Путешествие в сказочную страну « Грамматика немецкого языка »








Ф.И.О. Рожкова Инна Сергеевна
Должность: учитель немецкого языка
Место работы: Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кановская средняя общеобразовательная школа»
Старополтавского района
Волгоградской области

Эл. адрес: innarogkova@mail.ru












Тема: Путешествие в сказочную страну « Грамматика немецкого языка »
Класс: 6 класс Форма проведения: Урок – путешествие.
Цель: Повторение грамматических тем « das Substantiv, das Adjektiv , das Verb »
(« Существительное», « Прилагательное», « Глагол»)
Воспитательные, образовательные, развивающие задачи:
Учить детей элементам анализа и синтеза, умению сравнивать и делать выводы.
Развивать логическое мышление, память, творческую фантазию.
Учить детей работать дружно в группе, слушать своих товарищей.
Развивать интерес к изучаемому предмету.
Развивать умение использовать изучаемую грамматику в своей речи.
Практические задачи:
Склонять артикли по падежам.
Изменять глаголы по лицам и числам – спряжение.
Распознавать лицо глагола в тексте по местоимению.
Читать текст, извлекая необходимую информации.

Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Интерактивная доска
Учебные карточки


Слайд 1
Ход урока.
Организация урока.
Lehrerin: Guten Tag, Kinder
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Слайд 2


Telegramm
Liebe Freunde!
Ich bin sehr krank. Aber ihr kцnnt mir helfen. Man muss ins grammatische Land gehen und eine Arznei in der Apotheke in der Stadt „Verb“ kaufen. Helfen Sie mir, bitte! Onkel Perfekt.



Lehrerin: Versteht ihr? Was?
(Ребята передают смысл телеграммы).
Lehrerin: Was sagt ihr dazu? Helfen wir dem Onkel Perfekt?
Schьler: Ja, natьrlich.
Lehrerin: Um dem Onkel Perfekt zu helfen, muss man eine Reise ins grammatische Land machen. Aber der Weg ist lang und gefдhrlich.
Wir werden einige mдrchenhafte Stдdte dieses Landes besuchen. Wir wiederholen das Substantiv, das Adjektiv und das Verb. Мы посетим с вами три города – «Имя Существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
II. Систематизация грамматических знаний.
Also, unsere Reise beginnt.
Слайд 3


1. Stadt “ Substantiv”

Oh! Wir sehen die erste Stadt. Das Schloss? Aber warum? Und da ist der
Zettel. Die Frage?



Дети отвечают: ( Оно пишется всегда с большой буквы.)
Звон открывающегося замка, входит Фрау Грамматик.
Слайд 4
Frau: Guten Tag, Kinder
Wie es bereits bekannt ist, bin ich die Frau Grammatik..
Und das ist die Stadt “ Substantiv”.
Willkommen in der Stadt.
Frau: Hier mьsst ihr zwei Aufgaben ausfьllen. Aber um endlich anzufangen mьsst ihr euch in zwei Gruppen aufteilen.
(Дети вытягивают карточки с названиями «Substantiv» и «Adjektiv», делятся на две команды)
Lehrerin: За каждое выполненное задание команды будут получать жетоны, какая команда наберет большее число жетонов, та и окажется победителем!
Слайд 5
Aufgabe № 1. Распределите существительные в три колонки согласно их
грамматическому роду.
DER DIE DAS
Mensch m, Freund m, Schule f, Ziel n, Frau f, Fenster n, Vater m, Mutter f, Pause f, Stadt f, Schiff n, Auto n, Apfel m, Salat m, Zeit f, Wetter n.
Arbeitszeit 1-2 min. S-1, S-2, S-3 – Lies!
(За правильно выполненное задание – 2 балла)
Ребятам предлагается выполнить также дополнительное задание «Вставьте артикль».
Слайд 6
Aufgabe № 2. Укажите номер столбца, в котором стоят определенные артикли
дательного падежа.

1
2
3
4

Мужской род
den
dem
des
der

Женский род
die
der
der
die

Средний род
das
dem
des
das

Множеств. число
die
den
der
die

Nehmt ein Blatt Papier mit dem Name. Und schreibt Nummer. Arbeitszeit 2 min.
(за правильно выполненное задание – 1 балл)
Lehrerin: Sehr gut, Kinder. Мы с вами посетили город «Имя существительное».
Слайд 7
2. Stadt “Adjektiv”
Lehrerin: Oh! Wir sehen die zweite Stadt. Und wo ist die
Frau Grammatik? Aha, hier gibt es noch das
Schloss und der Zettel. Die Frage?




(дети выбирают правильный ответ.) Входит Фрау Грамматик.
Frau: Und da bin i
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Ребята, как вы думаете, с какими заданиями мы сейчас столкнемся?
Schьler: Степени сравнения имен прилагательных.
Aufgabe № 1. Nennt Antonyme:
Gut – bцse Jung – alt
Lustig – traurig Klug – dumm
FleiЯig – faul Schцn – hдsslich
Aufgabe № 2. Nennt die Komparationsstufen der Adjektiv:
Dieses Blatt ist schцn.
Jene
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ier ist am (grцЯten.)

(Команды делают по три задания, затем обмениваются ими и проверяют правильность выполнения с ответами в презентации. Если все задания выполнены правильно, команда получает три жетона).
Aufgabe № 3. Spiel “ Wer ist der Prahlhans? ” ( Хвастун)
Встретились как-то три улицы: PositivstraЯe, KomparativstraЯe, und SuperlativstraЯe. И стали спорить, кто из них самый лучший? Я даю карточку от имени PositivstraЯe, а две другие вступают в спор. Каждая группа побывает в роли всех трех улиц.
Also, beginnen wir zu spielen.
S-1 S-2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Ребята, Фрау Грамматик представила нашему вниманию карту. Благодаря ей мы с вами доберемся до города «Глагол». Но нам необходимо будет преодолеть горы Глаголов, победить Дракона, отремонтировать мост и перебраться по нему в страну Ошибок, затем пройти через Джунгли и приобрести билеты на поезд, на котором мы и доедем до города «Глагол», где приобретем лекарства дядюшке Перфект.
Das erste Hindernis sind die Verbale Berge.
Um dieses Hindernis zu ьberwдltigen, muss man Infinitiv und Partizip II nennen:
Aufgabe № 1
Lachen
machen

Gehen
laufen

Fahren
springen

Aufstehen
wachsen

Basteln
baden

Malen
helfen

Bauen
sehen


Дети говорят правильный ответ. (Если все глаголы названы правильно, команды получают по три балла).
Выходит Фрау Грамматик.
Frau: Oh! Sehr gut. Danke schцn. Ich bin zufrieden. Aber bitte, macht meine Aufgaben.
Lehrerin: Und das ist Dragon.
Um Dragon zu siegen, muss man richtig theoretische Fragen beantworten.
Aufgabe № 2

Что такое Перфект? Когда он употребляется?
Как образуется Перфект?
Как изменяется глагол haben?
В каких случаях Перфект образуется при помощи вспомогательного глагола sein?
А как образуется P.II слабых глаголов?
А как образуется P.II глаголов с неотделяемыми приставками?
А как образуется P.II глаголов с отделяемыми приставками?
(За каждый правильный ответ - жетон)

Lehrerin: Hurra! Wir haben Dragon gesiegt. Reisen wir weiter. Aber auf unserem Weg ist ein Fluss.
Aufgabe №3
Um die Brьcke durch diesen Fluss reparieren, muss man einige Ьbungen machen
Два ученика работают у доски.
Вставить глаголы haben или sein в правильной форме:
1) Ich im Sommer viel gebadet.
1) Ich am Abend eine Rakete gebastelt.

2) ) Ergestern in die Bibliothek gegangen.
2) Das Kind ... der Mutter geholfen.


Aufgabe № 4
Класс в это время работает с сигнальными картами haben или sein
С каким вспомогательным глаголом будут образовывать перфект следующие глаголы:
Machen
helfen

Gehen
springen

Laufen
basteln

Lachen
aufstehen

Правильность выполнения задания на доске оценивается в 2 балла. С сигнальными карточками – 1 балл.
Aufgabe № 5
Nun gut, die Brьcke ist fertig. Wir gehen weiter. Das ist Fehlerland.
Hier leben die Fehler. Man muss die Fehler finden.
Findet bitte, die Fehler! Найдите, пожалуйста,ошибки!
Die Kinder haben gern Schi gelaufen.
Wir hat im Sommer Wanderungen gemacht.
Die Freunde bin oft Briefe geschrieben.
Команды обмениваются карточками, проверяют работу друг друга. Если все ошибки найдены, команды получают по три балла.
Aufgabe № 6
Und jetzt sind wir in den grammatischen Dschungeln.
Hier leben lustige Affen. Aber sie wissen den Winter nicht . Sie wollen wissen, was wir im Winter gemacht haben. Bitte, Kinder, erzдhlt!

III. Употребление грамматической формы Перфект в речи
a) Was habt ihr im Winter gemacht?(фронтально)
b) Und was habt ihr am Sonntag gemacht? (Работа в парах. Составление диалога)
Ребята составляют предложения. (Сколько предложений высказано, столько жетонов).

Lehrerin: Mit dem Zug kцnnen wir in die Stadt fahren. Man muss fьr Fahrkarten sorgen. Ребята, этот поезд имеет три вагона, но условия проезда в них разные, вагон № 6 – купейный, он самый дорогой, значит, и билет в этот вагон заработать сложнее. Вагон № 7 – плацкартный, получить билет чуть легче, чем в 6, а вагон № 5 – общий, здесь сидячих мест может и не быть. Будете добираться стоя. Но при этом вы легко его приобретете, если правильно выполните задание.
Учащиеся получают дифференцированные задания на карточках.
Karte №1
Bildet Satze im Perfekt! Составьте предложения в Перфект.
1. Die Kinder im Winter (rodeln)
2. Sie viel Wintersport (treiben)
3. Ich am Abend ins Kino (gehen)

Karte №2
Setzt die Verben in der richtigen Form ein! Поставьте глаголы в нужной форме.
1. Er hat viele Bucher (lesen)
2. Ich habe im Sommer viel (baden )
3. Die Kinder haben einen Schneemann (bauen)

Karte№3
Sucht die Satze im Perfekt! Найдите предложения в Перфект.
1. Er war in der Stadt Mednogorsk.
2. Peter hat eine Rakete gebastelt.
3. Ich will am Abend zu Gast gehen.
4. Ich habe im Sommer bei meiner Tante gewohnt.
Lehrerin: Молодцы, ребята! Мы приобрели билеты и теперь попадем в город Глагол.
V. Подведение итога урока.
Liebe Freunde! Ihr habt eine interessante Reise gemacht. Aber diese Reise war auch schwer und gefдhrlich. Sehr angenehm, dass ihr gut, wissbegierig und hilfsbereit seid. Ihr helft dem Onkel Perfekt. Er wird jetzt gesund. Ich gebe ihm eine gute Arznei, das sind eure guten Noten. Eure guten Noten machen den Onkel Perfekt gesund.

Auf Wiedersehen.
Считаем количество жетонов. Выделяем команду – победительницу.
IV. Рефлексия





Методическая литература:
Райх Б.Л. Немецкий язык: Тесты. 5-6 кл. Учебо – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 160с.
Deutsch, 2 Schritte: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /И. Л. Бим , Л.М.Санникова, Л.В. Садомова.– 4-е изд.– М., Просвещение, 2007. – 352 с.: ил.
Газета «Немецкий язык»
К.В.Веселухина, Л.И.Ковалева Пособие по внеклассной работе.
Журналы «Иностранные языки в школе»
Логунова С. В. « Деятельностный аспект осознанного овладения грамматикой...» ИЯШ 3/97
Интернет – ресурсы :
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. http://sowieso.de/




























Самоанализ урока

Открытый урок по теме «Путешествие в сказочную страну «Грамматика немецкого языка» был проведен в 6 классе, в котором обучается 8 человек. Класс по своим способностям средний. Но хочется отметить, что учащиеся изучают немецкий язык с желанием.
Этот урок четвертым по теме «Deutsche Schulen. Wie sind sie» в разделе «Грамматика – крепкий орешек». Такие уроки помогают вовлечь в работу всех учащихся. При разработке урока была поставлена триединая дидактическая цель:  языковой, развивающий и воспитательный аспект.
Языковая цель:
- повторить грамматические темы: «das Substantiv, das Adjektiv, das Verb»; («Существительное», «Прилагательное», «Глагол»); а именно «Род существительных», «Склонение артиклей», «Синонимы - антонимы прилагательных», «Степени сравнения прилагательных» и формы глаголов в «Perfekt».
    - совершенствовать фонетико-лексические  навыки и развить речевые  умения.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, память, творческую фантазию, языковую догадку и познавательную активность учащихся.
Воспитательная цель: приветливое отношение к одноклассникам; учить умению слушать и слышать.
Форма  урока: урок-путешествие.
Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием наглядно-иллюстративного метода обучения.
Практические задачи урока: 1. Учить детей элементам анализа, умению сравнивать и делать выводы.
2. Учить детей работать дружно в группе, слушать своих товарищей.
3. Склонение артиклей по падежам.
5. Изменение глаголов по лицам и числам – спряжение.
6. Распознавание лица глагола в тексте по местоимению.
7. Чтение текста, извлечение необходимой информации.
При подготовке к уроку учитывались: программные требования, рекомендации, книги для учителя к данному УМК, а также индивидуальные  особенности  учащихся.            На мой взгляд, цели урока были  достигнуты.
         Структура  урока  традиционная: организационный  момент, фонетическая  зарядка , динамическая  пауза, упражнения  на  развитие  навыков диалогической  и  монологической  речи, заключительный  этап (подведение итогов урока).
Отбор содержания, форм и методов обучения соответствовал  целям урока.
– Выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач.
– Время для опроса изученного материала и закрепления было  выделено рационально.
– Между различными этапами урока существовала логическая связь.
Главным этапом можно назвать соревнование команд на знание: склонение артиклей, род существительного, степени сравнения прилагательных, и форм глаголов в «Perfekt». На каждый этап урока отводилось определённое время, которое было рационально распределено. Все этапы связаны друг с другом, использовались так называемые «мостики» от одного задания к другому, что создало целостность всего урока. И все эти этапы были проведены в форме игры.
        На уроке формировались фонетические, лексические и грамматические навыки (исходя из целей урока). Ведь главное при обучении иностранным языкам – единство фонетики, лексики и грамматика. Игра внесла разнообразие в урок. Это  способствовало  развитию творческих  и  артистических  способностей. На  мой  взгляд,  на  уроке  дети  не  устали,  так  как    менялись  виды  деятельности. На уроке присутствовали разные виды деятельности:
– чтение (в учебнике: названия улиц, стихотворение);
– говорение (называли улицы, проговаривали слова);
– аудирование;
– игровая деятельность;
– фронтальный опрос.
Мне кажется, путешествие прошло увлекательно. Все ребята успешно справились со всеми упражнениями и заданиями.
 Во время урока использовались: дидактические материалы: Рабочие листы, презентация, созданная в Power Point, раздаточный материал (флажки для оценивания знаний, умений и навыков).           Я старалась чередовать виды деятельности, смена заданий благоприятно отразилось на дисциплине в классе.
 Для  достижения  целей  урока   использовались  разнообразные  формы  и  методы  работы,  благодаря  которым  на  уроке  преобладала  благоприятная  психологическая  атмосфера, ученики  показали  хороший  уровень  усвоения  материала.  Присутствовали взаимное расположение, сопереживание, поддержка, взаимное уважение. На  заключительном  этапе  урока    подводились  итоги.
Посредством рефлексии мы увидели результаты урока и положительные эмоции детей.


















13PAGE 15


13PAGE 14815







Для того, чтобы попасть в город, нужно ответить на вопрос:
« Почему немецкое существительное легко найти в тексте?»






Выберите правильный ответ: «Обращаясь к Фрау Грамматик, мы употребим прилагательное:
1. Lieber 2. Liebe. 3. Liebes


Meine StraЯe ist am lдngsten.

Meine StraЯe ist lдnger.

Meine StraЯe ist lang.

Meine Mutter ist gut.

Unsere Schule ist gut.

Mein Haus ist groЯ.

Meine Lehrerin ist schцn.

Mein Vater ist hoch.



Заголовок 1 Заголовок 315