Статья «Использование опорных схем на уроках литературы в 8-11 кла




Введение
Урок литературы – это жизнь, а не час в расписании. Нравственный потенциал
этого предмета порождает особую систему гуманистических знаний – закон
трёх «О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
Основной задачей уроков литературы является не только овладение
литературоведческими понятиями и элементами анализа текста, а воспитание
компетентного, вдумчивого читателя, формирование личности коммуникативной,
стремящейся к самореализации и социализации.
Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают
самостоятельность учащихся.
Не стразу, по крупицам, по кирпичикам я работала над своей проблемой.
Сначала стремилась к тому, чтобы дети не молчали, больше говорили. Изучая
работы заслуженных педагогов, стала использовать на уроках идею
комментированного управления. Я учу не одна. Учит и каждый ученик в классе,
когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных.
Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики.
Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает
по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.
А как выявить таких ребят, которые поведут за собой остальных?
Так я стала изучать источники одарённости и выявлять их.
В 2000-2006 годы я работала над проблемой «Работа с одарёнными.
Творческая и исследовательская деятельность на уроках литературы».
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей,
обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые
задачи.
Я как учитель гуманитарного цикла стараюсь воспитать ученика,
личность с богатым внутренним миром, широтой интересов, умением
чувствовать и понимать красоту, творить. В этом мне помогает технология
критического мышления на уроках литературы.
Как же определить критическое мышление? Предлагаемое мною определение
состоит из пяти пунктов.
1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное. А мышление
может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный
характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать
собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
2.Информация является отправным, а не отнюдь конечным пунктом
критического мышления.
3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
проблем, которые нужно решить.
4.Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5.Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль
проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Используя метод критического мышления я развиваю у чащихся умения
переконструировать информацию, пытливость ума, стремление мыслить и
делать всё по-своему.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
предполагает применение определённых методов, приёмов и стратегий обучения,
которые направлены на раскрытие творческого потенциала учащихся. Могут быть
использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно хорошо известные в
педагогической практике.
Хороший творческий потенциал ребёнка позволяет прогнозировать будущие
высокие достижения в каком-либо виде деятельности. Ежедневная встреча с
такими детьми несёт всегда что-то новое. Нам, учителям, приходится теперь
меняться самим, раскрывать свои способности и талант, повышать планку
требований к себе.


Уроки литературы в 8 классе
Тема: А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы». Романтический конфликт в поэме.
Цель: показать учащимся, в чём заключается романтический конфликт
в поэме, способы его раскрытия.
Проблемные вопросы:
1.К какому поколению можно отнести Алеко?
2.В каких условиях он был рождён и воспитан?
3.Почему произошёл разрыв героя с цивилизацией?
К чему это привело?
4.Какой мотив звучит в поэме?
5.Какой приём использует автор, показывая две формы жизни героя?

Алеко ___________конфликт ___________Рождение
Образ молодого Воспитание
поколения XIX в.
Разрыв

Цивилизация ======противопоставление=====Вольная жизнь
Табор, рай
Мотив изгнания Изгнание
конец
-------------------------------------------------------------------------------------
К о н т р а с т

Вывод: конфликт поэмы заключается в столкновении двух жизненных философий.
Тема: М.Ю.Лермонтов. поэма «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к
вольности.
Цель: раскрыть черты романтической личности в поэме, показать одиночество
героя, его стремление к вольности.
Проблемные вопросы:
1.В каких условиях был рождён и воспитан главный герой.
2.Какими чертами романтической личности наделён Мцыри?
3. Почему протестует Мцыри?
4.К чему стремился герой поэмы? К чему это привело?


Вывод: Мцыри по своей натуре является воином, с горячей и вольнолюбивой
душой. Судьба уготовила ему участь «ночного зверя, отгороженного от
людей». И Мцыри, как романтический герой, чувствует одиночество,
стремится к свободе и погибает.
Тема: Построение рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Цель: познакомить учащихся с приёмом построения рассказа Л.Н.Толстого.
Проблемные вопросы:
Какие стороны жизни показаны в рассказе?
На какие части можно разделить рассказ?
Какие слова могут быть ключевыми для первой части рассказа?
Какие слова могут быть ключевыми для второй части рассказа?
Какой приём использует автор для построения рассказа?



Вывод: зачастую мы видим человека только с одной стороны. Но бывает, что
перед нами представляется совсем другая сторона его жизни. Именно
это мы видим в произведении Л.Н.Толстого. Автор, используя приём
контраста, показал две стороны жизни, две оборотные стороны медали.
Тема: Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Система образов и способы
создания характеров.
Цель: раскрыть систему образов в комедии, показать способы их изображения.
Проблемные вопросы:
1.На каких два лагеря можно разбить героев комедии?
2.Кто является антоганистом, кто – протаганистом в комедии?
3.В каких отношениях находятся между собой герои?
4.Какую позицию они занимают по отношению друг к другу?

Вывод: героев комедии можно разделить на два лагеря, которые
противопоставляются друг другу. Автор комедии для создания
характеров использует приём антитезы.
Тема: В.Г.Короленко. Рассказ «Сон Макара». Две формы жизни.
Цель: раскрыть художественный стиль рассказа, выявить жизненную позицию
писателя, его видение двух форм жизни.
Проблемные вопросы:
1.С помощью какого героя автор рассказа раскрывает суть двух форм жизни?
2.Как вы представляете себе жизнь Макара на селе? Какой была его реальная жизнь?
3.Почему эта жизнь показана в мрачных тонах?
4.Какой увидел жизнь Макар во сне?
5.Чем явился сон для души Макара?



Вывод: только во сне, а не в реальной жизни, возможны и протест человека, и желание излить душу, и отстаивание своей справедливости.
Уроки литературы в 9 классе
Тема: Тема любви в лирике А.С.Пушкина.
Цель: показать благородство, искренность, неистребимость пушкинских чувств;
проанализировать, как меняется чувство любви в лирике Пушкина.
Проблемные вопросы:
1.Почему в стихотворении «К…» поэт называет любовь «чудным мгновением»?
2.Почему воскресает «мимолётное виденье»?
3.Чем для Пушкина является любовь в этом стихотворении?
4.Какому чувству вынуждено подчиниться чувство любви в стихотворении
«Я вас любил»?
5.Чем для Пушкина является любовь в этом стихотворении?
6.Чем взволнован поэт в стихотворении «На холмах Грузии»?
7. Чем для Пушкина является любовь в этом стихотворении?
Мгновение – сильнее годов. Любовь подчиняется Гармоничное развитие
Хрупкая красота – самоотверженности чувства любви
могущественнее мятежного
порыва бурь.
=================== ============== ==============
Чудо любви, которое надежда на счастье «гореть и любить»
Воскресает былое любимой женщины страсть
Вывод: любовь у Пушкина благородна, искренна. В самом начале путь любовь для
поэта являлась чудом, воскрешающим былое. В зрелом возрасте это
чувство явилось надеждой на счастье. И понимая быстротечность жизни,
поэт стремится «гореть и любить». Любовь для него становится
страстью.
Тема: Мотив жизни и смерти в философских стихотворениях А.С.Пушкина.
Цель: раскрыть мотив жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина.
Проблемные вопросы:
1.О чём размышляет поэт в стихотворении «Вновь я посетил…»? Какие думы
его тревожат?
2.Что осознаёт поэт в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц…»?
3.Какие думы тревожат поэта в стихотворении «Элегия»?
Течение и обновление Кончина; Бесконечная
жизни; смена поколений память потомков влюблённость в жизнь
– «зелёная семья»
=================================================================
Б Е Г В Р Е М Е Н И
Вывод: бег времени – вечная изменчивость мира, которая творит всеобщее
равновесие и единство жизни на Земле.


Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Эволюция Печорина.
Цель: раскрыть своеобразие образа Печорина в системе художественных образов,
проанализировать жизненный путь Печорина.
Проблемные вопросы:
1.Каким мы видим Печорина в повести «Тамань»?
2. Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери?
3. Что ищет главный герой в любви (повесть «Бэла»)?
4.Какой вопрос решается в повести «Фаталист»?Почему Печорин усомнился в
существовании предопределения?
5.Почему дружба Печорина и Максим Максимыча обрывается трагически? Что
осуждает автор в характере Печорина?
«Тамань» Печорин полон жизни, энергии,
способен на сочувствие


«Княжна Мери»
Активно добивается цели, сострадает


«Бэла»
Ищет спасение в любви, добивается, но...
но...


«Фаталист»
Не дорожит ни своей, на чужой жизнью


Не способен на душевное движение к человеку
«Максим Максимыч»

Умер где-то в Персии


Вывод: лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности.
Однако во всех жизненных столкновениях благородные порывы в
конечном счёте уступают место жестокости. Печорин
руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями,
не считаясь с с интересами окружающих. Трагедия Печорина в ясном
понимании им своей противоречисвости: «...зачем я жил?
Для какой цели я родился?»
Уроки литературы в 10 классе
Тема: Петербург в романе Ф.М.Достоевкого «Преступление и наказание».
Цель: познакомить учащихся с поэтикой образа Петербурга в романе, показать роль
города для раскрытия образа главного героя.
Проблемные вопросы:
1.В каком городе роисходит действие романа?
2.Каким мы видим город на страницах романа?
3.Почему он разный? В ч1м его двойственность?

Вывод: Петербург – город одиночества. Жизнь в Петербурге ломает судьбы
героев. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такойобстановке.
Тема: Поэтика сновидений в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: познакомить учащихся с поэтикой сновидений в романе, показать роль снов
для раскрытия образа главного героя.
Проблемные вопросы:
1.Чем являются сны в романе?
2.Что анализирует каждый сон Раскольникова?
3.Какие реалии из снов раскольникова бросаются в глаза?
4.Какой сон является «философским» итогом романа?


Вывод: из детского прошлого героя сновидец движется через ужасное настоящее
в ещё более страшное будущее всего человечества.

Тема: Пространство и время в художественном мире повести
Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Цель: познакомить учащихся с пространственной и временной моделью повести.
Проблемные вопросы:
Какие пространства подробно описаны в повести?
Образ какого пространства претерпевает определённую эволюцию в повести?
Что влечёт перемену пространства? Как это происходит?


Вывод: все три пространства в повести становятся «свидетелем» страшного
процесса перерождения личности.

Тема: Композиция и сюжет повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Цель: познакомить учащихся с особенностями композиции и сюжета повести.
Проблемные вопросы:
1.Что включает в себя композиция повести?
2.Что писатель вынем в заглавии повести?
3.Что составляет сюжетную основу повести?
4.Какой приём лежит в основе развития сюжета?
5.как меняется Катерина после совершённых преступлений?
6.Что является развязкой повести?

Вывод: сюжет повести подчинён описанию обстоятельств жизни и смерти
главной героини повести. Мы видим, как меняется Катерина после
совершенных ею преступлений.


Уроки литературы в 11 классе
Тема: Поиски истины Г.Мелиховым в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Цель: познакомить учащихся с трагической судьбой Григория Мелехова,
охарактеризовать путь поиска истины главного героя.
Проблемные вопросы:
1.Какую позицию занимает Мелихов в гражданской войне? Почему?
2.К какому душевному состоянию Григория привели события, связанные с
восстанием?
3.К чему привело это состояние?
4.Каким мы видим Мелихова после смерти Аксиньи?
5.Куда и к кому привёл его жизненный путь?

Вывод: трагически сложилась судьба Мелихова: не он выбирал время,
в котором жить. Надломлен Мелехов, но не сломлен. У него есть сын, а
значит есть надежда. Последняя ниточка, связывающая Григория с
жизнью.
Тема: Б.Пастернак «Доктор Живаго». Философия жизни Живаго.
Цель: познакомить с учащихся с трагической судьбой русского интеллигента,
раскрыть сущность пути главного героя.
Проблемные вопросы:
1.С какого момента показана история жизни Живаго?
2.Что называет Живаго «историческим чудом»?
3.Какова жизненная позиция Живаго?
4.В чём заключается жизненная задача Живаго, по его мнению?
5.Как решает противостоять главный герой силе, лишающей добра и любви к
человеку?
6.Сделав выбор, с кем в один ряд становится Живаго?

Вывод: Живаго до конца жизни остаётся верным своему пониманию смысла
жизни, который заключается во внутренней свободе личности, свободе
духа.
Тема: Женские образы в романе М.М.Шолохова «Тихий Дон».
Цель: познакомить учащихся со способами создания женских образов в романе,
показать их роль для раскрытия образа Мелехова.
Проблемные вопросы:
1. В чём заключается драматизм образа Натальи?
2. Что является главными свойствами характера Натальи? Какое качество является
самым главным?
3. Почему любовь Натальи является эгоистической?
Что является главными свойствами образа Аксиньи?
Какой является любовь Аксиньи?



Вывод: составной частью драмы Мелехова проходит трагическая повесть о любви
Григория к двум женщинам. Чувство Натальи эгоистически замкнуто: она
больше думает о своих страданиях, не желает понять драму любимого
человека. Этим холодом непонимания она толкнула Григория к Аксинье.
Любовь Аксиньи приобрела одухотворённость.. Она слепо вверяла ему свою
любовь. И в этом была одна из причин трагической гибели этой сильной
женщины.
Тема: Любовная линия в сюжете поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Цель: познакомить учащихся с особенностью сюжета и композиции поэмы, раскрыть
идейную насыщенность любовной линии в сюжете поэмы.
Проблемные вопросы:
1.Какие события изображены в поэме?
2.С чего начинается развитие сюжета в поэме?
3.Чем является для героя образ девушки в белой накидке?
4.Как воспринимает поэт этот образ в начале и в конце поэмы?

Романтический образ девушки в белой накидке

Воспоминания о юности
Возвращение
поэта в родные места



Надежда на возобновление крушение
былых отношений надежды

л ю б о в ь Вывод: лирическая линия сюжета даётся в кольцевом обрамлении строк о девушке в белой накидке. В эпилоге поэт трансформирует это описание. Звучит
утверждение любви, которая продлевает жизненные катастрофы,
чужбину, обиды, продолжает жить, соединяет Анну Снегину и
лирического героя.

Тема: Смысл и символика названия романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Цель: раскрыть смысл и символику названия романа.
Проблемные вопросы:
1.На протяжении какого времени работал Б.Пастернак над романом?
2. Что составляет сюжетную основу романа?
3. С каким словом этимологически связана фамилия главного героя?
4. Какой смысл автор вкладывает в профессию героя романа?
5.Что означает имя Юрий?


Вывод: название романа содержит в себе жизнь в квадрате, это гимн
неисчерпаемой и вечной жизни. Главный герой романа - врач,
мыслитель, поэт.

Тема: Художественные особенности романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Цель: раскрыть художественные, жанровые особенности романа.
Проблемные вопросы:
1.Какие вопросы решает главный герой романа?
2. Что изобразил писатель в прозаической части романа?
3. Как показывает Пастернак жизнь русских интеллигентов в годы революции?
4.Что позволяет человеку в мире политических страстей оставаться человеком?
5.Какие отношения связывают главного героя с Тоней и Ларой?


Вывод: это не только философский, исторический, любовный, семейный роман.
Это роман – биография. Жанр романа можно определить и как
синтезный или «гибридный», потому что он соединяет в себе эпос
и лирику, прозу и поэзию.
Список использованной литературы
1. Д.Клустер. Что такое критическое мышление?
Газета «Русский язык» № 29, 2002 г.
2. Материалы международной научно-практической конференции «Личностно
ориентированная парадигма образование как условие построения субъект –
субъектного педагогического процесса»
Алматы 2005 г.
3. Р.И.Альбеткова. русская словесность. Методические рекомендации.
Москва. «Дрофа» 2000 г.
4.Русская классическая литература и современность. Учебник для 10 класса
общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-
гуманитарного направления под редакцией Г.Г.Лукпановой, В.В.Савельевой,
Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаевой, Л.С.Рыгаловой, Е.М.Лулудовой, Е.А.Агушевич.
Алматы «Жазушы» 2006 г.
5.Русская литература XX века. Художественный мир эпохи. Учебник для 11 класса
общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с русским
языком обучения под редакцией Г.С.Д.Абишевой, З.Н.Поляк, М.С.Асылбековой,
Т.П.Чаплышкиной, , Л.С.Л.В.Сафроновой, Е.А.Агушевич.
Алматы «Жазушы» 2007 г.
6.Р.А.Шкуран. Современные образовательные технологии на уроках русского языка.