и т. д.
Схема должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия и в соответствии с возрастными особенностями детей,опорные схемы желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.
В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы.
Предложенная форма работы с опорными схемами на уроках литературы, позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и художественно-творческой работы. Материал, поданный в схемах, в отличии от конспекта (сравнение здесь уместно)предполагает более тщательную узкую проработку материала, как теоретического, так и художественного. Опорные схемы могут быть графическими,словесными и смешанными.
Надеюсь,что предложенный мною материал поможет моим коллегам!!!!